Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 11:18, курсовая работа
Целями работы являются:
•описать сущесивующие на сегодняшний день модели рыночной экономики;
•определить, что можно взять для себя из опыта других стран (Швеция, Германия);
•показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления и оздоровления.
Задачами социально ориентированной рыночной экономики являются:
•достижение полной занятости;
•увеличение доли предоставления социальных услуг через государственные, частные учреждения и организации;
•увеличение доли социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели;
•адресность социальной политики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: “ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ “ 4
ГЛАВА 2: “ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИМЕРЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 7
2.1 СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА 7
2.2 ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 8
2.3. НЕМЕЦКАЯ или КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 13
ГЛАВА 3:” РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ” 18
3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ЕГО УРОКИ 18
3.2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В БЕЛАРУСИ 19
3.3 АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22
ВЫВОД 30
Список используемых источников: 31
Опыт Швеции интересен том отношении, что в ее социально-экономической практике общие закономерности развития социально риентированной рыночной системы хозяйства, присущие любым другим странам на стадии постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло.
Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В шведском “доме для народа” высокий уровень жизни и социальной защищенности, которые обеспечивают для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и госбюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.
В Швеции налог на доходы физических лиц варьируется от 31%, если он не превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами этого порогового минимума. Корпоративный налог был снижен с 50%в 1980-х гг. до 25% в настоящее время. Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. И составляет в среднем 25%1 . Шведскому государству удалось на протяжении длительного времени сочетать полную занятость и соц. защиту с высокой экономической эффективностью и быстрым ростом производительности труда.
Швеции принадлежит приоритет
по многим начинаниям
Первая в 20в. реформа шведской социально-экономической системы была проведена в 1930-е гг. Выход из кризиса, как и во всех капиталистических странах, был найден в усилении государственного регулирования и осуществлен путем повышения распределительных функций госбюджета при усилении социального обеспечения.
Один из основателей шведского варианта концепции социального рыночного хозяйства – Г. Мюрдаль справедливо связал прогресс в экономическом и индустриальном развитии с прогрессом социальным, а трудности в достижении роста объяснял отсталостью и архаичностью общественных структур.
Согласно
его концепции экономический
кризис, если он принимает затяжной
характер, должен служить двигателем
изменения своей структуры
Шведский
опыт показывает, что экономическая
система, которая позволяет
Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство и специальные ведомства, такие, как Ведомство по делам цен и картелей, Суд по делам антикарательного регулирования, специфический юридический институт - специальное доверенное лицо – омбудсмен, которое следит за соблюдением правил свободной конкуренции. Швеция имеет большой опыт регулирования цен, контроля за конкуренцией и введения ограничений на несправедливую торговую практику. В послевоенные годы государство регулировало цены преимущественно через антимонопольное законодательство, а также через установление технических нормативов, таможенного и импортного регулирования, выделение субсидий, предназначенных для поддержания приемлемых для потребителей цен и тарифов, контроль над экономической деятельностью муниципалитетов. В связи с расширением конкуренции из-за внешнеторговой либерализации и присоединения к ЕС, а также снижением инфляции в шведской экономике и произошел отказ от контроля над ценами, так как он стал попросту излишним. Кроме того, свободу проведения ценовой политики и введения контроля над ценами теперь ограничивают правила ЕС: ведь Швеция инкорпорировала в свое законодательство 1400 общеевропейских норм. Де регуляция экономической жизни, характерная для Швеции в 1990-х гг., восстановление экономического роста, повышение состязательности со стороны внешних торгово-экономических партнеров, снижение инфляции - все это снизило потребности в государственном регулировании цен в стране. В настоящее время контроль в Швеции над ценами осуществляется в основном при помощи антимонопольного законодательства.
Государственный бюджет Швеции подтверждает, что шведская экономическая система ориентирована на достижение социальных целей: обеспечение относительной эгалитарности, понимаемой как уменьшение при помощи налогов резкой дифференциации доходов, уменьшение бедности при обеспечении полной занятости. Более 50% ВВП страны проходит перераспределение через государственный бюджет, в том числе более 2/3 этой части валового продукта страны направляется на услуги социальной направленности, включая бесплатное здравоохранение, образование и др.
