Социально-экономические перспективы занятости молодёжи в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотрение занятости молодежи на рынке труда Беларуси в современных условиях, выявление направлений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать определение понятию “молодежь” в современных условиях.
- Выявить связь между положением молодежи на рынке труда и социально-экономическими изменениями.
- Провести анализ влияния социально-экономических изменений на защищенности молодежи на рынке труда в Республике Беларусь.
- Исследовать современное положение системы социальной поддержки молодежи на рынке труда, определить ее направления.
- Наметить задачи по созданию новой системы правовых гарантий для молодежи на рынке труда в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………...………………………………………….…..….5
1 ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК ОСОБОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ГРУППЫ……………………………………………………………………...…7
1.1 Характеристика молодежи как социальной
группы общества…………………………………………………………….…...7
1.2 Роль и статусные функции молодежи на рынке труда…..…………….....8
2 АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ
МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………11
3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ: НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………..…22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТобновлённый.docx

— 62.07 Кб (Скачать)

Молодежь  в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны [11, с.5].

 В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе. Очевидно поэтому именно в данной группе наибольшая доля зарегистрированных молодых безработных. Скорее всего, это можно объяснить более быстрой адаптацией молодежи к рыночным условиям за счет больших возможностей выбора работы.

Несоответствие  спроса и предложения рабочей  силы характерно для любой степени развития рыночной экономики. Однако далеко не все виды безработицы свидетельствуют о появлении серьезных диспропорций в сфере найма. Фрикционная безработица, связанная с переменой места работы, обычно бывает кратковременной и не требует каких-либо усилий со стороны государства для ее предотвращения. Так, в США среди тех, кто теряет работу, 15—17% делают это по собственному желанию. Другое дело — циклическая и структурная безработица, вызываемая сокращением спроса на рабочую силу в результате снижения темпов экономического развития, модернизации или рационализации производства и т. п., а также устареванием отдельных отраслей. В этих условиях повышение гибкости рабочей силы становится инструментом, позволяющим в значительной мере смягчить проблему безработицы.

Одним из основных направлений социального  регулирования рынка рабочей силы становится соответствующая профессиональная подготовка и трудовая ориентация молодежи как потенциального резерва рабочей силы с целью более активного включения выпускников средних и высших, общеобразовательных и специальных учебных заведений в сферу труда в качестве частично занятых и временных работников, по контрактам и субконтрактам и др., регулируя объем занятости в зависимости от потребностей производства и снижая издержки на оплату рабочей силы. Кроме того, это помогает вовлечь в производство ту часть молодых людей, которые заинтересованы трудиться неполный рабочий день; помочь им сориентироваться на предложенные виды работ, формируя тип мотивации на предложенные виды труда; дать им возможность получить нужную специальность в процессе переобучения [14, с.78].

Как образовать из выпускников 9-х и 11-х классов, ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений достаточно мобильный  и гибкий контингент работников, способных  к постоянному обучению, переобучению, повышению своей квалификации? Отметим, что каждая категория выпускников имеет свои особенности и сталкивается со своими специфическими проблемами на рынке труда. Так, девятиклассник, не имея паспорта и не являясь юридическим лицом, практически не имеет шансов на полноценное трудоустройство.

Судьба  выпускников ПТУ, техникумов и вузов  зависит от нужности той специальности, которой они обучались, в контексте структурной перестройки экономики республики. При этом каждая возрастная и образовательная группа обладает своим жизненным опытом, собственным взглядом на проблему (в том числе проблемы безработицы), присущим лишь ей мироощущением.

Изучение  проблемной ситуации определяет цель исследования — социологический анализ особенностей социально-трудовых ориентации выпускников всех названных категорий и возможности их наиболее безболезненного включения в структуру рабочей силы на рынке труда.

Достижение  поставленной цели предполагает решение  следующих задач: проанализировать особенности социально-трудовых ориентации выпускников средних общих, средних специальных и высших учебных заведений до их вступления в сферу рыночных отношений; проанализировать специфику социально-трудовых ориентации безработных (из выпускников и потерявших работу в возрасте до 30 лет); выявить  возможности  включения  молодого поколения в формирующийся рынок труда исходя из стратегии их экономического поведения (прагматического, профессионального, безразличного).

Таким образом, можно сделать вывод, что молодежь ориентируется на прагматические ценности (более свойственно для юношей). Образование позволяет в перспективе улучшить "качество жизни", завоевать определенный социально-экономический статус. Ориентация на образование проявляется больше у девушек. Содержательная мотивация на фоне престижа госструктур более характерна для девушек, молодые люди предпочитают трудоустройство в коммерческой сфере при статусной мотивации. Жизненное самоопределение девушки связывают с профессиональной сферой на партнерских взаимоотношениях с юношами/мужчинами. Отмечена асимметрия в установках юношей/мужчин относительно сферы занятости - все женское традиционно продолжает ассоциироваться с семьей, домашним хозяйством. Тендерные стереотипы и установки начинают формироваться в раннем возрасте посредством социализации под воздействием ее агентов - семьи, СМИ и т.д., а в молодежном возрасте становятся основой для реального поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМ  ЗАНЯТОСТИ

МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

В последнее  время все большее число молодых  людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального  статуса и более высокого материального  положения, определенной гарантией  от безработицы.

