Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:39, курсовая работа
Так как экономику принято считать системой жизнеобеспечения человека и общества, то правомерно задуматься над тем, в какой мере и каким образом качество нашей жизни связано с состоянием и развитием экономики. А заодно разобраться и в том, что понимается под образом, уровнем и качеством жизни, чем характеризуются эти социальные категории, как экономика способна улучшить жизнь.
В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Так как экономика – это система жизнеобеспечения людей и общества, то по своей целевой направленности все экономические процессы в той или иной степени одновременно имеют социальную окраску.
Введение…………………………………………………………………….….3
1 Теоретические основы социальной политики
1.1 Сущность социальной политики, принципы и основные направления………………………………………………………..5
1.2 Функции и методы социальной политики……………………….7
1.3 Основные направления социальной политики………………….13
2 Актуальные проблемы социального развития и пути их решения
2.1 Приоритеты социальной политики России……………………..22
2.2 Социальные проблемы России…………………………………..27
2.3 Результаты реализации социальной политики в России……...32
Заключение………………………………………………………………….....38
Список литературы……………………………………………………………
Выплаты взрослым членам семьи.
Предусмотрено пособие трудоспособному,
неработающему лицу по некоторым
случаям ухода за инвалидами и
престарелыми, детьми инвалидами, которое
составляет не много более половины
МРОТ, что очень мало. Население
редко прибегает к уходу с
работы для ухода за данными группами
людей, неспособных самостоятельно
жить. Это происходит только в крайних
случаях, экстренных случаях. Так же
мало пособие матерям, воспитывающим
малолетних детей. Это пособие выплачивается
из средств предприятий и
Также дело обстоит и с выплатами женщинам не работающим до декретного отпуска или в связи с ликвидацией организации. Эти пособия выплачиваются из федерального бюджета органами соцзащиты.
В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты женам военнослужащих, студентам и аспирантам ВУЗов. Также и они не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары.
Пособия по безработице это
особая форма выплат. Эти пособия
в России появились не так давно.
Нет отлаженного механизма «
Стипендии.
Стипендия для студентов
ВУЗов равна МРОТ. Жизнь студента
на стипендию не возможна без дополнительного
заработка или поддержки
Особой формой поощрения студентов и аспирантов ВУЗов является Президентская стипендия. Она достаточна велика. Для студентов 3, а для аспирантов 4 МРОТ. Но, тем не менее, при существующем уровне цен прожить на данные выплаты крайне сложно.
Функционирование пенсионной системы, в сущности, не изменилось. Также в основном выплачиваются из государственного бюджета, но деньги проходят через Пенсионный фонд. Система пенсионного обеспечения не поставлена на определенный уровень. Отчисления из зарплаты в Пенсионный фонд не изменились в процентном отношении, что не в полной мере компенсирует затраты на выплаты пенсий. Создание пенсионных вкладов в коммерческих банках не получило массового распространения, из-за нестабильности в экономической сфере. Большинство банков не имеет прочного запаса средств и не известно будет ли существовать этот банк через пять-десять лет. Система социального обслуживания в основном встала на новый уровень в своем существовании. Появилось множество мелких частных предприятий по обслуживанию населения по всем необходимым аспектам жизни человека.
В некоторых местах политика социальных реформ дала свои результаты, но существует большое количество не законченных преобразований.
Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны.
Существуют проблемы и в области трудоустройства. Молодые специалисты не могут устроится на работу по специальности, а квалифицированные специалисты уходят из-за недостаточного уровня зарплаты, это остро сказывается на настроении в обществе. Без средств к существованию остаются люди преклонного возраста. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения[7].
Среди частных проблем совершенствования социальной политики основными являются следующие:
- стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;
- погашение задолженности работникам по заработной плате;
- расширение источников финансирования социальных услуг;
- внедрение адресной системы социальной поддержки населения;
- введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.
Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Многим социальным преобразованиям необходимо продолжение или переход к какому-то новому подходу к проблемам жизни населения России[9].
