Социально-демографический паспорт регионов: методика составления и применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы, изучить социально-демографический паспорт региона, на примере Республики Башкортостан.
Задачами является: изучение социально-демографического паспорта, его структуры и построение; провести анализ социально-демографической ситуации региона; рассмотреть направления по улучшению демографической ситуации в РБ. Демографический кризис оказывает негативное влияние на все сферы общества. Низкая рождаемость и высокая смертность населения уже сегодня задают пределы роста экономического развития региона и страны в целом, снижают уровень ее конкурентоспособности на мировом рынке, создают угрозу национальной безопасности региона.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические подходы к составлению паспорта региона
Паспорт - инструментарий анализа социально-экономического развития региона………………………………………………..…………………………….5
Основные подходы к созданию паспорта регионов …………………………………………………………………………………….....9
Методики диагностики региона………………………………………………18
2. Социально демографический паспорт региона
Оценка демографических показателей методом сравнительного анализа………………………………………………………………….………….21
Основные проблемы социально-экономического развития региона………………………………………………………………………..……28
3. Приоритетные направления по улучшению демографической ситуации в Республике Башкортостан
3.1Стимулирование по повышению рождаемости……………………..……….33
3.2 Государственная поддержка семей в части ипотечного кредитования, как фактор улучшения демографической ситуации региона…………………….......36
Заключение……………………………………………………………………...…..41

Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Экономика регионов.Word.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

В Республике Башкортостан неблагополучная тенденция снижения общей численности населения сохраняется в основном за счет сокращения

*http://bujet.ru/article/6313.php

лиц трудоспособного  возраста, формирования регрессивного  типа возрастной структуры, роста смертности от предотвратимых причин. Значительное количество людей умирает по причинам, не связанным с заболеваемостью и состоянием здоровья: от травм на производстве, в результате дорожно-транспортных происшествий, отравлений алкоголем и его суррогатами, суицидов, пожаров и утоплений.

Проведение  эффективной демографической политики, направленной на улучшение демографической  ситуации в Республике Башкортостан, требует использования программно-целевого метода. Это позволит обеспечить комплексный  подход к решению демографических проблем с учетом многообразия факторов, определяющих динамику развития демографических показателей.

Программа по улучшению  демографической ситуации в Республике Башкортостан на 2008 - 2010 годы (далее - Программа) на первом этапе реализации Концепции демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 14 июля 2008 года N УП-333, направлена на преодоление негативных тенденций в демографических процессах и создание условий для стабилизации демографической ситуации в Республике Башкортостан.*

 

 

 

 

 

 

 

 

* УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА  РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН  ОБ УТВЕРЖДЕНИИ  ПРОГРАММЫ ПО  УЛУЧШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ  СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ  БАШКОРТОСТАН НА 2008 - 2010 ГОДЫ

3.2 Государственная  поддержка семей в части ипотечного кредитования, как фактор улучшения демографической ситуации региона.

Государственная поддержка молодых семей - совокупность экономических, социальных и правовых мер, принимаемых органами государственной  власти Республики Башкортостан, направленных на стимулирование создания и сохранения молодых семей, защиту их прав и улучшение демографической ситуации в Республике Башкортостан; Законодательство Республики Башкортостан о государственной поддержке молодых семей основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Законе Республики Башкортостан "О молодежной политике в Республике Башкортостан" и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов*.

  1. обеспечение условий и стимулов для создания, укрепления и сохранения молодых семей;
  2. повышение рождаемости и улучшение демографической ситуации в Республике Башкортостан;
  3. создание правовых и социальных гарантий для молодых семей в целях обеспечения защиты их прав и законных интересов;
  4. материально-техническое, финансовое, кадровое и научно-методическое обеспечение деятельности государственных органов по поддержке молодых семей;
  5. содействие деятельности органов и организаций по поддержке молодых семей, взаимодействие с ними.

  Государственная поддержка молодых семей в Республике Башкортостан осуществляется в соответствии с принципами:

  1. соблюдения законных прав и интересов обоих супругов и их детей; гласности;                                                                                 
  2. соблюдения конфиденциальности в случаях, предусмотренных законодательством;

*dmo.ekon.msu.ru/demographia                                                                       

  1. равенства молодых семей независимо от имущественного и должностного положения супругов, национальности, места жительства и религиозных убеждений, принадлежности обоих или одного из супругов к общественным объединениям;
  2. равенства супругов в самореализации в трудовой сфере;
  3. партнерства молодой семьи и государства, сотрудничества с общественными объединениями, благотворительными организациями;
  4. преемственности и стабильности мер государственной поддержки молодых семей, сохранения достигнутых социальных гарантий и дальнейшего их совершенствования

К основным задачам государственной поддержки молодых семей в Республике Башкортостан относятся:

  • создание механизма межведомственной координации, информационно-методического и организационного взаимодействия всех органов и организаций, осуществляющих деятельность по поддержке молодых семей;
  • сокращение масштаба социального сиротства, поддержка и развитие семейных форм воспитания;
  • создание системы комплексной помощи молодым семьям.

Республика Башкортостан по числу рождающихся детей (до 44000 новорожденных ежегодно) занимает 5 место в Российской Федерации.

В службе охраны здоровья матери и ребенка сформирована поэтапная система оказания медицинской помощи: от догоспитального уровня фельдшерско-акушерских пунктов до специализированных лечебно-профилактических учреждений республиканского уровня, таких,    как Республиканский перинатальный центр, Республиканская клиническая больница имени Г.Г.Куватова, Республиканская детская клиническая больница. Организована работа межрайонных перинатальных и детских консультативно-диагностических центров. В течение последних лет введены в строй такие                     * http: //dmo.ekon.msu.ru/demographia

объекты службы охраны здоровья матери и ребенка, как вторая очередь  Республиканской детской клинической  больницы, Неонатальный центр Городской  детской клинической больницы N 17 г. Уфы, проводится целенаправленное оснащение современным лечебно-диагностическим оборудованием лечебно-профилактических учреждений охраны материнства и детства. В республике организовано проведение реабилитационных мероприятий для беременных женщин и детей в санаторно-курортных условиях.

Несмотря на проводимые мероприятия по укреплению материально-технической  базы службы охраны здоровья матери и  ребенка, проблемы охраны репродуктивного  здоровья населения сохраняют особую медико-социальную значимость. Так, сокращается число семей, желающих иметь детей, сохраняется отрицательная динамика естественного прироста населения, показатель младенческой смертности превышает общероссийский уровень.

Ухудшение показателя воспроизводства  населения происходит на фоне снижения качества репродуктивного здоровья женщин детородного возраста: растет число гинекологических заболеваний, осложнений при беременности и родах. Нормальные роды в целом по республике в 2005 году составили всего 19%. Сохраняется высоким удельный вес невынашиваний беременности и преждевременных родов. До 70% новорожденных имеют от одного до трех заболеваний, а среди недоношенных детей этот показатель достигает 100%. Неблагоприятным фоном является рост у женщин, в том числе и у беременных, злокачественных заболеваний репродуктивной системы, инфекций, передающихся половым путем, включая СПИД, наркомании, алкоголизма.

 В целях улучшения социально-демографической ситуации в республике немаловажное значение имеет решение проблемы бесплодного брака (15% супружеских пар страдают бесплодием). В этой связи в республике актуально внедрение современных репродуктивных технологий.

 

* http: //dmo.ekon.msu.ru/demographia

Реализация основных мероприятий республиканских целевых  программ "Безопасное материнство" на 2001 - 2003 годы и "Здоровый ребенок" на 2004 - 2008 годы позволила за последние пять лет улучшить основные качественные показатели состояния здоровья женщин и новорожденных. Число абортов уменьшилось на 13%, показатель материнской смертности снизился на 25%, перинатальной смертности - на 18%, летальности новорожденных - на 25%. При этом объем фактического финансирования по указанным программам составил 11% от запланированного.

Вопросы охраны репродуктивного  здоровья и других составляющих здоровья женщин и детей приобретают особую значимость для повышения эффективности социально-экономического развития Республики Башкортостан в свете реализации Послания Президента Республики Башкортостан народу и Государственному Собранию - Курултаю - Республики Башкортостан "К новому качеству жизни людей (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2006 году)" от 20 апреля 2006 года, плана мероприятий по реализации Концепции долгосрочной демографической политики Республики Башкортостан на период до 2015 года, утвержденного распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21 декабря 2005 года N 1246-р.

Сложившееся в настоящее  время финансирование службы охраны здоровья матери и ребенка за счет средств Республиканского фонда  обязательного медицинского страхования  Республики Башкортостан и бюджетов всех уровней не обеспечивает потребности лечебно-профилактических учреждений в расходах на капитальные затраты, приобретение дорогостоящего лечебно-диагностического оборудования, что затрудняет внедрение современных перинатальных технологий, развитие специализированной помощи беременным женщинам и новорожденным детям.

 

 * http: //dmo.ekon.msu.ru/demographia

Несмотря на положительную  динамику в последние  годы в республике отмечается замедление темпов снижения младенческой, перинатальной, материнской смертности

Для осуществления задач  по обеспечению социальных гарантий населению Республики Башкортостан в части охраны репродуктивного  здоровья женщин и детей и реализации решения заседания выездного  Совета Республики Башкортостан от 16 сентября 2005 года необходимо принятие Президентской программы "Мать и дитя" на 2007 - 2011 годы *.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ «МАТЬ И ДИТЯ» НА 2007 - 2011 ГОД

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что при проведении анализа социально – демографического паспорта по Республики Башкортостан мне очень помогли данные представленные в паспорте региона, информация доступно изложена и видно, что регион сохраняет положительную динамику экономических показателей за последние годы. Это позволяет республике успешно решать многие неотложные вопросы социальной сферы.

Определив подходы  анализа социально-демографической  ситуации в регионе, стало ясным, что сложившейся уровень репродуктивности не обеспечивает простого воспроизводства населения. В РБ основными причинами малодетности семьи стали материально-бытовые трудности, жилищные проблемы, низкий уровень жизни части населения, невысокий уровень оплаты труда, рост числа разводов, большое количество преждевременного прерывания беременности и другие.

Тем самым обуславливается, важность и необходимость  внесения в  паспорт региона социально- демографических показателей. С целью наглядного видения происходящего в регионе прироста или убыли (-) населения. И принятия кардинальных мер по улучшению ситуации в  регионе  со стороны Государственной власти.

В России, и в  частности Республики Башкортостан приняты законы  и указы, для поддержки молодых семей,  рост заработной платы в регионе, понижение процентной ставки ипотечного кредитования, «Материнский капитал» направленный на поддержание будущего развития общества: повышение уровня образования, здоровья и жилищных проблем.

Обеспечение положительной динамики доходов населения, улучшение ситуации на рынке труда, наличие позитивных изменений в демографической ситуации позволит региону улучшать и поддерживать развитие Республики Башкортостан и страны в целом.

 

 

Список использованной литературы:

1)Закона № 122-ФЗ Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 01.04.2005) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 05.08.2004)

2)Указ Президента Республики Башкортостан об утверждении Президентской программы «МАТЬ И ДИТЯ» на 2007 - 2011 годы

3)Указ Президента Республики Башкортостан об утверждении Президентской программы по улучшению демографической ситуации в Республики Башкортостан на 2008 – 2011 годы.

4) Политика доходов  и качества жизни населения./Под ред. Н.А. Горелова,- СПБ:. Питер, 20033-653с.

5) Структура  занятости в регионах (выборочные  обследования Госкомстата РФ) // Человек  и труд. – 1999, №4.-С.7-12.

6) Региональная  экономика: Учебник/Под ред., В.И.  Видяина и М.В. Степанова. – М.:ИНФРА-М, 2005.-666с.

7) Гранберг А.Г.  Основы региональной экономики  – Учебник/ТАСИС, Высшая школа  экономики. – М.: 2003г.

8) http: \\www.gks.ru\scripts\free (официальный сайт Госкомстата РФ);

9) http: //dmo.ekon.msu.ru/demographia ( сайт Центра по изучению проблем                  народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова);

10) http:\\www.minfin.ru (официальный сайт Министерства Финансов)

11) http://www.vatandash.ru/index.php?article=1138 (журнал, статья А.Ганиев, С.Кадыров)

12) http://www.marketcenter.ru/content/file.asp?r=21826 (паспорт региона РБ)

13 http://bujet.ru/article/6313.php (интервью Станислава Игоревича Крылова, заместитель директора Департамента регионального мониторинга и прогнозирования Минрегионразвития России)

Источник: Минэкономразвития РБ (на основе данных Башкортостанстата);

14) http://isei.communityhost.ru/thread/?thread__mid=962741970 (Ш.Р. Нуретдинов - Современная демографическая ситуация в Республике Башкортостан );

15) http://www.minfin.ru;

16)http://ufa.regionz.ru/index.php?ds=20726

17) http://www.krista.ru/products/55,

18) http://kbmnk.ru/index.php/

19) http://www.bashkortostan.ru/social_sphere/index.php




Информация о работе Социально-демографический паспорт регионов: методика составления и применения