Выпускники  различных учебных заведений  формулировали свое отношение к  проблемам трудоустройства в  контексте общей задачи изучения проблем молодежной безработицы. Исследование показало, что практически все они воспринимают безработицу как реальность сегодняшнего дня. Это следует из ответов на первый блок вопросов анкеты, где им было предложено оценить уровень безработицы в целом, ее угрозу для различных групп молодежи, для себя лично. Первый вывод — среди нынешних выпускников почти нет оптимистически настроенных молодых людей, полагающих, что не существует проблемы безработицы молодежи. Немногие считают, что молодежная безработица невелика. Подавляющее большинство (73,5%) опрошенных утверждают, что безработица молодежи — достаточно распространенное явление.

       В оценке возможного трудоустройства  различных категорий молодежи  все респонденты, выбирая три  наиболее проблематичные в этом  плане группы, отметили, что самые  большие трудности с работой  испытывают инвалиды (68,0%) и лица, прибывшие из мест лишения свободы (59,5%). Третье место было отдано выпускникам 9-х классов (55,2%). Объективно положение этой молодежной группы не столь уж драматично. Сложность ситуации в том, что они не имеют пока ни профессии, ни среднего общего образования. Однако фактор времени наиболее благоприятствует именно этой группе. Для них не стоит жестко альтернатива — "работа или безработица", они могут продолжить обучение в средней школе, ПТУ и т. д. В этом смысле ситуация у выпускников 11-х классов несколько сложнее: школа позади и, даже если в школе получена профессия, нет гарантий, что удастся найти работу. Дальнейшая учеба в вузе, техникуме — это прежде всего конкурс (в особенности на престижные специальности), У выпускников техникумов и вузов оптимизма также не слишком много: они посвятили годы приобретению профессий, но как раз эти профессии попадают в зону риска на рынке труда. Наиболее обнадеживающая перспектива пока у выпускников ПТУ: рабочие профессии в меньшей степени подвержены влиянию негативных тенденций в экономике.

В плане  оценки вероятности безработицы  лично для себя выпускники средней  школы переживают наиболее тревожные  ожидания. 78,4% респондентов в этой группе считают, что безработица для них вполне реальна. Безработицу как возможную личную перспективу воспринимают 65,7% девятиклассников, 68,9% выпускников ПТУ, 67,0% выпускников техникумов, 70% выпускников вузов [15, с.11].

Воспринимая безработицу как реальность, респонденты  решают для себя, как долго они готовы не работать, какие виды деятельности возможны для них в этот период. В оценке такой гипотетической ситуации наибольшую зрелость суждений демонстрируют выпускники вузов. Среди них меньше всего (36%), респондентов, которые еще не задумывались над безработицей как реальностью, имеющей конкретные параметры. В других группах количество таких респондентов доходит до 50%. Среди выпускников вузов больше всего (в сравнении с другими группами) тех, кто некоторое время готов жить на пособие по безработице (около половины). Возможно, сказываются сложности трудоустройства, приходит понимание того, что поиск работы требует времени. Данные опроса показывают, что и другие категории выпускников морально готовы к временной безработице (в среднем 40% по остальным четырем группам). Безработица до 3 месяцев воспринимается молодежью достаточно терпимо. Возможно, влияет стереотип максимальных школьных и студенческих каникул, за время которых можно отдохнуть и поработать. Вероятнее всего, такой период не ощущается выпускниками как реальная безработица. Во всяком случае более длительная безработица воспринимается ими резко негативно. Жить на пособие полгода, год и более согласились бы считанные единицы по всем категориям выпускников. Тем не менее, здраво относясь к проблеме безработицы, выпускники обдумывают варианты своих возможных действий в таком случае. Их не устраивает любая работа.

       Относительно нормально воспринимается работа сезонного характера: на нее готовы от 33 до 54,5% респондентов (преимущественно девятиклассники); возможно, здесь кроется стремление подзаработать денег во время каникул, продолжая учебу в школе. На работу в сфере обслуживания настроены в большей степени, чем другие, выпускники 11-х классов и ПТУ (37,3 и 35,6% соответственно). Практически все категории выпускников продемонстрировали готовность работать неполный рабочий день и неполную рабочую неделю. Различия в оценках по группам невелики и находятся в среднем на уровне 25%. Работа в ночную смену мало популярна в молодежной среде, однако она наиболее приемлема для выпускников более старшего возраста (максимальный показатель 18% принадлежит выпускникам вузов). Стабильно непопулярен у молодежи физический неквалифицированный труд, равно как и уход за больными, престарелыми, детьми (от 1 до 11 %). Совсем другое дело работа по контрактам и субконтрактам: здесь процент желающих колеблется от 54,4 до 73.

