Социально-экономические перспективы занятости молодёжи в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотрение занятости молодежи на рынке труда Беларуси в современных условиях, выявление направлений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать определение понятию “молодежь” в современных условиях.
- Выявить связь между положением молодежи на рынке труда и социально-экономическими изменениями.
- Провести анализ влияния социально-экономических изменений на защищенности молодежи на рынке труда в Республике Беларусь.
- Исследовать современное положение системы социальной поддержки молодежи на рынке труда, определить ее направления.
- Наметить задачи по созданию новой системы правовых гарантий для молодежи на рынке труда в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………...………………………………………….…..….5
1 ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК ОСОБОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ГРУППЫ……………………………………………………………………...…7
1.1 Характеристика молодежи как социальной
группы общества…………………………………………………………….…...7
1.2 Роль и статусные функции молодежи на рынке труда…..…………….....8
2 АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ
МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………11
3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ: НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………..…22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТобновлённый.docx

— 62.07 Кб (Скачать)

Новая программа  развития молодежной политики Республики Беларусь  предусматривает дальнейшее развитие сотрудничества с молодежными  организациями других стран. «Белорусским комитетом молодежных организаций» ежегодно организовывает международные  лагеря в Германии, Литве и Латвии. Каждый год белорусская молодежь ездит в летний лагерь «Государство молодых». На протяжении смены ребята участвуют в социально деловой  игре по моделированию государства. Планируется создание международной организация «Государство молодых».

Экономическое поведение в самом общем виде — это поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т. е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. Предполагается, что люди действуют не по капризу, но предварительно взвесив ожидаемые плюсы и минусы допустимых им вариантов, что они учатся на своих ошибках и, следовательно, не повторяют их. Выбор играет настолько важную роль в экономическом поведении, что многие исследователи трактуют даже бедность и безработицу как результат добровольного выбора людей.

Но на самом деле люди не так уж рациональны  и их выбор определяется, во-первых, балансом рационального и эмоционального в экономическом мышлении; во-вторых, подвижностью равновесия нормативного и индивидуального в социальных стереотипах; в-третьих, экономическими интересами. Преследуя свои экономические интересы, люди приспосабливаются к поведению друг друга, соблюдая принятые "правила игры", адаптируются к меняющейся ситуации, стремясь получить максимальную чистую выгоду (за вычетом издержек) в результате своего выбора.

Специфика экономического поведения во многом зависит от того, какая стратегия формирует это поведение — прагматическая, профессиональная или безразличная. Последовательно и логично она проявляется в целевых установках выпускников до и после превращения их в безработных, в готовности к переобучению, е материальных и моральных амбициях, в социальном самочувствии, в надеждах, возлагаемых на те или иные властные структуры по разрешению их проблем.

Стратегия прагматического поведение формируется  в данном исследовании на основе целевой установки, с которой выпускник заканчивает (а безработный закончил) школу, ПТУ, техникум, вуз, — достичь материального благополучия и сделать карьеру. Именно в таком аспекте рассматривают роль полученного образования 38,7% выпускников и 27,3% безработных. Прагматический тип поведения, как выяснилось в предыдущем исследовании, в равной мере присущ разным образовательным группам и почти не зависит от пола. Вместе с тем он значительно усиливается с возрастом и в старших возрастных группах выражен втрое сильнее, чем в группе до 30 лет. Этот тип поведения наиболее близок к собственно рыночному типу. Ситуацию безработицы могли бы в той или иной степени смягчить временные работы различного характера. Так, 41% опрошенных согласились бы на работу по контрактам и субконтрактам, такое же количество респондентов (среди женщин — 47,6%) не возражали бы против работы неполный рабочий день; 32,1% — неполную рабочую неделю. 28,8"/с респондентов (среди женщин—30,6%) согласились бы на работу в сфере обслуживания.

Однако  и это остается пока лишь желанием. Более реальным является наличие рабочих мест в ночную смену, мест неквалифицированного физического труда, возможность ухаживать за больными, престарелыми, детьми. Но именно эти виды труда наименее престижны в общественное сознании, особенно мало желающих работать в этих областях среди молодежи.

Результаты  исследования свидетельствуют о  том, что безработная молодежь недостаточно адаптирована в новых экономических условиях. Так, ответы на вопрос, как должна решаться проблема трудоустройства, показывают, что более чем у 1/3 респондентов доминируют иждивенчески э стереотипы: 36,8% опрошенных считают, что государство должно гарантировать работу каждому желающему.

Примерно  таков же удельный вес респондентов (37,3%), полагающих (и это наиболее близкое к реальности мнение), что  государство, но гарантируя работу, должно создавать систему помощи в трудоустройстве, и 1/5 респондентов (очевидно, наиболее уверенных в своих силах) полагают, что трудоустройство — это  личное дело каждого. Статистически малозначимое число опрошенных (5,2%) считают, что государство должно гарантировать временно не работающим лишь пособие по безработице.

