Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 11:18, курсовая работа
Целями работы являются:
•описать сущесивующие на сегодняшний день модели рыночной экономики;
•определить, что можно взять для себя из опыта других стран (Швеция, Германия);
•показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления и оздоровления.
Задачами социально ориентированной рыночной экономики являются:
•достижение полной занятости;
•увеличение доли предоставления социальных услуг через государственные, частные учреждения и организации;
•увеличение доли социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели;
•адресность социальной политики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: “ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ “ 4
ГЛАВА 2: “ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИМЕРЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 7
2.1 СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА 7
2.2 ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 8
2.3. НЕМЕЦКАЯ или КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 13
ГЛАВА 3:” РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ” 18
3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ЕГО УРОКИ 18
3.2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В БЕЛАРУСИ 19
3.3 АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22
ВЫВОД 30
Список используемых источников: 31
Во-первых, замедляется рост инвестиций, что блокирует расширенное воспроизводство, процессы интенсификации и модернизации производства, внедрение прогрессивных технологий, современных машин и оборудования и в целом - обновление основных фондов. За 2001 г. снизились объемы капитальных вложений почти во всех отраслях народного хозяйства Беларуси (за исключением транспорта и связи). Износ активной части основных производственных фондов превысил его критический уровень. Все это сдерживает повышение конкурентоспособности товаров и не создает предпосылок для долгосрочного экономического роста. В экономике не ослабевает действие факторов, которые ограничивают объемы инвестиций. Это прежде всего недостаток собственных источников финансирования, что является следствием уменьшения прибыли, высокой налоговой нагрузки на товаропроизводителей и ставки процента по кредитам (ставка рефинансирования увеличилась с 48% в сентябре 2001 до 60% 19в марте 2002 г.), низкой кредитоспособности предприятий; высокого уровня инфляции, приводящей к оттоку денежных средств из производственной сферы в финансовую и торгово-посредническую.
Во-вторых,
негативные тенденции в реальном
секторе проявляются в
Требует решения проблемы избыточного уровня налогов и внебюджетных сборов, которые представляют собой совокупное давление государственных финансов на экономику, особенно в малом бизнесе, характеризующимся низкофондо- и капиталоемкостью. При этом необходимо снизить долю косвенных налогов, которые позволяют товаропроизводителям перекладывать налоговое бремя на потребителей, способствуя росту цен и инфляции. Это обесценивает и доходы предприятий, и налоговые поступления, и бюджет. В результате существующее налогообложение реально не обогащает бюджет и в слабой степени связано с денежно-кредитной политикой государства.
Существующая
в стране сеть банков не отвечает современным
требованиям социально-
Субъекты хозяйствования всех форм собственности страдают от неэффективной фискальной политики. В республике действуют до 40 различных налогов и платежей, множество льгот и привилегий. В результате несут потери предприятия и, как следствие, государственный бюджет. За 2001 г. задолженность по платежам в бюджет возросла в 3,2 раза и составила на 1 января 2002 г. 134,2 млрд. рублей.
Особенностью исполнения бюджета в 2001 г. явилось перераспределение статей расходов с тем, чтобы довести среднемесячный размер заработной платы в бюджетной сфере до уровня, эквивалентного 100 долл. США (в основном за счет уменьшения бюджетного финансирования инвестиций и субсидий). В 2001 г. государственный бюджет был исполнен с дефицитом в 1,7% от ВВП (против 0,6% в 2000 г.).22 Почти весь его размер был профинансирован за счет инфляционного источника - эмиссии и кредитов Национального банка.
В 2001 г. происходило опережение роста денежных доходов населения и фонда оплаты труда по сравнению с ВВП. Эта тенденция (без снижения в структуре затрат стоимости материалов, топлива, энергии) негативно отразилась на состоянии валютного и кредитного рынков, финансовом положении предприятий и исполнении бюджета. В структуре использования денежных доходов населения доля покупки иностранной валюты за 2001 г. выросла до 13,3%. Объем покупки населением иностранной валюты в банках страны в 2001 г. превысил объем продаж примерно на 430 млн. долл. США. При этом значительная часть этой разницы идет на приобретение импорта, т.е. происходит стимулирование зарубежного товаропроизводителя.
Динамичное развитие экспорта не вызвало адекватного развития реального сектора экономики - финансовое состояние предприятий ухудшилось. Низкий уровень рентабельности предприятий, а также недостаточная инвестиционная база не позволили продвинуться им в решении проблем расширения рынков сбыта продукции и сокращения просроченной внешней задолженности.
Важнейшим
средством повышения
В
этой связи разработанная
Среди основных направлений инвестиционной политики в ближайшей перспективе целесообразно выделить:
Главными же средствами повышения уровня благосостояния белорусского народа и обеспечения устойчивого развития экономики страны являются:
При этом особое внимание следует уделить формированию рыночного механизма, который наиболее эффективно осуществляет свои функции в условиях: а) конкуренции; б) экономической свободы товаропроизводителя при ограниченности всех видов ресурсов; в) свободы перемещения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по различным направлениям и сферам их применения; г) свободы выбора продавцов и покупателей; д) свободы ценообразования. Только при наличии этих условий рынок обеспечивает высокую мотивацию к труду и эффективность производства, сбалансированность спроса и предложения на микроуровне, динамику и равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением на макроуровне.
Функционирование рыночного механизма определяет и пределы государственного вмешательства в экономику: задача государственного регулирования заключается в том, чтобы не разрушить механизм самонастройки рынка.
Первоочередными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы являются:
К выводам, которым пришел автор, таковы: для социально ориентированной экономики характерны сильные позиции государства в регулировании воспроизводственных процессов и решении социальных проблем. Социальная политика государства направлена по отношению ко всем членам общества. Регулируются занятость населения, уровень доходов, в отдельных случаях – и населения, уровень доходов, в отдельных случаях и – цены. При этом регламентирующие функции государства распространяются не только на макроуровень хозяйственной деятельности, но и на деятельность субъектов микроэкономики. Сторонники данной модели утверждают, что абсолютно “свободный рынок”, рынок без государственного регулирования способен привести к тем же последствиям, к каким приводит действие централизованно управляемой системы. Данный тип экономики автор рассмотрел на примере двух стран: Швеции и Германии.
И, безусловно, для РБ огромное значение имеет зарубежный опыт, но вместе с тем он не должен стать предметом идеологического увлечения. Есть две крайности, от которых нужно уберечься в процессе формирования социально ориентированной рыночной экономики в Беларуси:
Жизненность
и дееспособность рынка как формы
функционирования товарного производства
подтверждена длительным периодом человеческой
истории. Такое его “долголетие” предопределено
тем, что в самой сути развитого рынка
содержаться механизмы его саморазвития
и саморегулирования. Государство своей
экономической деятельностью лишь дополняет
и направляет эти процессы. До сих пор
речь велась о рынке как некой статистической
модели. Динамику же рынка можно понять,
лишь изучив механизм его функционирования.
Информация о работе Социально ориентированная модель рыночной экономике