Социально-экономические перспективы занятости молодёжи в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотрение занятости молодежи на рынке труда Беларуси в современных условиях, выявление направлений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать определение понятию “молодежь” в современных условиях.
- Выявить связь между положением молодежи на рынке труда и социально-экономическими изменениями.
- Провести анализ влияния социально-экономических изменений на защищенности молодежи на рынке труда в Республике Беларусь.
- Исследовать современное положение системы социальной поддержки молодежи на рынке труда, определить ее направления.
- Наметить задачи по созданию новой системы правовых гарантий для молодежи на рынке труда в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………...………………………………………….…..….5
1 ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК ОСОБОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ГРУППЫ……………………………………………………………………...…7
1.1 Характеристика молодежи как социальной
группы общества…………………………………………………………….…...7
1.2 Роль и статусные функции молодежи на рынке труда…..…………….....8
2 АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ
МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………11
3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ: НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………..…22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТобновлённый.docx

— 62.07 Кб (Скачать)

Стипендию получают от 77,8% (учащиеся ПТУ) до 90% (студенты вузов). Материальная помощь родителей доминирует в  оценках школьников, хотя и для студентов она порой значительна. Нехватка денег — проблема всех категорий опрошенной молодежи, поэтому многие из них вынуждены подрабатывать. Таких респондентов 19,2% среди девятиклассников, 11,8% среди одиннадцатиклассников (разница в цифрах объясняется, очевидно, нехваткой свободного времени у последних). У учащихся ПТУ и техникумов этот показатель 21 и 33,0%, у студентов вузов —40% тех, кто подрабатывает.

Хотя  молодежь активно стремится решать свои финансовые проблемы, большого успеха в этом практически никто пока не добился. Только 4% школьников выбрали позицию "считаю себя богатым" (несомненна заслуга родителей) и почти половина из них назвали себя обеспеченными. 1/3 учащихся ПТУ и техникумов и 45% студентов вузов относят себя к категории бедных, а от 9 до 20% по этим же группам — даже к очень бедным.

Сегодняшней молодежи выпала трудная задача самостоятельно строить свое будущее. Практически все категории опрошенных хорошо это понимают. Ни одна из групп респондентов не ориентируется только на систему государственного распределения или помощь своего учебного заведения. Наибольшие ожидания в отношении названных структур лишь у выпускников ПТУ (8,9% из них рассчитывают при трудоустройстве на государство и 15,6% — на помощь своего ПТУ). Среди выпускников техникумов — это соответственно 6,0 и 4,0%, а среди выпускников вузов и того меньше — 3,0 и 2,0%. Столь же мало надежд у выпускников на государственную службу занятости. В условиях минимальной поддержки со стороны официальных структур молодежи остаётся рассчитывать на неофициальные каналы, т. е. на помощь родных, знакомых и друзей. Эта ориентация доминирует во всех группах и составляет почти 40% у девятиклассников, 50, 56 и 52% у выпускников средних школ, техникумов и вузов соответственно. Несколько ниже она у выпускников ПТУ — 33,3%. В остальном — надежда только на самого себя: 41; 33,3; 38,8; 31,0; 40,0% соответственно по группам опроса.

Не возлагая особых надежд на официальные органы, молодые люди все же полагают, что проблемы трудоустройства молодежи и ее социальной защиты в значительной степени должны решаться государством. Хотя только отдельные респонденты считают, что участие государства в этой сфере ограничивается лишь выплатой пособий по безработице, тем не менее, пособие как одну из мер социальной защиты безработных поддерживают до 46% опрошенной молодежи. Почти 60% школьников возложили бы на государство функцию гарантированного предоставления работы. Требования выпускников техникумов и вузов по отношению к государству несколько мягче: 40,0 и 28,0% соответственно. Выпускники вузов предпочитают, чтобы государство не столько гарантировало распределение по специальности, сколько создало бы систему эффективной помощи в трудоустройстве. Подавляющее большинство респондентов всех категорий убеждены в необходимости существования системы бесплатной государственной профессиональной подготовки и переподготовки молодежи. Среди других мер социальной поддержки наиболее привлекательны для молодежи помощь в трудоустройстве в других странах СНГ (эта оценка приблизительно равномерна по всем группам и колеблется в диапазоне от 24 до 32%) и в особенности помощь в трудоустройстве за границей — до половины опрошенных. Здесь минимальная оценка (28,9%) у выпускников ПТУ и максимальная (51,0%) — у выпускников вузов.

Стремления  последних в принципе не беспочвенны, молодые люди в возрасте 22—25 лет с высшим образованием имеют хорошие шансы, при развитии связей с зарубежными фирмами, для стажировки или работы по специальности за границей [4, с.10].