Вопросы, направленные на выявление ценностных ориентации молодежи в труде, показывают, что сегодня в оценках молодежи доминируют два фактора: интересная работа (творческая, раскрывающая личные способности) и хороший заработок. Эти факторы могут меняться местами по значимости в зависимости от контекста вопроса, но сохраняют лидерство по сравнению с другими ценностями.

Более других ориентированы на интересную работу выпускники вузов (42% респондентов в этой группе именно так формулировали цель своей учебы). Данная ориентация преобладает и в оценках других выпускников, хотя она и менее выражена (33—35%).

Однако  интересно проследить изменение  значимости этого фактора по возрастным группам опрошенной молодежи. С увеличением  возраста значимость материальной стороны  работы снижается вдвое, хотя ранговая позиция фактора не изменяется. Отвечая на вопрос: "Что более всего вы цените в своей профессии?" — возможность прилично зарабатывать ставят на первое место 68,7% девятиклассников и 61,8% выпускников 11-х классов, по 47% выпускников ПТУ и техникумов и 32% выпускников вузов. Трудно интерпретировать такую тенденцию в нынешних условиях. Можно предположить, во-первых, что с годами ослабевают амбиции молодости: становясь старше и мудрее, люди начинают ценить в жизни нечто другое, кроме денег; во-вторых, тяжелая экономическая ситуация заставляет снижать уровень претензий, в особенности материальных. Во всяком случае ясно, что к молодежи с годами приходит способность более взвешенно соотносить уровень потребностей с уровнем возможностей. Следует также вспомнить и о другом доминирующем ценностном факторе труда — творческом. Несмотря на существующие сегодня жесткие условия его реализации, он обнаруживает тенденцию к стабильности и даже к некоторому росту, особенно среди выпускников вузов.

Однако  свою будущую профессию и работу молодежь оценивает не только с двух названных позиций — деньги и творчество. В работе немало других аспектов, важных для молодых людей. Для многих профессия хороша тем, что дает возможность располагать свободным временем для других профессиональных занятий (максимальная оценка у выпускников вузов — 24,0%). Для выпускников ПТУ важен спрос на их рабочую специальность, что позволяет подрабатывать по своей специальности в нерабочее время (24,4% — максимум по этой позиции). Правда, в обоих случаях можно обнаружить скрытое действие названных выше доминирующих ценностных факторов.

В оценке профессий, работы существенна ориентация молодежи на возможность иметь заграничные командировки. Правда, более притягательна она для младших групп выпускников и ослабевает с возрастом: от 33,3% — у девятиклассников до 15% — у выпускников вузов, хотя очевидно, что реальные возможности иметь заграничные командировки выше как раз у последних. Наблюдается сходство мнений в отношении комфортных условий труда (приходится считаться с реальностью, которая сглаживает значимость этого аспекта): 33,3% — у девятиклассников, 22% — у одиннадцатиклассников и выпускников техникумов, 17% — у выпускников вузов и 12,2% — у выпускников ПТУ" [8, с.31].

Особо стоит  вопрос о стремлении уехать за границу на жительство: над этим думают практически все выпускники. Тех, кто ни при каких обстоятельствах не уехал бы за границу на постоянное жительство, единицы. Однако и процент стремящихся эмигрировать невелик, более того, он снижается с ростом образования респондентов, а также с возрастом (от 23,3 до 7,0%). Наиболее привлекательна для молодежи работа за границей по временному контракту: к этому расположены до 2/3 выпускников всех категорий (минимум у выпускников ПТУ—50%).

Свой  досуг молодежь проводит по-разному: девятиклассники больше других увлекаются радио- и телепередачами, они же чаще посещают спортивные секции. У ребят постарше на первом месте общение с друзьями. В этом, как и в посещении дискотек, лидируют одиннадцатиклассники. Почти половина опрошенной молодежи предпочитают чтение (от 1/3 до 1/2, среди выпускников ПТУ—только 18,9%), посещают кинотеатры, выставки, музеи. И все-таки 1/3 школьников и более 40% других групп молодежи не удовлетворены тем, как они проводят досуг. Одна из причин — недостаток свободного времени. Однако доминирующая причина — нехватка денег.

Хотя  по наличию такого имущества, как  дача, автомобиль и др., наши респонденты  принадлежат главным образом  к семьям среднего достатка, денежный доход в этих семьях в основном невелик. На вопрос о материальном положении семьи многие респонденты не смогли или не захотели отвечать (59,6% среди девятиклассников — максимум, 28,0% среди выпускников вузов — минимум). Среди давших ответ богатых — единицы.

Информация о работе Социально-экономические перспективы занятости молодёжи в Республике Беларусь