Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:55, курсовая работа
Целью курсовой работы, изучить социально-демографический паспорт региона, на примере Республики Башкортостан.
Задачами является: изучение социально-демографического паспорта, его структуры и построение; провести анализ социально-демографической ситуации региона; рассмотреть направления по улучшению демографической ситуации в РБ. Демографический кризис оказывает негативное влияние на все сферы общества. Низкая рождаемость и высокая смертность населения уже сегодня задают пределы роста экономического развития региона и страны в целом, снижают уровень ее конкурентоспособности на мировом рынке, создают угрозу национальной безопасности региона.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические подходы к составлению паспорта региона
Паспорт - инструментарий анализа социально-экономического развития региона………………………………………………..…………………………….5
Основные подходы к созданию паспорта регионов …………………………………………………………………………………….....9
Методики диагностики региона………………………………………………18
2. Социально демографический паспорт региона
Оценка демографических показателей методом сравнительного анализа………………………………………………………………….………….21
Основные проблемы социально-экономического развития региона………………………………………………………………………..……28
3. Приоритетные направления по улучшению демографической ситуации в Республике Башкортостан
3.1Стимулирование по повышению рождаемости……………………..……….33
3.2 Государственная поддержка семей в части ипотечного кредитования, как фактор улучшения демографической ситуации региона…………………….......36
Заключение……………………………………………………………………...…..41
Список использованной литературы…………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Уфимский государственный
авиационный технический
ИНЭК
Кафедра региональной экономики
Процент выполнения работы |
||||||||||
Номер учебной недели |
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономики регионов»
на тему «Социально-демографический паспорт регионов: методика составления и применения
(на примере района или города Республики Башкортостан)»
УФА – 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические подходы к составлению паспорта региона
2. Социально демографический паспорт региона
3. Приоритетные направления по улучшению демографической ситуации в Республике Башкортостан
3.1Стимулирование по повышению рождаемости……………………..……….33
3.2 Государственная поддержка семей в части ипотечного кредитования, как фактор улучшения демографической ситуации региона…………………….......36
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...…
Введение
В данной работе, представлен анализ социально-демографического паспорта, проведенный на основе показателей качества жизни населения.
Рассмотрены методики диагностики региона РФ.
Актуальность темы исследования определяется тем что, в XXI веке Россия столкнулась с рядом явлений, определяемых тенденциями развития мирового экономического сообщества, последствия которых представляются неоднозначными для качества российского экономического пространства. Важнейшие из них: требование роста экономики на новой качественной основе; растущая зависимость регионов от мирового хозяйства; переход к постиндустриальному обществу с особыми функциями различных регионов; изменение образа жизни и, соответственно, требований к развитию социальной сферы; ужесточение экологических критериев. Новые реалии создают для экономического пространства России, как новые возможности, так и новые сложные проблемы, требующие трансформации действующих стратегий развития.
Целью курсовой работы, изучить социально-демографический паспорт региона, на примере Республики Башкортостан.
Задачами является: изучение социально-демографического паспорта, его структуры и построение; провести анализ социально-демографической ситуации региона; рассмотреть направления по улучшению демографической ситуации в РБ. Демографический кризис оказывает негативное влияние на все сферы общества. Низкая рождаемость и высокая смертность населения уже сегодня задают пределы роста экономического развития региона и страны в целом, снижают уровень ее конкурентоспособности на мировом рынке, создают угрозу национальной безопасности региона.
Очевидно, что для решения
демографической проблемы необходимо
действенное участия
1. Теоретические подходы к составлению паспорта региона
1.1 Паспорт - инструментарий анализа социально-экономического развития региона
Паспорт региона - сформированный по данным мониторинга сводный информационно – аналитический документ, содержащий сгруппированную по разделам актуальную информацию (на определенный момент времени), и инструмент для анализа, выработки рекомендаций и принятия решений.[№18,стр.42]
Паспорт региона предназначен для информационной, методической и инструментальной поддержки процессов подготовки и принятия управленческих решений органами государственной власти по вопросам социально-экономического развития территории. [№17,стр.43]
Паспорт Региона
должен включать следующие сведения статистического, информационного,
аналитического и рекламного характера
[№16,стр.43]:
1.Общие сведения:
население, территория, местоположение,
история развития, исторические личности
- уроженцы Республики Башкортостан, религиозные
традиции и т.д.; Иллюстративные материалы
(карты, характеризующие расположение
республики, фотографии, графики и т.д.).
2.Сведения о природных
ресурсах: количественные и качественные
характеристики имеющихся природных ресурсов
(разведанные, доказанные и прочие запасы);
3.Социально - экономическая ситуация: доходы населения, занятость, квалификация рабочей силы и интеллектуальный потенциал; демографические сведения (национальный состав, рождаемость, смертность, миграция и т.д.); Криминогенная обстановка и преступность; экологические сведения.
4.Политическая ситуация: краткая
информация об основных политических
партиях и движениях, результаты федеральных
и региональных выборов.
5.Макроэкономические показатели: бюджеты
и отчеты об исполнении бюджетов республики
за предыдущий год, бюджет (проект бюджета)
на предстоящий год; количественные и
качественные макроэкономические показатели
(национальный доход, валовой региональный
продукт, задолженность, дотационность,
соотношение государственного и частного
секторов и т.д.). Сведения по отраслям:
промышленный потенциал; научный потенциал;
банковская и финансовая сферы; прочие
отрасли.
6.Законодательная база: краткая
характеристика государственного (административно
- территориального) устройства Башкортостана
и основных нормативных документов (Конституции,
законов); регулирование отношений Республики
Башкортостан с федеральным центром;
характеристика законодательства в области
экономики с выделением ключевых моментов;
действующие договоры и соглашения с иностранными
государствами, а также отдельными территориями
- штатами, землями, графствами и т.д. - в
их составе.
7.Внешнеэкономическая деятельность: данные об участии региона и отдельных экономических субъектов в международных, федеральных и региональных экономических программах и проектах; документы и сведения, относящиеся к участию республики в региональных и межрегиональных ассоциациях.
8.Инвестиционная деятельность: установленные инвестиционные приоритеты; наиболее важные инвестиционные проекты Региона; проекты, находящиеся в стадии реализации; прорабатываемые проекты; отношения с международными и региональными организациями, финансовыми институтами.
9.Экономическая политика: стратегические цели развития; одобренные и разрабатываемые концепции и программы с кратким изложением основных положений.
10.Сведения об органах управления: организационная структура; перечень ключевых министерств, комитетов и ведомств, а также государственных организаций, имеющих отношение к инвестиционной деятельности, их полномочия и сфера деятельности; краткие сведения о высших руководителях республики.
Данные сведение формируются в паспорте для того, чтобы выявить сильные и слабые стороны региона:
Существует много подходов и методик к составлению паспорта региона. И каждый регион может выбрать для себя определенный подход к формированию своего паспорта. [ Приложение 1, стр]
*http://ufa.regionz.ru/index.
"О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"
1.2 Основные подходы к созданию паспорта регионов
Сейчас Минрегионразвития
России разрабатывает содержание
паспорта и методические рекомендации
по его заполнению. В плотной отработке
проекта принимают участие 20 субъектов
Федерации.
Минрегионразвития России говорят о создании
паспортов регионов как о деле новом, находящемся
еще на стадии разработки.
Министерства составляют свои паспорта
регионов, исходя из интересующих только
их данных. А информация о регионе, которую
субъекты РФ часто называют своим паспортом,
очень разнообразна и далека от унификации.
Одни имеют в виду очень скромный набор
социально-экономических показателей,
другие указывают налоговые данные региона,
третьи – показатели, отражающие инвестиционную
привлекательность.
Проведенный анализ информационных ресурсов показал, что материалы, характеризующие положение регионов, таковы. В 15 субъектах РФ есть итоги социально-экономического положения, в 39 регионах есть прогноз социально-экономического развития, в 20 субъектах РФ есть набор показателей социально-экономического развития, в 3 субъектах РФ есть постановление правительства региона. В 13 субъектах представлены только самые общие социально-экономические сведения. В 17 субъектах вообще нет материалов, дающих хоть какую-то информацию о регионе. В нескольких субъектах РФ в качестве паспорта региона на сайте выставлено послание губернатора законодательному собранию. [№8, стр.41]
При этом на сайтах нескольких регионов находятся данные еще за 2003 год. Есть и такие субъекты РФ, на сайтах которых размещены фотографии губернатора и членов правительства региона, а информация о достижениях региона помещается всего в 10 строчках. У части регионов вообще нет сайтов... [№8, стр.41]
В общем, на основе таких разноплановых, совершенно не соизмеримых данных нельзя ни провести серьезный анализ, ни получить представление о регионе, округе и, соответственно, нельзя понять и оценить общее состояние страны в целом. И это аргумент в пользу создания паспортов регионов.
При этом губернаторы регионов говорят, что им необходима полная и унифицированная информация о регионе, поскольку они хотят не только обладать полной информацией в режиме онлайн по своему региону, но и сравнивать свои показатели с данными соседей, такими как цены на топливо, заплата бюджетников, цены на алкоголь, расходы на социальную сферу и пр. Большинство данных собирает Росстат, он собирает данные через свои региональные отделения, обрабатывает, но публикует их с большим опозданием во времени. И тот же губернатор имеет возможность получить данные о своем регионе примерно через полгода после того, как они были собраны. А за полгода, как вы понимаете, информация уже устаревает и становится неактуальной для руководства субъекта РФ.[№13, стр.41]
Например, ВРП рассчитывается в течение двух лет! Сейчас мы получаем от Росстата данные по ВРП за 2008 год. Особенно остро встал вопрос оперативности сбора данных, когда перед министерством Председателем Правительства РФ Михаилом Ефимовичем Фрадковым была поставлена задача мониторинга хода реализации Закона № 122-ФЗ *, связанного с монетизацией льгот. Представлять эти данные и проводить анализ мы должны были каждую неделю, к еженедельному совещанию оперативного штаба и совещанию у Председателя Правительства РФ. [№1 стр.41]
Ведь это было в то напряженное время, когда люди выходили с плакатами на улицы, перекрывали дороги, и требовался оперативный анализ по лекарственному обеспечению, транспортному обслуживанию населения, и в первую очередь льготных категорий граждан. И когда мы начали запрашивать эту информацию из регионов, то оказалось, что это очень трудно сделать. В том числе и по причине инертности существующей схемы получения информации по регионам, и по причине невозможности предоставления ее в оперативном порядке.
Информация о работе Социально-демографический паспорт регионов: методика составления и применения