Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:55, курсовая работа
Целью курсовой работы, изучить социально-демографический паспорт региона, на примере Республики Башкортостан.
Задачами является: изучение социально-демографического паспорта, его структуры и построение; провести анализ социально-демографической ситуации региона; рассмотреть направления по улучшению демографической ситуации в РБ. Демографический кризис оказывает негативное влияние на все сферы общества. Низкая рождаемость и высокая смертность населения уже сегодня задают пределы роста экономического развития региона и страны в целом, снижают уровень ее конкурентоспособности на мировом рынке, создают угрозу национальной безопасности региона.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические подходы к составлению паспорта региона
Паспорт - инструментарий анализа социально-экономического развития региона………………………………………………..…………………………….5
Основные подходы к созданию паспорта регионов …………………………………………………………………………………….....9
Методики диагностики региона………………………………………………18
2. Социально демографический паспорт региона
Оценка демографических показателей методом сравнительного анализа………………………………………………………………….………….21
Основные проблемы социально-экономического развития региона………………………………………………………………………..……28
3. Приоритетные направления по улучшению демографической ситуации в Республике Башкортостан
3.1Стимулирование по повышению рождаемости……………………..……….33
3.2 Государственная поддержка семей в части ипотечного кредитования, как фактор улучшения демографической ситуации региона…………………….......36
Заключение……………………………………………………………………...…..41
Список использованной литературы…………………
Паспорт региона призван снять еще одну проблему – субъекты РФ высказывают пожелание, что информация не должна дублироваться. Чтобы не готовить и не отсылать отчетность во множество министерств и ведомств – в одно министерство 500 показателей, в другое 400 и т. д. Они заинтересованы в том, чтобы в постоянном режиме собирать информацию по региону, загонять ее в паспорт, и уже оттуда министерства и ведомства будут получать цифры для отчетности. То есть паспорта нужны для получения объективной и оперативной информации из регионов и для облегчения отчетности субъектов РФ.
Средства, определенные Минфином РФ, были заложены в федеральный бюджет с учетом тех данных, которые у них были. Но когда началась реализация закона, выяснилось, что данные о количестве льготников в регионах разнятся с данными, которые были в Минфине России и по которым выводились суммы. [№10 стр.41]
В итоге регионы стали говорить, что денег на монетизацию льгот не хватает. И такая ситуация встречается на каждом шагу – когда у министерств одни данные, они рассчитывают средства на те или иные нужды, пользуясь одними схемами, а в регионах данные другие, поскольку их методики подсчета другие. Также не всегда можно понять, почему по данным МЭРТа та или иная область находится на 27-м месте по определенным рейтингам, в то время как по расчетам самого региона его место должно быть значительно выше по списку. Регионам до конца не ясны методики подсчета, а от этих данных многое зависит: инвесторы очень внимательно их отслеживают и знают ситуацию в каждом регионе досконально.
______________________________
Также сейчас изменяются межбюджетные отношения, появляется четвертый уровень бюджетов – поселковый. И здесь также пригодится паспорт региона.
Ведь, перераспределяя полномочия, регионы просчитывают свои шаги и расходы и говорят, что денег им не хватает. А все потому, что Минфин России считает расходы на перераспределение полномочий по своей методике, а регионы – по своей. И разница получается огромной. То есть функция паспорта региона не просто в накоплении и оперативной демонстрации данных, но в предоставлении данных унифицированных, выведенных по методикам, признанным и самими регионами, и федеральными министерствами и ведомствами. Это его основные задачи. И это не весь перечень причин создания паспортов регионов.
У министерств и ведомств данные
между собой не согласуются.
И первая задача – чтобы на всех уровнях
была объективная информация по конкретному
субъекту РФ и чтобы эти показатели были
едиными.
Вторая задача – сделать прозрачными
сами методики, по которым производятся
расчеты. Чтобы регион мог взять свои показатели,
взять методику и посчитать свою бюджетную
обеспеченность, свой рейтинг, инвестиционную
привлекательность, уровень социальной
обеспеченности,
ЖКХ, тарифы и
сравнить их с показателями соседей.
Особенную актуальность паспорт приобретает
в свете проходящей сейчас в России оценки
деятельности исполнительной власти в
субъектах РФ. Ведь сейчас полным ходом
идет назначение губернаторов.
