Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

В работе представлено пять глав, где последовательно рассмотрены: теоретические вопросы, касающиеся определения инфляции и истории инфляционных процессов, а так же теории инфляции в различных экономических школах; непосредственно причины инфляции и ее основные показатели и индексы; виды формы и последствия инфляции; как экономические, так и социальные. Заключительные главы будут посвящены антиинфляционной политике и особенностям инфляционных процессов в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
1 Инфляция: понятие, теории и причины её возникновения..….6
2 Виды и формы инфляции. Измерение инфляции …………………….11
3 Экономические и социальные последствия инфляции……………………….27
4 Антиинфляционная политика: понятие, теоретические концепции…….31
5 Особенности преодоления инфляционных процессов в Республике Беларусь..35
Заключение………………………………………………………………………...40
Список использованных источников………………………………………….…42
Приложение А………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 160.47 Кб (Скачать)

Суть политики экспансии заключается в том, что государство стремится повысить совокупный спрос путем увеличения государственных расходов или снижения налогов.

Рост государственных  расходов повышает покупательную способность  в экономике, а, следовательно, и  общий объем спроса, что в свою очередь ведет к росту объемов производства. Снижение налогов действует в принципе таким же образом.

Воздействовать  на совокупный спрос можно посредством  стимулирования инвестиций, например с помощью снижения ставки процента, что делает кредит на расширение производства более дешевым.

Политика сдерживания, или рестриктивная политика, направлена на снижение покупательной способности населения путем урезания государственных расходов или повышения налогов. Она может также включать повышение процента в целях сдерживания инвестиций, тем самым, сокращая общий объем совокупного спроса. [6].

Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должны использовать различные методы борьбы с инфляцией, которые могут быть прямыми и косвенными.

К косвенным методам относятся:

1. Регулирование  общей массы денег через управление  ими центральным банком;

2. Регулирование  ссудного и учетного процесса  коммерческих банков через управление  ими центральным банком;

3. Обязательные  резервы коммерческих банков, операции  центрального банка на открытом  рынке ценных бумаг.

Прямые  методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

1. Прямое и  непосредственное регулирование  государством кредитов и тем  самым - денежной массы;

2. Государственное  регулирование цен;

3. Государственное  (по соглашению с профсоюзами)  регулирование заработной платы;

4. Государственное  регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и  валютного курса.

Для того, чтобы правильно организовать антиинфляционную политику, следует разработать стратегию и тактику, которая предполагает комплекс основных направлений борьбы с инфляцией:

1) Гашение инфляционных ожиданий:

а) укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или замедлить рост;

б) существование в стране правительства, проводящего антиинфляционную политику.

2) Долгосрочная денежная политика:

а) ограничение размеров централизованных кредитов предоставляемых ЦБ;

б) увеличение ЦБ реальной учетной  ставки, продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке;

в) стабилизация курса национальной валюты;

г) введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.

3) Сокращение бюджетного дефицита, то есть увеличение доходов и уменьшение расходов государства

4) Государственное стимулирование научно-технического прогресса и структурной перестройки экономики:

-направить инвестиционные  потоки на секторы обслуживающие  потребительский рынок

5) Демилитаризация и конверсия военной экономики.

Здесь антиинфляционное регулирование  со стороны совокупного предложения.

Тактика:

1)Государственная поддержка повышения товарности предложения – это льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства.

-приватизация государственной  собственности.

2)Поддержка формирования  новых рынков (пример – рынок  информационных услуг) их воспроизводство  происходит с минимальными издержками, а это:

-рост совокупного предложения;

-повышение ставки процента  по вкладам и депозитам, по  гос. облигациям.

-развитие акционерных  форм собственности

-стимулирование приобретения  недвижимости

-денежные реформы.

Существует  несколько моделей антиинфляционной политики:

1) Классическая экономическая теория:

-рестриктивная денежная политика ЦБ

2) Кейнсианская теория:

а) дефляционную политику (снижение гос.расходов, увеличение налогов)

б) «политику доходов» (против инфляционных издержек) важный инструмент – ценовое соглашение.

3) Монетаристская модель т.е. самостоятельное искоренение инфляции.

4) Теория «экономики предложения»  т.е. стимулирование производства  и экономической деятельности.

5) 2-а вида (в развивающихся  странах)

а) ортодоксальная (т.е. господство денежных факторов в развитии инфляции.

Б ) геротодоксальная (неортодоксальная) это временное замораживание цен и зарплаты, или сдерживание их роста.

Как говорилось ранее, каждая страна решает проблему инфляции по-своему. Например:

- в 60 - 70-х гг. нашего века в Англии и других  странах внедрялась политика  «стоп — вперед», оказавшаяся  неэффективной в плане снижения  инфляции. Сдерживание цен покупалось  ценою снижения производительности  и жизненного уровня населения.

- Скандинавские  страны, Нидерланды и некоторые  другие проводят политику - контроль  соотношения цен и окладов.  Хотя в краткосрочном плане  кое-что получается (Финляндия 1967—1971 гг., США— 1951-1952 гг.), но долгосрочно  и эта политика не приживается.

- при правлении  Кеннеди и Картера в США  – государственные рекомендательные  ориентиры установления цен и  заработной платы. Этого тоже  не хватает надолго. В США  также 60% трудовых контрактов  конкретно и многовариантно оговаривают  рост заработка в зависимости  от темпа инфляции.

К сожалению, ни один из перечисленных видов политики доходов не является идеальным. Экономисты с мировым именем признают - не был  найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетать умеренный рост цен и невысокую  безработицу.

В основе большинства  вариантов стратегий активной борьбы с инфляцией лежит, по преимуществу, так называемая «компромиссная теория инфляции», в соответствии с которой  рост безработицы и рост инфляции взаимообратны. Это означает, что для снижения темпов инфляции надо увеличивать количество безработных.

В связи с популярностью, «естественностью» стихийного рыночного  механизма применяется обеспечение  так называемого естественного  уровня безработицы.

Естественный  уровень безработицы — тот, при  котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При нем достигается  умеренная взаимная стабильность и  цен, и заработной платы.

Для сдерживания  инфляции практически во всех странах  требуется все больше и больше увольнять, т.е. повышать естественный уровень безработицы. Так, за последние 20 лет этот уровень возрос для США, например, с 4 до 7% трудоспособного населения.

Зададимся вопросом: какую цену заплатит наше общество за снижение уровня инфляции? Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1% безработица должна в течение  года быть на 2% выше своего естественного  уровня. По закону Оукена это означает снижение реального ВНП на 4% ниже потенциального. Так, для США в 1985 г. подобная потеря продукта составила 160 млрд. долл.

Для Республики Беларусь проблема необходимости платить  безработицей и недопроизводством  за снижение инфляции стоит особенно остро. В любом случае, никто еще  не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге  больше дефицитного конечного продукта.

 

 

 

 

 

  1.  Особенности преодоления инфляционных процессов в Республике Беларусь

В Республике Беларусь, как  и в других странах с переходной экономикой, резко усилились инфляционные тенденции.

Предпосылки роста инфляции в Беларуси к началу 90-х гг. ХХ в. были заложены в диспропорциональной структуре экономики. Унаследованная от советской экономики ресурсо- и транспортоемкая структура производственного сектора, ориентированная на дешевые энергетические ресурсы, высокая степень монополизации и милитаризации экономики, преобладание роста тяжелой промышленности над выпуском потребительских товаров, неэффективность сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг, технологическая и инфраструктурная негибкость в условиях либерализации цен и открытия экономики в 90-е гг. стали основными инфляционными факторами. Следует отметить и нерациональную инвестиционную политику с характерным для нее долгостроем и распылением средств по многим объектам. Возник дисбаланс между спросом и предложением. Начали расти цены, но не только как при классической инфляции. Потребительская корзина в начале 90-х гг. на 80 % состояла из дефицитных товаров.

В начале экономических реформ инфляция существовала в экономике  республики в скрытом виде и имела  следующие сущностные характеристики, аналогичные с переходными постсоветскими странами:

    • общее превышение спроса над предложением (в потенциале — инфляция спроса);
    • искаженные ценовые пропорции, отражающие деформированность структуры экономики: заниженность цен на сырье;
    • преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции;
    • высокие инфляционные ожидания населения.

Процесс нарастания инфляционной спирали представлен в таблице 1.

Основные индексы отражающие динамику инфляции, а также курсы  валют в Республике Беларусь(соответствующий период предыдущего года = 100  %) (Приложение Д )

В Беларуси ИПЦ рассчитывается по фиксированному набору из 314 потребительских  товаров, групп товаров и платных  услуг. Фиксированный набор потребительских  товаров и услуг остается в  течение определенного периода  неизменным (применительно к условиям Беларуси – в течение года).

Расчет ИПЦ осуществляется Министерством статистики и анализа  по специальной компьютерной программе.

Нарастание инфляционных процессов снизило число платежеспосо6ных  предприятий, возросли объемы взаимных платежей, количество убыточных организаций, снизилась инвестиционная активность в экономике. [12].

Исследование феномена инфляции в белорусской экономике постсоветского периода в числе основных ее причин структурно-воспроизводственного порядка  позволяет выделить следующие:

1) кризис в сфере производства, носивший характер дефицита и  обусловленный технологической отсталостью и хроническими неплатежами;

2) монопольный характер  белорусской экономики, препятствующий  ее быстрой, и эффективной структурной  перестройке, а также либерализация  цен в условиях монополизма  производителя;

3) режим малого взаимодействия  с мировым рынком, при котором  рыночное поведение внутренних  производителей не подкреплялось  необходимой степенью открытости  экономики, и отечественный экспорт  был ориентирован в основном  на российский рынок из-за низкой экспортоспособности товаров на мировом рынке, несоответствия среднего качества и высокой цены предлагаемых товаров;

4) “импортируемая’, прежде  всего из России, инфляция. Значительную  роль в инфляционных процессах  в республике играет именно  раскручивание спирали “цены  на сырье (особенно на энергоресурсы)  — общий уровень цен”.

С начала кардинальных экономических  преобразований и перехода инфляции из скрытой формы в открытую в ее развитии отчетливо прослеживаются 4 периода имеющие качественные характеристики:

1) 1991—1994 гг. — снижение  всех макроэкономических показателей  (1992—1994 гг. — гиперинфляция с  выраженным инфляционным скачком  цен);

2) 1995 —1996 гг. — период  высокой инфляции, но уже с  наметившейся тенденцией снижения  ее темпов (приостановление обвального  спада производства, снижение уровня  дефицита госбюджета, а к концу  периода — проявление положительной  динамики ВВП, в 1996 г. прирост  ВВП составил 2,8 %);

3)1997— 1999 гг. — новый  виток раскручивания инфляции и ее всплеск в 1999 г. (1997—1998 гг. — относительно высокие темпы прироста ВВП 11,4% и 8,4 %);

4) 2000—2005 гг. — период снижения  темпов инфляции и их относительная  стабилизация с замедлением темпов  социально-экономического развития  страны в начале периода (прирост  ВВП в 1999 г. составил 3,4 %, в 2000 г. — 5,8%, в 2001 г. — 4,1 %).

Разбивка на периоды обусловлена  существенными различиями темпов инфляции на протяжении 1990—2005 гг. и спецификой этого процесса, протекающего с чередованием различных ее видов,

1. С начала реформ и  до середины 1993г. основным видом  повышения цен в республике  была инфляция спроса, факторами  которой выступали ценовые диспропорции отражающие деформированность структуры экономики. Из-за обвального роста цен предложение превысило спрос. В ответ на ограничение спроса предприятия не сдерживали рост зарплаты, а переставали платить по обязательствам, стало не хватать денежной массы для обслуживания существующего спроса, что привело к отсрочке платежей, и, следовательно, росту задолженности. В экономике республики возник кризис неплатежей, другим важным фактором возникновения инфляции были огромные бесконтрольные государственные затраты. Государство поддерживало убыточные предприятия, наращивало госаппарат, шло на не всегда обоснованные социальные расходы, финансировались затраты, которые должны были быть переложены на самих экономических агентов. Увеличение монетарной базы сопровождалось одновременным повышением минимальной заработной платы, что сказывалось на росте издержек. Увеличение денежной массы в результате кредитных вливаний не успевало за ростом предложения товаров и услуг, и платежеспособный спрос не удовлетворялся. Резкому разрыву денежной и товарной массы способствовал также эффект ожидания инфляции. [12].

Информация о работе Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика