Социально ориентированная модель рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Целями работы являются:
•описать сущесивующие на сегодняшний день модели рыночной экономики;
•определить, что можно взять для себя из опыта других стран (Швеция, Германия);
•показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления и оздоровления.
Задачами социально ориентированной рыночной экономики являются:
•достижение полной занятости;
•увеличение доли предоставления социальных услуг через государственные, частные учреждения и организации;
•увеличение доли социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели;
•адресность социальной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: “ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ “ 4
ГЛАВА 2: “ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИМЕРЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 7
2.1 СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА 7
2.2 ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 8
2.3. НЕМЕЦКАЯ или КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 13
ГЛАВА 3:” РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ” 18
3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ЕГО УРОКИ 18
3.2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В БЕЛАРУСИ 19
3.3 АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22
ВЫВОД 30
Список используемых источников: 31

Работа содержит 1 файл

“СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

   Для "ориентации" народного хозяйства  вводилось среднесрочное (скользящее пятилетнее) финансовое (то есть бюджетное) планирование. Оно опиралось на общеэкономические проектировки, представлявшие собой прогнозы основных экономических показателей.

   Новая политика получила наименование "фискальной политики стабилизации". По сути, это конъюнктурная, антициклическая политика, у которой две взаимосвязанные цели: не допускать резких конъюнктурных колебаний экономики и содействовать устойчивому экономическому росту. Был взят курс на "соразмерный" рост и достижение "общеэкономического равновесия" в экономике.          

    "Закон о стабильности" обязывал  федеральные и земельные власти  приспосабливать свою бюджетную  политику к целям общеэкономического  равновесия, выраженным в так  называемом магическом четырехугольнике:

  • стабильность цен (или – что-то же самое — стабильность ценности денег);
  • высокий уровень занятости;
  • внешнеэкономическое равновесие (иногда определяемое как равновесие платежного баланса);
  • постоянный и сбалансированный ("соразмерный") экономический рост.

   Эти цели считались равно значимыми и должны были достигаться одновременно, не в ущерб друг другу.

   В основе политики стабилизации финансовыми  средствами лежала кейнсианская концепция  регулирования совокупного спроса, которую надо было интегрировать  в систему социального рыночного  хозяйства. Государство должно было осуществлять свои расходы не синхронно с частным сектором, а в противоположном направлении.

   Принимаемые меры не носили временного антикризисного характера, они увязывались в  единую систему, причем связующим элементом  как раз и становилось среднесрочное финансовое планирование и прогнозирование. Система получила название "глобальное регулирование". Лозунгом новой политики стали слова Шиллера: "Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо". Однако уже в середине 70-х годов "глобальное регулирование" показало свою несостоятельность.

   “Глобальное регулирование" нельзя назвать абсолютно негодным средством. Среднесрочное финансовое планирование с большим или меньшим успехом применяется до сих пор.

   После 1982 г. произошел частичный возврат к исходной эрхардовской модели, но с учетом опыта неокейнсианского "глобального регулирования" 60—70-х годов, усиления экологической ориентации всей модели, отдельных монетаристских нововведений 80-х и главное - с осознанием проблемы удушающего бремени чрезмерных государственных расходов. Основным новшеством экономической политики после смены власти в 1982 г. стал поворот от стимулирования совокупного спроса к экономике предложения. С 1983 г. кабинет Коля сдерживал рост расходов, не позволяя им увеличиваться быстрее, чем растет производство. В результате медленно, но устойчиво начала снижаться доля государства в перераспределении ВВП - один из важнейших показателей вмешательства государства в экономику.