И понятно, что должны быть объективные
показатели, по которым можно оценивать
эффективность их работы. Раньше таким
критерием было «голосование ногами»
– электорат либо приходил на избирательные
участки и голосовал за действующего губернатора,
либо выбирал другого, если прежний плохо
сработал. Сейчас этот механизм отменен
– губернаторов назначают. Поэтому необходим
механизм оценки работы губернатора и
его команды. [№13, стр.42]
По каким критериям оценивать их деятельность? Уровень социальной жизни населения упал или поднялся, инвестиции прибавились или уменьшились, строительство жилья набрало темпы роста или снизило? В этом должен помочь паспорт. Или другая ситуация. В регионах проводится целый ряд инвестиционных проектов, результативность которых должна оцениваться. Есть федеральные целевые программы, под которые регионам выделяются средства, но учет – насколько эффективно эти деньги расходуются, – очень приблизительный. На какие показатели должны повлиять эти деньги? Например, можно построить больницу. Но изменило ли ее появление качество жизни населения? Увеличилось или уменьшилось количество больничных листов и почему именно? Потому что больница теперь рядом, а не в райцентре за 30 километров и людям стало проще до нее добираться, или потому, что они стали чаще болеть?
Все эти вещи должны быть понятны не только Министерству здравоохранения и социального развития РФ, но и Минфину РФ, потому что деньги-то на постройку больницы выделяли они. И не надо забывать, что паспорт даст возможность просчитывать экономический эффект от объединения регионов. А ведь сейчас эти интеграционные процессы очень
сильны. Посмотрите, сколько регионов объединяются. А задача удвоения ВВП? В паспорте и сам регион, и федеральные министерства смогут увидеть, как субъект РФ справляется с поставленной задачей.
Для первоначальной отработки проекта выбрали 20 регионов, провели опрос по всем регионам, и согласие поучаствовать в проекте высказали большинство из них. Мы выбрали только 20 регионов, которые с нашей точки зрения обладают наиболее крепкой базой для создания паспорта и детальной проработкой данных. У них есть наработки и по методическому обеспечению. При этом данные регионы уже имеют опыт самостоятельного ведения своих паспортов или имеют большое желание участвовать в их создании.
Поэтому мы и начали отрабатывать с ними и показатели, и методики, и способы сбора информации. То есть, кто будет ее собирать – мы сами или регионы? И где мы ее будем размещать? Сейчас нам кажется, что самый лучший вариант – размещать ее на сайтах субъектов РФ. Если этот вариант окажется неудачным, то, может быть, регионы будут присылать ее к нам для обработки – посредством различных технологий. Например, у ЦИКа есть возможность передачи этих данных по своим сетям. Плотный проект для того и существует, чтобы отработать эти механизмы, понять, как действовать наиболее удобным для всех способом.
Паспорт региона будет обязательным для всех регионов. Этот вопрос для будет рассматриваться и обсуждаться на заседание Правительства РФ. Информация для паспорта будет формироваться следующими блоками – ряд показателей будет собираться раз в год, какие-то показатели – раз в квартал, некоторые – раз в месяц, а может быть, ряд показателей необходимо будет собирать раз в неделю. Мы предполагаем за основу взять 50–60 показателей – по ЖКХ, по качеству услуг населению, по тарифной политике и пр. – и рассмотреть динамику. Сейчас наибольшие вопросы возникают по реализации Закона № 131-ФЗ, монетизации льгот в сфере ЖКХ и переводу населения на стопроцентную оплату услуг.
Этот мониторинг мы должны будем проводить ежедневно. Мы плотно контактируем со всеми субъектами РФ. Проведенный опрос показал, что 99% из них считают необходимым иметь паспорт. Все регионы считают, что этот паспорт должен быть доступен. Расходятся только в степени открытости этого документа. Кто-то считает, что все его данные должны быть доступны любому жителю региона, кто-то склоняется к мысли, что ряд данных должен быть закрыт. Контролировать достоверность вносимых в паспорт данных мы предполагаем обозначить ответственность тех должностных лиц, которые предоставляют эту информацию.
Одно дело, когда операционистка, вбивая данные, ошиблась и поставила не ту цифру, другое – намеренное искажение информации. Такие нарушители, и это мы пропишем в проекте закона, будут нести административную ответственность. А может быть, даже уголовную. Законопроект будет обсуждаться в Госдуме РФ в 2006 году. Сейчас идет работа над проектом закона об оценке деятельности органов исполнительной власти в субъектах Федерации, он еще в стадии разработки. Мы принимаем в этой работе участие. Мы даем свои предложения по критериям оценки работы губернаторов. Потому что в основу оценки их работы должен быть положен инструмент. Этот инструмент и есть паспорт региона.
При подведение итогов, хотелось бы разъяснить важность подхода к составлению паспорта регионов и его основную цель. Паспорт региона является обязательным для всех регионов. Характеристика развития демографических, социально-экономических показателей, позволяет наглядно увидеть очевидные проблемы в этой сфере. И принять должные решения по их устранению. Для этого необходим анализ соответствующих показателей в динамике.
Из выше
сказанного можно сделать
всех уровнях была объективная информация по конкретному субъекту РФ и чтобы эти показатели были едиными. Вторая задача – сделать прозрачными сами методики, по которым производятся расчеты. Чтобы регион мог взять свои показатели, взять методику и посчитать свою бюджетную обеспеченность, свой рейтинг, инвестиционную привлекательность, уровень социальной обеспеченности, ЖКХ, тарифы и сравнить их с показателями соседей.
На схеме 1 «Этапы проведения собрания» (стр. 18) я отразила свое видение работы министерств и ведомств по принятию решений, о каких либо инвестиционных вложениях, по улучшению социальной политики республики и т.д.
Схема 1
*Источник: составлено автором.
1.3 Методы диагностики региона
Экономика региона представляет собой сложную систему, включающую множество элементов, а также комплекс внутренних и внешних связей. Развитие региона характеризуется определенной инерционностью. С другой стороны, государственное управление регионом носит целенаправленный характер, а содержание конкретных задач в этой области зависит от существующих проблем, а также реальных возможностей мобилизации ресурсов для их решения (финансовых, материальных и других). В связи с этим можно выделить следующие основные методологические подходы в диагностике региона: комплексный, генетический, проблемный. Среди конкретных методов диагностике важнейшую роль играет метод сравнительного анализа.
Комплексный подход означает необходимость рассмотрения экономики региона как сложной системы, состоящей из множества подсистем, в их неразрывной взаимосвязи между собой и с внешним миром. Экономика региона включает производственную подсистему, инфраструктуру и институциональную подсистему, которые взаимодействуют между собой. Комплексная диагностика должна учитывать характеристики каждой из них. Поскольку формирующиеся между ними связи характеризуются определенной инерционностью, необходим генетический подход, основанный на выявлении определенных устойчивых тенденций в развитии экономики региона, наличии устойчивых долгосрочных факторов, определяющих ее динамику В связи с тем, что ресурсы общества ограничены, необходимо применять проблемный подход, который направлен на выявление противоречий и дисбалансов в развитии региона, требующих решения и устранения. [18, стр.42]
Важнейшим методом, используемым при диагностике региона, является сравнительный анализ. Он заключается в выявлении сходства и различий в анализируемых объектах, осуществлении их группировки,
*http://kbmnk.ru/index.php/
в зависимости от значений
тех или иных индикаторов, а также
типизации объектов по функциональному
(например, промышленная, аграрно-промышленная,
рекреационная территория) или структурному
признакам.
При осуществлении сравнительного анализа
сопоставляются анализируемые показатели
и их нормативные или определенные типичные
значения. Нормативы устанавливаются
на основе фактических значений соответствующих
показателей, с учетом зарубежного опыта
и тенденций социально-экономического
развития. Они определяют оптимальную
или целевую величину того или иного показателя
для данных условий (например, норматив
обеспеченности населения жилой площадью).
В качестве типичных значений, служащих
базой для сравнения, может служить средняя
величина показателя, мода и медиана. Средняя
величина может определяться как средняя
арифметическая или средневзвешенная.
Мода - это значение, которое встречается
наиболее часто в данной совокупности.
Медиана - значение показателя, который
делит совокупность пополам: половина
объектов имеет значение меньше медианы,
половина - больше. [18,стр.42]
Весьма важное
значение при осуществлении диагностики
имеет дисперсный анализ, который позволяет
дать количественную оценку величине
отклонения конкретного показателя от
нормы. Дисперсия представляет собой среднюю
сумму квадратов отклонений фактических
значений показателя от его средней величины.
Стандартное отклонение - это квадратный
корень из дисперсии. Оно имеет ту же размерность,
что и анализируемый показатель. Часто
стандартное отклонение пересчитывается
в относительном выражении, т. е. в процентном
отношении к средней величине. Для получения
оценки значения показателя, отражающей
величину его отклонения от среднего,
может быть использован следующий метод:
разница между фактической величиной
показателя и его средним значением делится
на величину стандартного отклонения.
*http://kbmnk.ru/index.php/
Полученная оценка показывает,
насколько отклоняется показатель в ту
или иную сторону, исходя из стандартной
величины отклонения по всей совокупности.
В сравнительном
анализе может использоваться оценка
отклонения не только от средней величины
показателя, но и от его минимальных и
максимальных значений (например, от максимального
значения обеспеченности населения жильем
в различных населенных пунктах региона).
Различают также вертикальный и горизонтальный
сравнительные анализы. Первый используется
при исследовании отклонений того или
иного показателя от базовой, средней
или нормативной величины. Горизонтальный
анализ используется при исследовании
структуры явления или процесса.
Кроме этих методов при осуществлении
диагностики региона широко используется
экспертный метод. Он основан на мнениях
компетентных специалистов (экспертов)
о состоянии, проблемах и перспективах
социально-экономического развития региона.
[18,стр.42]
Информация о работе Социально-демографический паспорт регионов: методика составления и применения