2.3 Результаты реализации социальной политики в России
В результате реформ социально-трудовая сфера приобрела новое качество. Институциональные нововведения повлияли, во-первых, на возникновение принципиально новых сфер и видов деятельности и, во-вторых, на формирование новой структуры возможных источников доходов. Наиболее радикальным было правовое и реальное оформление института частной собственности, следствием чего стало:
— становление и развития
нового сектора экономики и
— образование нового источника
доходов - предпринимательского и дохода
от собственности в самых
Множественность форм трудовой
активности, особенно развитие индивидуальной
трудовой деятельности, привело к
возрастанию самозанятости
Политика искусственного
поддержания сложившегося уровня занятости
или медленные темпы роста
безработицы, осуществляемая на основе
применения льготных режимов кредитования
и дотирование нерентабельных производств,
неизбежно приводит к появлению
и воспроизводству высокой
Существование большой скрытой
безработицы обусловлено
Зависимость сферы занятости от макроэкономической ситуации и изменением в структуре производства в экономике рыночного типа определяет подчиненное положение политики на рынке труда по отношению к политике финансово- экономических структур правительства России. Социальный его «блок» (включающий Министерство труда РФ, Федеральную службу занятости, Федеральную миграционную службу) практически не обладает возможностями прямо влиять на масштабы занятости и безработицы. К его прерогативам относятся лишь нормативное обеспечение и оперативное регулирование конкретных процессов на рынке труда.
Изменение экономической
ситуации в стране обусловило необходимость
создание правовых основ. Регулирующих
поведение всех экономических субъектов
на рынке труда. Несмотря на то, что
Закон о занятости — первый
правовой акт, нормы которого в основном
адекватны формирующимся
Хуже всего положение лиц, длительное время не работающих. В настоящее время отсутствует четкое законодательство относительно тех лиц, кто по истечении 12 или 15 месяцев не имеют работы ни работы, ни право на получение пособия. В то же время наблюдается ярко выраженная тенденция роста средней продолжительности безработицы. Неразработанность данного круга вопросов, по существу, означает, что она вынуждает государство платить значительные дополнительные средства на помощь безработным, но и тем, что необратимо меняет качество рабочей силы (утрата квалификации и трудовых навыков).
Регистрация и учет безработных в органах ФСЗ — сегодня главная ее функция, которую, несмотря на ее важность, никак нельзя рассматривать в качестве инструмента активной политики на рынке труда. ФСЗ разработала ряд мер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения. Однако как набор этих мер, так и их эффект ограничены. Например, идея поддержания или создание рабочих мест не более чем декларация, если она противоречит проводимой структурной политики и складывающийся экономической конъюнктуре. Фонд занятости не способен поддержать малый и средний бизнес, если в том или ином регионе нет необходимых экономических условий. Система профессиональной подготовки и переподготовки работников не может быть эффективна хотя бы потому, что не ориентируется на потребности современного производства, В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда, носят стихийный, неорганизованный характер и что реальное влияние на них ФСЗ минимально. Особые надежды с точки зрения стабилизации рынка труда возлагались на реализацию идеи социального партнерства и регулирование занятости на основе коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Первым опытом в этом направлении стало Генеральное соглашение на 1992г., заключенное между правительством РФ, российским объединением профсоюзов и объединениями предпринимателей, в котором нашли отражение основные направления содействия занятости и развития рынка труда. В условиях массового высвобождения тарифных соглашений предусматривает ряд гарантий для них: направление на переобучение или освоение другой профессии с отрывом от производства с выплатой разницы между стипендией и средней заработной платы по месту последней работы; защиту интересов работников в период массового высвобождения со стороны общественных организаций (профсоюзов); приоритетное право работника, временно переведенного на другое предприятие, на восстановлении в прежней должности по окончанию реконструкции и прочее.
Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.
Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах.
Финансирование социальных
программ осуществляется не только за
счет государственных средств, но и
за счет местных бюджетов, средств
предприятий, организаций, населения.
Определенную роль в социальной защите
населения могут сыграть
В современных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходов т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.
Индексация осуществляется
путем регулирования
Результаты осуществляемой на сегодняшний день социальной политики, очень противоречивы, на лицо значительные сдвиги в выплатах населению, но тем не мене уровень нищеты в стране говорит о малой ее эффективности.
Заключение
В данной работе были рассмотрены такие немаловажные вопросы социальной политики государства, как регулирование доходов населения, обеспечение занятости и политика государства на рынке труда, вопрос о социальной помощи и социальных гарантиях, проблема бедности и меры борьбы с ней.
В заключение данной курсовой работы можно сделать вывод, что социальная политика государства играет огромную роль в экономическом развитии страны, а решение вопросов социальной защиты населения является главным условием на пути к достижению благополучия во всех сферах общества. Кроме того, социальная сфера является той областью, которую нельзя игнорировать в плане финансирования, рационализации, повышения эффективности и т.д.