     Начиная с 1997 г. немецкому правительству удается последовательно уменьшать дефицит государственного бюджета: в 1996 г. он составлял 3.4% ВВП, а уже в 1997 г. снизился до 3% (это соответствовало одному из "маастрихтских критериев", необходимых для вхождения в "зону евро"), в 1999 г. (уже после смены правительства {Коля "красно-зеленой" коалицией Шредера) - до 1.2% ВВП, а в 2000 г. бюджет вообще стал профицитным. Правда, отношение государственного долга к ВВП в 1997-1999 гг. сократилось незначительно - с 62 до 61%, но в 2000 г. уменьшилось до 59% и в ближайшие годы эта тенденция сохранится7. Огромный государственный долг связывал правительству руки, и оно не было способно проводить осмысленную и созидательную финансовую политику.

   В 2000 г. началась реформа по кардинальному  обновлению налогообложения. Реформа не удалась, т. к.  высокие налоги сохранялись, и государственный долг постоянно увеличивался. Особенно заметным этот процесс стал после воссоединения Германии, причем финансирование объединения страны за счет заимствований.

   Благодаря реформам Л. Эрхарда, в конце 40-х годов, в течение 10-15 лет в послевоенной Германии удалось добиться высокого уровня жизни для подавляющего большинства населения — как за счет постоянно растущей заработной платы, так и с помощью широкой сети социального обеспечения. Эта система социального государства стала показательной для многих стран.

   Однако  постепенно государство стало слишком  щедрым и заботливым. Помимо того, что  немецкая зарплата стала одной из самых высоких в мире, дополнительные выплаты (больничные от предприятия, отпускные, 13-я зарплата и др.) достигли не превзойденного в мире уровня (в 1995 г. общие издержки на оплату труда составили 45.52 марки в час, из которых 20.44 марки - дополнительные выплаты; соответствующие показатели составляли для США - 25.18 и 7.42, для Японии - 35.48 и 14.56 для Великобритании -20.96 и 6).8 Рабочие места стали настолько дорогими, что в условиях мировой конкуренции приносят лишь убытки. Ясно, что предприниматели содержать их не собираются. Ликвидация рабочих мест или нежелание создавать новые в первую очередь обусловлены их не конкурентоспособностью, а последняя стала прямым следствием разбухших социальных благ, размер которых не увязывался с производительностью труда.

    Таблица 2

      Основные экономические показатели9  

  1999г. 2000г.,

 оценка

2001г.,

 прогноз

ВВП 1.6 3.0 2.0-2.7
Производственные 

инвестиции

3.3 2.4 2.7-3.0
Инфляция 0.6 1.9 1.9-2.1
Бюджетный дефицит

(%ВВП)

-1.4 +1.3 -1.8
Экспорт 5.1 13.2 7-8
Импорт 8.1 10.2 8-10
Торговый  баланс

(млрд. евро)

65 56 50-54
Платежный баланс (млрд. евро) -16.8 -23..0 -30
Доля  безработных в трудоспособном

населении (%)

10.5 9.6 8.8-9.0
 

   Самая крупная и нерешенная до сих пор  социально-экономическая   проблема   объединенной Германии - высокая и  устойчивая безработица. В наиболее неблагоприятном 1997 г. число занятых в Германии уменьшилось более чем на 400 тыс., в том числе в западных землях — на 300 тыс. Только зарегистрированных безработных в среднегодовом исчислении в Германии в целом насчитывалось около 4.4 млн. (более 3 млн. - на Западе), или 11.4% трудоспособного населения (на Западе - 9.9%, на Востоке -17.4%).10 Еще не менее 2 млн. человек составляли скрытую безработицу. Только в 1998 г. впервые за десятилетие число занятых в Германии немного увеличилось (на 0.4%), доля безработных снизилась еще существеннее, но эти улучшения происходили почти исключительно на западной территории. В 1999 г. число безработных также уменьшилось, но слабее, чем в предшествовавшем году. Лишь в 2000 г. произошло заметное снижение безработицы (среднегодовой показатель составил 3.89 млн. человек, уровень безработицы в начале 2001 г. — 9.3%)11, но опять-таки только на Западе, а не на Востоке.

   Сила  германской экономики - высокая конкурентоспособность  товаров на мировом рынке и высокая экспортная доля в ВВП (почти 30%) -вновь обернулась слабостью, точнее, ненадежностью. Ведь только высокие темпы роста экспорта (а в 2000 г. они достигли рекордных 13-14%, причем и

в 2001г. ожидается дальнейшее увеличение экспорта более чем на 10%) обеспечивают высокие темпы роста экономики в целом. Надежды на то, что внутренний спрос будет играть все большую роль как фактор роста, пока не оправдываются: вклад внутренних факторов в темпы прироста ВВП в прошлом году составил 1.9 пункта и таким же ожидается в следующие два года. Так что и в ближайшие годы только существенный зарубежный спрос обеспечит взятие национальной экономикой планки в 2%.

   Снижение  безработицы стало одним из самых  видимых проявлений успехов экономической  политики: в апреле2001г. число безработных, наконец, снизилось до уровня менее 4 млн., в мае — до 3.8 млн. (доля безработных в среднем за 2000 г. составила 9.6% против 10.5% годом ранее, но в конце года, установившись на уровне 9.3%, перестала снижаться).

   Заметно перестраивается  вся государственная  финансовая (бюджетная) система. Снижение налогов неизбежно влечет за собой  снижение государственных расходов. Доля государства в перераспределении  ВВП через бюджет и социальные фонды уменьшается.

    Отличительной особеностью Германской модели от Шведской является то, что в Германии Центральному Банку предоставлена полная автономия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    

                          

    ГЛАВА 3:”  РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНО  ОРИЕНТИРОВАННОЙ  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ”

    3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ  И ЕГО УРОКИ

 

   Изучение  мирового опыта имеет безусловное  значение и для Республики Беларусь. За последние годы страна значительно  продвинулась по пути перехода к рыночным отношениям. Однако имеющиеся элементы рынка не представляют системы, так как нет еще надлежащей институционально-законодательной среды, позволяющей иметь социальную и устойчивую экономику. Поэтому экономике страны предстоит еще глубокая трансформация, в ходе которой должны сформироваться современные институты и связи, характерные для социальной рыночной экономики.

   Первым  уроком, который можно извлечь  из функционирования западной социальной рыночной экономики для Беларуси, является опыт формирования отношений  между государством и рынком. В  стране за годы реформ еще не возникло эффективных механизмов взаимодействия и разграничения функций между рынком и государством.

   Второй  урок из опыта социальной рыночной системы для переходной экономики  Беларуси состоит в необходимости  развития конкуренции. Конкуренция делает потребителя хозяином на рынке товаров и услуг. Создание условий для конкурентной среды - одно из проявлений усиления роли государства в экономике. Это усиление не только не входит в противоречие с рыночными принципами, но и прямо вытекает из них.

   Наконец, третий урок социального рыночного хозяйства - это механизм социального саморегулирования через институты социального партнерства. Хотя идея социального партнерства довольно необычна для воплощения в жизнь благодаря глубоко укоренившимся в социальной практике и сознании патерналистским стереотипам. Формально государственный патернализм на деле оборачивается сотрудничеством на уровне хозяйственных единиц между работниками и администрацией предприятий, то есть несет в себе зародыш партнерских отношений между работниками и работодателями.

   Вместе  с тем западноевропейский опыт развития социального рыночного хозяйства  не должен стать предметом идеологического  увлечения. Есть две крайности, от которых  нужно уберечься в процессе формирования социально ориентированной рыночной экономики в Беларуси: во-первых, изобретения «своей» модели, полагая, что в мире нет ничего подобного, во-вторых, попыток слепого заимствования западных моделей экономики. 
 

    3.2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ  СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ  В БЕЛАРУСИ

 

   В основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы  и Национальной стратегии  устойчивого развития Республики Беларусь определены концептуальные теоретические основы социальной рыночной экономики.

   Социально ориентированная рыночная экономика - это высокоэффективная открытая экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным  государственным регулированием доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение - нетрудоспособным (престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми); эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод - всем гражданам.

Информация о работе Социально ориентированная модель рыночной экономике