Реализм восприятия жизни сегодняшней молодежью  отражен в вопросе эмоционально-прогностического характера — об уверенности выпускников в своем будущем. Ответы на него можно в определенной степени принять как резюмирующую оценку, которую каждая молодежная группа дает современной ситуации в целом. Основная масса опрошенных выбрала среднюю и примыкающую к ней позиции на предложенной шкале. Среди выпускников одинаково мало крайних пессимистов и оптимистов. В целом же оценки позитивного характера существенно выше негативных у школьников (особенно девятиклассников), для которых проблема трудоустройства отстоит дальше во времени и носит более умозрительный характер, чем у других категорий опрошенных (сумма отрицательных оценок 19%, положительных — 80%). Выпускники ПТУ, техникумов и вузов менее радужно воспринимают свои ближайшие перспективы. У них позитивные и негативные оценки будущего приблизительно одни и те же — 40 и 60% соответственно.

Данные исследования свидетельствуют о том, что проблема безработицы в принципе актуальна для современной молодежи. Однако, по оценкам выпускников, в контексте современных проблем она не самая острая. Учащихся 9-х и 11-х классов в первую очередь беспокоит проблема преступности. Для выпускников техникумов и вузов, которые готовы начать самостоятельную трудовую деятельность, на первом месте проблема снижения жизненного уровня. Показательно, что безработицу (наравне с экологической проблемой) выпускники вузов ставят на пятое место. Вряд ли стоит утверждать, что проблема безработицы носит для них более умозрительный характер, чем для выпускников 9-х классов (у которых эта проблема на втором месте после преступности). Скорее как раз наоборот, ведь учащиеся старших классов, еще не столкнувшись на практике с решением собственных экономических задач, представляют другие проблемы более значительными. Итак, первое, что тревожит студентов техникумов и вузов, — общее снижение жизненного уровня. Сюда примыкает жилищная проблема, решать которую вынуждены выпускники, создавшие семьи или стремящиеся начать самостоятельную жизнь отдельно от родителей. В результате выпускники вузов благодаря большему жизненному опыту и кругозору поднимаются на более высокую ступень анализа современной действительности и одной из важнейших проблем общества сегодня считают проблему торможения экономических реформ [3, с.12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА  ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ: НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

В условиях увеличенного воспроизводства специалистов всех звеньев наблюдается низкий уровень восходящей мобильности  из. этих страт. Больше половины детей специалистов реализуется впоследствии в своей трудовой деятельности не иначе как теми же специалистами. В то же время уровень оттока довольно высок в среде квалифицированных индустриальных рабочих: лишь около трети респондентов остаются в составе этой страты. Во всех других стратах удельный вес оттока намного превышает процент оставшихся в родительской страте. Высок, в частности, отток по направлению к специалистам из страты работников сферы обслуживания. Из этого вытекает, что отток молодежи из определенных социальных страт характеризуется резко повышенным уровнем восходящей мобильности, т.е. подъемом многих юношей и девушек к более высокому социальному статусу.

В Беларуси, например, воспроизводство в пределах той же социальной страты, которая присуща родителям, свойственно 33 % опрошенной молодежи по отцовской линии и 21 % — по материнской, восходящая мобильность характерна для 48 % по отцовской и 56 % - по материнской линии, а нисходящая - только для 19 % по отцовской и 23 %по материнской линии. Это означает, что в Беларуси восходящая социальная мобильность молодежи примерно в 2,5 раза превышает нисходящую мобильность. Это - существенный показатель, свидетельствующий о благоприятных тенденциях в развитии социально-стратификационных процессов, в частности, социальной мобильности, в которые включается молодежь [11, с.27].

Несоответствие  спроса и предложения рабочей  силы характерно для любой степени развития рыночной экономики. Однако далеко не все виды безработицы свидетельствуют о появлении серьезных диспропорций в сфере найма. Фрикционная безработица, связанная с переменой места работы, обычно бывает кратковременной и не требует каких-либо усилий со стороны государства для ее предотвращения. Так, в США среди тех, кто теряет работу, 15—17% делают это по собственному желанию. Другое дело — циклическая и структурная безработица, вызываемая сокращением спроса на рабочую силу в результате снижения темпов экономического развития, модернизации или рационализации производства и т. п., а также устареванием отдельных отраслей. В этих условиях повышение гибкости рабочей силы становится инструментом, позволяющим в значительной мере смягчить проблему безработицы.

