Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

В работе представлено пять глав, где последовательно рассмотрены: теоретические вопросы, касающиеся определения инфляции и истории инфляционных процессов, а так же теории инфляции в различных экономических школах; непосредственно причины инфляции и ее основные показатели и индексы; виды формы и последствия инфляции; как экономические, так и социальные. Заключительные главы будут посвящены антиинфляционной политике и особенностям инфляционных процессов в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
1 Инфляция: понятие, теории и причины её возникновения..….6
2 Виды и формы инфляции. Измерение инфляции …………………….11
3 Экономические и социальные последствия инфляции……………………….27
4 Антиинфляционная политика: понятие, теоретические концепции…….31
5 Особенности преодоления инфляционных процессов в Республике Беларусь..35
Заключение………………………………………………………………………...40
Список использованных источников………………………………………….…42
Приложение А………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 160.47 Кб (Скачать)

 

  1. Инфляционно опасные инвестиции.

Особенно инфляционно  опасными являются инвестиции, связанные  с милитаризацией экономики. Рост военных  расходов означает не только потерю общественного  богатства, так как военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного  покрытия.

Рост военных расходов – одна из главных причин хронических  дефицитов государственного бюджета, а так же роста государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает  денежную массу, то есть опять включается «денежный станок».

 

  1. Инфляционное ожидание, т.е.- инфляция как причина инфляции.

Думаю, что это, скорее всего  самая распространенная причина  инфляции в нашей стране.

Население, напуганное постоянным ростом цен, приобретает товары впрок, сверх своих текущих потребностей, ожидая нового повышения цен. Одновременно с этим требуя повышения заработной платы, подталкивая потребительский  спрос к расширению. Производители  опасаются повышения цен со стороны  поставщиков, и закладывают в  цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие. Банкиры закладывают предполагаемую инфляцию в процент, под который дает кредит. Предприниматели – в планы сделок, будущие цены.

Следовательно, привычка жить в условиях роста цен порождают:

  1. -требование повышать, индексировать все виды доходов
  2. -стремление создать запас товаров и тем самым нагнетание текущего спроса
  3. -удерживание товара на складах с расчете на резкое повышение цен в ближайшем будущем.
  4. отсутствие свободного рынка и совершенной конкуренции. Современный рынок – рынок олигополический. Олигополиты заинтересованы в увеличении цен, сокращении производства и создании дефицита. Монополии способны сильно влиять на денежную политику государства и уровень инфляции.

При этом уровень инфляции зависит от уровня развития 3 форм монополизма:

-монополизм профсоюзов

-монополизм государства

-монополизм крупных олигополистических  компаний.

У них нет конкурентов, они способны диктовать свои цены. Поэтому государственный контроль над монополиями – необходим.

 

  1. Импортируемая инфляция.

Здесь все просто:

Рубль – валюта довольно не стабильная и наши сограждане держат свои сбережения в валюте других стран, чаще всего в американских долларах, забывая (или не зная), что курс доллара  тоже меняется, в том числе и  падает, а значит мы у себя дома держим американскую инфляцию.

Возможности бороться с «импортируемой»  инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, девальвировать собственную  валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация  сделает одновременно и более  дорогим экспорт отечественных  товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом  рынке.

 

Еще две возможные  причины инфляции:

Первая – налоговая инфляция. Когда к росту цен ведут избыточные налоги со стороны государства.

Вторая – политическая. Инфляция как будто создана для должников. Берешь кредит и чем больше упадет национальная валюта, тем больше твоя прибыль. И тем хуже положение кредиторов. Зная это, должники могут с помощью лобби, скажем, надавить на правительство с целью увеличения инфляции. При большой сумме долга – на этом можно сделать состояние.

Инфляция может возникать  в результате повышения совокупного  спроса, которое является следствием увеличения оплаты труда госслужащих, социальных выплат, субсидий и других государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходов государственного бюджета. Основными причинами здесь могут также быть увеличение государственных заказов (например, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и почти полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы) в результате, например, согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. Нарушившееся рыночное равновесие между количеством денег и товаров восстанавливается путем повышения цен.

Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий. Так, сразу  после Второй мировой войны в  Западной Европе инфляция была связана  с острейшим дефицитом многих товаров. В последующие годы главную  роль в раскручивании инфляционного  процесса стали играть государственные  расходы, соотношение “цена - заработная плата”, перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы. Что касается бывшего СССР, то наряду с общими закономерностями, важнейшей  причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность  в экономике, возникшую как следствие  командно-административной системы. Советской  экономике присуще длительное развитие в режиме военного времени, чрезмерная доля военных расходов в ВНП.

Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный  характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший  и меньший период, т.е. имела периодический  характер, то сейчас - хронический, современная  инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов.

