Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 11:18, курсовая работа
Целями работы являются:
•описать сущесивующие на сегодняшний день модели рыночной экономики;
•определить, что можно взять для себя из опыта других стран (Швеция, Германия);
•показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления и оздоровления.
Задачами социально ориентированной рыночной экономики являются:
•достижение полной занятости;
•увеличение доли предоставления социальных услуг через государственные, частные учреждения и организации;
•увеличение доли социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели;
•адресность социальной политики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: “ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ “ 4
ГЛАВА 2: “ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИМЕРЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 7
2.1 СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА 7
2.2 ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 8
2.3. НЕМЕЦКАЯ или КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 13
ГЛАВА 3:” РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ” 18
3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ЕГО УРОКИ 18
3.2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В БЕЛАРУСИ 19
3.3 АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22
ВЫВОД 30
Список используемых источников: 31
Такая экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы и ответственности предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально незащищенных слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами нанимателей.
Основную роль субъекта, направляющего и регулирующего переход к новому экономическому строю в Республике Беларусь, берет на себя государство. Оно определяет правовое поле, политико-административные условия, экономическую политику, включая развитие государственной и частной собственности, создание конкурентных условий, а также инновационную, структурно-инвестиционную, бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, ценовую и кадровую политику.
В процессе перехода к социально ориентированной рыночной экономике должны произойти изменения не только в соотношении экономических и административных методов управления, но и в самом экономическом механизме, включая и усиление механизма межгосударственного регулирования.
Для
эффективного развития страны недостаточно
создать необходимые
Стратегией трансформации государства на перспективу должно стать усиление его роли в поддержании экономического и социального благосостояния; сочетание и гармонизация различных механизмов рыночного, государственного и общественного регулирования для обеспечения стабильного развития на основе надежных гарантий в исполнении законов, партнерства, активного участия граждан в формировании государственной политики через различные общественные группы и государственные институты.
Для реализации этого стратегического направления следует уточнить круг выполняемых государством функций по:
Таким образом, социально ориентированная рыночная экономика должна сочетать: условия для развития конкурентной экономики и элементы экономического регулирования рынка государством; сильную государственную политику, направленную на повышение эффективности экономики и обеспечение социальной справедливости в обществе; неприкосновенность и поддержку частной собственности, и обеспечение ее сосуществования с эффективным государственным сектором экономики. Основными средствами реализации приоритетов и задач социально-экономического развития Республики Беларусь до 2005 г. должны быть:
В итоге вырисовываются следующие контуры формирования модели социально-экономического развития Республики Беларусь.
Во-первых,
эта модель должна быть социально
ориентированной смешанной
Во-вторых, она должна предусматривать, с одной стороны, развитие частного сектора экономики, а с другой — существование государственного. При этом преобладание государственного сектора не должно означать каких-либо особых для него льгот, преимуществ или исключительных прав. Вместе с тем курс на скорейшее становление частного сектора не должен означать искусственный и форсированный раздел государственных предприятий, их немедленную передачу в частные руки. Главными критериями здесь должны быть экономическая и социальная эффективность.
В-третьих, в ближайшем будущем экономика Республики Беларусь не может быть ничем иным, кроме как экономикой, управление которой будет представлять единство государственного регулирования экономических процессов и рыночного саморегулирования. Причем ослабление и сужение сферы макро регулирования должно происходить только по мере становления и нарастания рыночного саморегулирования в его цивилизованных формах.
В-четвертых, усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций в сфере экономики должно происходить в сочетании с аналогичным усилением роли государства в социальной сфере.
После снижения валового внутреннего продукта за период с 1991 по 1995 г. на 35% наблюдается тенденция его роста, который за период с 1996 по 2001 г. составил 142,3%.12 Достигнута положительная динамика производства промышленной продукции и потребительских товаров, а также денежных доходов населения, что способствовало расширению потребительского спроса, росту объемов платных услуг и розничного товарооборота. Наблюдалась тенденция увеличения экспорта, стабилизации положения на внутреннем рынке, улучшения системы социальной защиты населения (см. таблицу 3).
Имеются
положительные изменения в
Таблица 3. Динамика основных показателей социально-экономического развития РБ в сопоставимых ценах (в % к 1990 году)15
Показатели | 1995г. | 1996г. | 2000г. | 2001г. |
Валовый внутренний продукт | 65.0 | 67.0 | 88.9 | 92.5 |
Продукция промышленности | 61.4 | 63.5 | 100.8 | 106.3 |
Продукция
сельского хозяйства
(хозяйства всех категорий), в том числе сельскохозяйственные предприятия |
73.6 54.6 |
75.4 55.2 |
71.4 53.9 |
72.7 |
Производство потребительских товаров | 59.9 | 65.3 | 108.4 | 114.6 |
Инвестиции
в основной капитал,
в том числе по объектам: производственного назначения непроизводственного назначения |
38.5 34.7 47.9 |
36.6 35.4 41.2 |
51.5 45.6 66.2 |
48.4 45.3 57.6 |
Объем подрядных работ | 33.1 | 32.4 | 38.8 | 39.1 |
Отправление
грузов транспортом общего
пользования (без внутреннего водного) |
23.9 | 19.3 | 17.2 | 17.7 |
Реальные денежные доходы населения | 62.0 | 73.0 | 106.0 | 132.5 |
Реальные начисления заработная плата | 55.7 | 59.0 | 94.9 | 123.6 |
Реальный
размер назначений месячной
пенсии |
60.0 | 60.0 | 98.0 | 146.4 |
Розничный товарооборот | 42.8 | 56.2 | 103.6 | 125.4 |
Платные услуги | 35.7 | 37.8 | 53.8 | 58.6 |
Удельный
вес убыточных предприятий и
организаций в общем их числе (текущем г.) |
17.9 | 18.4 | 22.3 | 34.2 |
Рентабельность реализованной продукции, работ и услуг (в текущем году) | 9.9 | 9.7 | 13.1 | 8.2 |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю) | 344.0 | 139.3 | 207.5 | 146.1 |
Объем
внешней торговли к 1995г.,
в том числе: экспорт импорт |
100.0 100.0 100.0 |
121.4 117.7 124.7 |
153.4 152.6 154.1 |
149.3 154.6 144.7 |
Сальдо внешней торговли (млн. долл. США в текущем году) | -760 | -1228 | -1244 | -621 |
Сравнительный анализ экономических показателей свидетельствует об ухудшении в последнее время положения Беларуси относительно состояния экономик ее партнеров по СНГ. Так, за девять месяцев 2001 г. по приросту ВВП среди десяти стран (по Туркменистану и Узбекистану данные отсутствуют) Беларусь вместе с Молдовой занимали 9-10 места, по приросту общего объема промышленной продукции и инвестиций в основной капитал она была на 7, по ИПЦ - на 9, по росту цен производителей промышленной продукции - на 10 месте.16 По уровню же инфляции Беларусь занимает «лидирующую» позицию на протяжении пяти последних лет. Высокий уровень инфляции в существенной мере повышает налоговую нагрузку на предприятия и не позволяет на всех уровнях управления принимать эффективные решения.
Инфляция
стала «производственной», и только
организационно-
В реальном секторе экономики Беларуси наблюдается тенденция снижения важнейшего показателя экономической эффективности производства - уровня рентабельности реализованной продукции, работ и услуг, который за 2001 г. составил всего лишь 8,2% против 15,2% в 1999 и 22,1% - в 1992 году. Снижение уровня рентабельности говорит о том, что рост затрат (себестоимости) на предприятиях страны опережает рост прибыли, т.е. имеет место функционирование затратной экономики. Прибыль предприятий и организаций в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен) за 2001 г. уменьшилась по сравнению с 2000 г. на 19,4%. Одновременно более трети предприятий (34,2%) от общего их числа в 2001 г. были убыточными.17
За
одиннадцать месяцев 2001 года кредиторская
задолженность белорусских
Информация о работе Социально ориентированная модель рыночной экономике