Одним из основных направлений социального  регулирования рынка рабочей силы становится соответствующая профессиональная подготовка и трудовая ориентация молодежи как потенциального резерва рабочей силы с целью более активного включения выпускников средних и высших, общеобразовательных и специальных учебных заведений в сферу труда в качестве частично занятых и временных работников, по контрактам и субконтрактам и др., регулируя объем занятости в зависимости от потребностей производства и снижая издержки на оплату рабочей силы. Кроме того, это помогает вовлечь в производство ту часть молодых людей, которые заинтересованы трудиться неполный рабочий день; помочь им сориентироваться на предложенные виды работ, формируя тип мотивации на предложенные виды труда; дать им возможность получить нужную специальность в процессе переобучения.

Как образовать из выпускников 9-х и 11-х классов, ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений достаточно мобильный  и гибкий контингент работников, способных  к постоянному обучению, переобучению, повышению своей квалификации? Отметим, что каждая категория выпускников имеет свои особенности и сталкивается со своими специфическими проблемами на рынке труда. Так, девятиклассник, не имея паспорта и не являясь юридическим лицом, практически не имеет шансов на полноценное трудоустройство. Судьба выпускников ПТУ, техникумов и вузов зависит от нужности той специальности, которой они обучались, в контексте структурной перестройки экономики республики. При этом каждая возрастная и образовательная группа обладает своим жизненным опытом, собственным взглядом на проблему (в том числе проблемы безработицы), присущим лишь ей мироощущением.

Изучение  проблемной ситуации определяет цель исследования — социологический анализ особенностей социально-трудовых ориентации выпускников всех названных категорий и возможности их наиболее безболезненного включения в структуру рабочей силы на рынке труда. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: проанализировать особенности социально-трудовых ориентации выпускников средних общих, средних специальных и высших учебных заведений до их вступления в сферу рыночных отношений; проанализировать специфику социально-трудовых ориентации безработных (из выпускников и потерявших работу в возрасте до 30 лет);

выявить  возможности  включения  молодого поколения в формирующийся рынок труда исходя из стратегии их экономического поведения (прагматического, профессионального, безразличного).

Главными достижениями государственной  молодежной политики  явились [12, с.52]:

-комплексное  развитие работы с молодежью  на республиканском и региональном  уровнях; 

- оптимизация  системы органов по делам молодежи;

-совершенствование  нормативной правовой базы государственной  молодежной политики;

-создание  сильной молодежной организации  (ОО «БРСМ»), Республиканского союза  общественных объединений «Белорусский  комитет молодежных организаций».

В ходе реализации программы за прошедший период также  достигнуты определенные результаты по ряду направлений:

-снизилась  доля молодежи среди безработных; 

- значительно  усилилась роль студенческих  отрядов, обеспечивающих вторичную  занятость молодежи, упорядочена  их работа.

Совершенствуется  нормативная правовая база в области  трудоустройства молодежи.  Организация вторичной занятости учащейся молодежи на территории Республики Беларусь регламентируется Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах организации деятельности студенческих отрядов», постановлением Совета Министров Республики Беларусь N 736 «О мерах по содействию в трудоустройстве студентов и учащихся в свободное от учебы время», Инструкцией о порядке организации деятельности студенческого отряда, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2003 г. N 56, а также другими нормативными правовыми актами.

В формировании и реализации молодежной политики в  нашей стране большую роль играет Совет Министров Республики Беларусь. Он регулярно каждые три года принимает специальную программу "Молодежь Беларуси"; Советом Министров в течение последних десяти лет был принят целый ряд важнейших решений, направленных на решение наиболее актуальных проблем молодежи.

Комитетом по делам молодежи ведется активная координационная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих  программ для молодежи, на их методическом обеспечении, на различных формах повышения  квалификации кадров.

В числе  перспективных направлений, обеспечивающих повышение устойчивости положения  и развитие молодежи – содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи к труду; содействие трудовой занятости молодежи;

Содействие  общеобразовательной и профессиональной подготовке и подготовке молодежи к  труду включает в себя: оказание посильной помощи учебным заведениям в воспитании и социализации учащихся и студентов, реализации их интересов; развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов, государственную  поддержку их общественных объединений.

Образование молодежи - проблема сквозная, ее решение  предполагает взаимодействие и сотрудничество органов управления образования  и органов по делам молодежи разных уровней. Комитет по делам молодежи одним из направлений своей деятельности избрал содействие дополнительному  образованию молодежи через содействие организации и функционирования профильных клубов ("клубов по интересам") и центров дополнительного образования [9, с.63].

Содействие  трудовой занятости молодежи предполагает: поддержку предприятий и организаций, создающих новые рабочие места  для молодежи; формирование постоянных рабочих мест; создание возможностей для организации вторичной занятости подростков и молодежи; создание инфраструктуры учреждений и предприятий для занятости молодежи (и в первую очередь - подростков).

Информация о работе Социально-экономические перспективы занятости молодёжи в Республике Беларусь