Гуманность шведской
Новшеством, существенно продвигавшим Швецию по пути социализации, было предложение шведских профсоюзов (еще в 1970-х гг.) создать контролируемые профсоюзами и финансируемые за счет налогов инвестиционные фонды трудящихся, которые приняли бы на себя руководство шведскими корпорациями.
После многочисленных дебатов и колебаний предложение было реализовано в смягченном варианте одновременно с мерами реорганизации государственной пенсионной системы в 1993 г., однако уже в следующем году оно было дезавуировано буржуазно ориентированным правительством.
В системе государственного регулирования экономики страны нашли отражение идеи рациональной централизованной экономики и социального планирования, развитые Г.Мюрдалем. Кооперативный характер отношений между предпринимателями, политической элитой и трудящимися выразился в том, что был найден компромисс глобального характера. Они взаимно признали следующие уступки друг другу: рабочее движение отказалось от проведения широкомасштабной национализации, а шведские работодатели признали за социал-демократами право на проведение социально ориентированных реформ и трансформацию Швеции в государство всеобщего благоденствия. Сложилась своеобразная политическая культура мирного разрешения конфликтов на основе консенсуса, исключающего подчинение одной стороны другой.
В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на жилые помещения - в 5, на офисные помещения - в 4, в то время как на потребительские товары - только в 2 раза.
Когда
шведская модель социально ориентированной
экономики достигла зрелости, стали
проявляться некоторые
Таблица 1
Рост производительности труда в час в производящих отраслях5
Страна |
1971-1979 | 1979-1990 | 1990-1996 |
Швеция |
3,62 | 2,95 | 3,66 |
11 стран-участницОЭСР |
4,69 | 3,06 | 3,23 |
Экономическая
реформа Швеции в начале 1990-х гг.
позволила также провести структурную
трансформацию экономики: из-за дерегулирования
повысилась конкурентность на внутреннем
рынке, снизилась доля традиционных отраслей
и повысилась доля наукоемких производств,
особенно экспортоориентированных - фармацевтики
и электроники. Выросла степень концентрации
совокупного промышленного потенциала:
25 крупных компаний контролируют 80%6
совокупного промышленного производства
в стране. В период 1991 -1994 гг. несоциалистическое
правительство приватизировало ряд государственных
компаний. Ускорился рост инновационных
процессов. Шведская социально-политическая
система, на первый взгляд, выглядит довольно
идеальной не только в сравнении с белорусской,
но и в международном сопоставлении, представляя
собой этакий остров мирного разрешения
всех политических и социальных конфликтов,
позволяя сочетать высокую экономическую
эффективность с социальным равенством,
экологической защитой и промышленными
инновациями. Но реальность иная: растет
дефицит государственного бюджета и безработица,
внушает тревогу размер внешнего долга,
имеются структурные проблемы. Шведская
модель в условиях интернационализации
и глобализации подвергается испытаниям
на прочность, и не исключена дальнейшая
трансформация всех ее политических и
экономических институтов. Шведские эксперты
считают, что страна нуждается в серьезных
институциональных реформах.
Приход к власти в середине 60-х большой коалиции (ХДС/ХСС и СДПГ), а затем и социал - либерального кабинета (СДПГ и Свободные демократы) фактически обусловил появление новой модели экономической политики. Новизна заключалась в расширении гос. вмешательства в хозяйственные процессы с использованием неокейнсианских инструментов. Кредитно – денежная политика дополнялась активным использованием инструментов госбюджетной и налоговой политики.
"Согласованное действие" вносило в систему социального рыночного хозяйства кейнсианскую политику доходов, предполагавшую принятие хозяйственно-политических решений по вопросам распределения национального дохода (упрощенно говоря, заинтересованным сторонам приходилось договариваться, какая доля национального' дохода образует прибыль и другие доходы на капитал, а какая — заработную плату). Впрочем, на деле она свелась к политике заработной платы.
Информация о работе Социально ориентированная модель рыночной экономике