В целом  около половины молодых людей (42,9%), обратившихся в городской и районные центры занятости, положительно оценивают их помощь в деле своего трудоустройства, 12,3% респондентов, напротив, не получили от центров занятости желаемой помощи и не удовлетворены их работой, 44,8% опрошенных затруднились с ответом на поставленный вопрос.

Таким образом, можно сделать вывод, что концепция государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Концепция молодежной политики исходит из того, что эффектив эффективная организация системы социального развития молодежи, ее воспитания позволит преодолеть духовно-нравственный кризис в обществе, достигнуть гражданского согласия и создать предпосылки для процветания сильной, демократической Беларуси.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обобщая и дополняя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.  На основе комплексного исследования  выявлены  следующие основные проблемы занятости молодежи:

  • диспропорциональность на молодежном сегменте рынка труда;
  • причины незанятости безработной молодежи;
  • конкурентоспособность основных потоков учащейся молодежи (учащиеся школ, школ-интернатов, учебно-производственных центров и детских домов, учащиеся ПТУ, техникумов, вузов ) при первичном выходе на рынок труда с точки зрения профессионально-квалификационной подготовки , ценностных ориентаций в сфере труда и социально-психологической ориентации на рынке труда города;
  • факторы успешной профессиональной карьеры;
  • проблема координации деятельности социальных институтов, решающих задачи профессионального самоопределения и занятости молодежи;
  • несоответствие действующей в городе системы психолого-профориетационной работы новым экономическим реалиям и другие особенности молодежного сегмента рынка труда.

Как показало исследование, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о  правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом  на рынке труда.

При первичном  выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления  о будущей профессии, трудовой и  профессиональной карьере, которые  с первых шагов на рынке труда  разрушаются и приводят к возникновению  сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины ) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Таким образом, безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

Вместе  с тем, положение молодежи на рынке  труда Беларуси определяется и деятельностью  образовательных учреждений города, которые через процесс подготовки и воспитания задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке  труда и в сфере трудовых отношений.

В настоящее  время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует  целенаправленная, систематическая  психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки).

В современных  социально-экономических условиях рациональный путь решения проблемы подготовки специалистов в области  профессиональной ориентации - это  подготовка данных специалистов из числа  безработных граждан, имеющих высшее образование, но чьи профессии устарели или существует избыток данных профессий  на рынке труда города, района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Характеристика источника

Пример оформления

Один, два или три автора

Ковалёва Т.С. Занятость и безработица. Государственное регулирование  занятости населения в Республике Беларусь. Мн.Амалфея, 2007.-477 с.

Кронрод Я.А. Занятость населения  и экономика / НЭГ, 2010.-15 с.

Александрова А.Б. Молодёжные проблемы / Аналитический доклад.-М., 2007.

Козлова А.А. Молодёжная политика. –  СПб., 2006.

Лапина С.В. Молодёжная культура и  организация досуга молодёжи. –  Мн., 2006.

Костюкевич В.Ф. Занятость молодёжи.- Мурманск, 2006.

Лисовский В.Т. Молодёжь: социальное развитие. –М.; Наука; 2003.

Манаев О.В. Молодёжь и занятость: белорусский вариант.-Мн., 2009.

Власьевич Ю.Е., Бартенев С.А. Экономика и занятость: эффекты и парадоксы.- М.БЕГ, 2007.-279 с.

Пашков С.Н., Смирнов О.В. Занятость  населения в рыночной экономике.- М. Юридическая литература, 2008.

Законы и законодательные материалы

О занятости населения Республики Беларусь. Закон Республик Беларусь от 30.05.1991 г. №828-ХII [с изменениями и дополнениями]

Закон Республики Беларусь “Об общих началах государственной молодёжной политики в Республике Беларусь” / Народная газета. 1992 .22 мая

О Государственной программе занятости  населения Республики Беларусь. Постановления  Совета Министров Республики Беларусь от 23.01.2002г. №82 [с изменениями и дополнениями]

Об утверждении Положения об организации  временной занятости безработной  молодёжи “молодёжная практика”. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 16.07.1988 №65 [с изменениями и дополнениями]

Статья в журнале 

Занятость населения и оплата труда  работников в Республике Беларусь. Мн. Экономика, 2009.-455 с.

Статья в сборнике

Молодёжь Беларуси: социальная политика и условия самореализации / Научное издание. -Мн. ИСПИ, 2008.

Тезисы докладов и материалы конференций 

Воспитание молодёжи в духе гражданственности, патриотизма и готовности к военной  службе: Материалы республиканской научно-практической конференции. 2007г.


                                                                                       


Информация о работе Социально-экономические перспективы занятости молодёжи в Республике Беларусь