Денежные факторы вызывают превышение денежного спроса над  товарными предложением, в результате чего происходит нарушение требований закона денежного обращения. Неденежные факторы ведут к первоначальному росту издержек и цен товаров, поддерживаемому последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. Обе группы факторов переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая рост цен на товары и услуги, или инфляцию. [5]

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды и формы инфляции. Измерение инфляции

 

Для классификации инфляции необходимо выделить критерии классификации. В данной работе дается классификация  инфляции по нескольким параметрам: с  позиции темпа роста цен, с  точки зрения сбалансированности роста  цен, с позиций предсказуемости  инфляции и исходя из степени вмешательства  государства в рыночные процессы.

Существующие виды инфляции:

1. По причинам возникновения  инфляцию подразделяют на инфляцию  издержек и инфляцию спроса (далее  этот вопрос будет рассмотрен  более подробно):

• Инфляция издержек означает рост цен вследствие увеличения издержек производства. Источником роста издержек является государство, профсоюзы и фирмы. Например, в условиях роста цен профсоюзы требуют повышение заработной платы, которая составляет существенную долю издержек. Рост заработной платы влечет за собой рост цен, а рост цен — повышение зарплаты и т.д. Появляется спираль «цены - зарплата».

• Инфляция спроса предусматривает нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса. Основными причинами здесь могут быть расширение государственных заказов (военных и социальных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной и почти 100% загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы) в результате согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В такой ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут отреагировать на увеличившийся спрос ростом предложения товаров, и это выражается в росте общего уровня цен.

2. С точки зрения темпов  инфляции выделяются три основных  ее типа: ползучая, галопирующая  и гиперинфляция.

Ур. инфляц. в год = (1+ур. инфляц. в мес.)12-1

• Ползучая (умеренная) инфляция характеризуется небольшими (5-10 процентов в год) темпами обесценения денег при ее застойности и постоянном воспроизведении. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%. Такая инфляция позволяет корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.

• Для галопирующей инфляции характерен рост цен от 10 до 200 процентов в год. Она отражает нестабильность экономической обстановки, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой темп роста цен. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер. Такие высокие темпы в 80-х годах наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Центральной Азии.

• Гиперинфляция представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен (свыше 200 процентов в год). В таких условиях наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. Используются талоны, купоны, нормы распределения, а так же наблюдается бегство населения от денег. Плотницкий

Ее условный рубеж –  ежемесячный (в течение трех-четырех  месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой  будет выражаться четырехзначными  цифрами. Особенность гиперинфляции  в том, что она оказывается  практически неуправляемой; обычные  функциональные взаимосвязи и привычные  рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы  остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления  о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты. Чтобы опередить  неизбежное, ожидаемое всеми повышение  цен, владельцы «горячих» денег  стремятся как можно быстрее  избавиться от них. В результате разворачивается  ажиотажный спрос; раскупаются в  первую очередь те товары, которые  могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением  «инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить  сама себя. Вести успешный бизнес в  условиях гиперинфляции невозможно. Речь может идти только о стратегии  выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.

К примеру, в Аргентине  на апрель 1990 г. зафиксирован рост цен  в 200 раз (темп роста инфляции - 2000 %). Спасло аргентинцев лишь то, что  у них преобладает натуральное  сельское хозяйство и без рыночных отношений можно прожить некоторое  время, в Никарагуа, за период гражданской  войны, среднегодовой прирост цен  достигал 33000%.

Наиболее ошеломляющим в  истории является пример гиперинфляции  в Венгрии в 1946 г., когда довоенный  форинт (денежная единица Венгрии) стоил 829 октильонов новых форинтов (единила с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3*1022  форинтов. [7]

3. В зависимости от  роста цен по разным товарным  группам можно выделить два  вида инфляции: сбалансированную  инфляцию и несбалансированную  инфляцию.

• При сбалансированной инфляции рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту цен возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

• Несбалансированная инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары. Цены различных товаров постоянно изменяются по отношению  друг к другу, причем в различных пропорциях.

Несбалансированность инфляции – большая беда для бизнеса. Но еще хуже когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы – лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.

Рост цен на сырье опережает  рост цен на конечную продукцию, стоимость  комплектующего компонента превышает  цену всего сложного прибора и  т.п. Например, завод «Русский дизель» (Санкт-Петербург) выпускает промышленные насосы. На насосах устанавливается  манометр. Несбалансированная инфляция привела к тому, что цена манометра (внешняя поставка) чуть ли не дороже самого насоса. Если же просто включить возросшую цену манометра в цену изделия, то насосы будет трудно продать.

Информация о работе Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика