Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Так как экономику принято считать системой жизнеобеспечения человека и общества, то правомерно задуматься над тем, в какой мере и каким образом качество нашей жизни связано с состоянием и развитием экономики. А заодно разобраться и в том, что понимается под образом, уровнем и качеством жизни, чем характеризуются эти социальные категории, как экономика способна улучшить жизнь.
В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Так как экономика – это система жизнеобеспечения людей и общества, то по своей целевой направленности все экономические процессы в той или иной степени одновременно имеют социальную окраску.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3
1 Теоретические основы социальной политики
1.1 Сущность социальной политики, принципы и основные направления………………………………………………………..5
1.2 Функции и методы социальной политики……………………….7
1.3 Основные направления социальной политики………………….13
2 Актуальные проблемы социального развития и пути их решения
2.1 Приоритеты социальной политики России……………………..22
2.2 Социальные проблемы России…………………………………..27
2.3 Результаты реализации социальной политики в России……...32
Заключение………………………………………………………………….....38
Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 64.03 Кб (Скачать)

Наряду с этим целью  современной политики обеспечения  занятости является также решение  проблем особых групп работающего  населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).

Жилищная политика - политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

В традиционном варианте это  направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств  для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии  поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные  органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и  сдают их в наем семьям с низкими  доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет  строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Актуальные проблемы  социального развития и пути  их решения

 

2.1 Приоритеты социальной политики России

Несмотря на оживление  в экономике и даже небольшой  рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию  инвестиционных отраслей и тормозящие экономическое развитие. Решать сугубо экономические вопросы нужно  только в комплексе с совершенствованием социальной политики.

     Реальностью  сегодняшнего дня стало изменение  принципов финансирования социальной  сферы - она все более опирается  на внебюджетные средства.

Главными задачами остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных. В ближайшие годы необходимо восстановить размеры личного  потребления на уровне 1991 года, повысив  потребительские расходы примерно в 1,8 раза.

Предстоит перевод жилищно-коммунального  хозяйства на рыночные рельсы и его  демонополизация, повышение доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением до 100% (сейчас на уровне 40%) при одновременном  введение системы жилищных субсидий для беднейших слоев. Одна из главных  задач – необходимо повышать размеры  оплаты труда при одновременном  повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция «государства благосостояния», которая включает в себя, как программы социального страхования, относящихся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т. п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем, другие социальные услуги. Особая роль в программах «государство благосостояния» отводится трансфертам. Трансферт – это безвозмездная передача части доходов или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Следует отметить, что при помощи трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Бедные семьи получают больше возможности для того, чтобы дать хорошее образование своим детям. Но одновременно возникает проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости, которая заключается в парадоксальном явлении – количество людей, относимых к категории бедных может взрасти в результате усилий по борьбе с бедностью. дело в том, что перераспределение доходов вообще и трансферты, в частности, меняют экономическое поведение людей. Люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить именно социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки. Начинает расти социальная нагрузка на государственный бюджет и, следовательно, растущий дефицит.

Некоторые направления, реформы  в сфере образования, здравоохранения, жилья.

За последние десять лет  в сфере образования произошли  следующие изменения:

- изменился рынок труда – заказчик стал диктовать жесткие требования к выпускнику;

- все более активную роль начинают играть региональные и местные органы власти;

- происходит активная адаптация к новой обстановке самой системы образования.  

     Позитивно  то, что идет формирование новой  законодательной базы, растет влияние  региона, учитываются требования  рынка труда. В тоже время  налицо явно недостаточное и  не эффективное бюджетное финансирование, не однозначны последствия коммерциализации  образования. Усиливается имущественное  и региональное неравенство в  доступе к образованию. Среди  явно обозначившихся тенденции  осознание населением важности  образования. Увеличивается доля  платного образования, население  постепенно осознает его необходимость.  Исходя из этого реформа образования  должна реально разделить бюджетные  потоки – часть из них будет  покрывать расходы на финансирование  обязательных стандартов образования,  другую необходимо отдать в  руки населения, с тем, что  бы семья сама выбирала для  детей соответствующий уровень  и качество образования. На  платные образовательные услуги  российские граждане тратят заметно  меньше средств, чем на медицину. Тем не менее 28% семей платят  за учебу детей внося деньги  за факультативны, дополнительные  занятия. Доля населения оплачивающая  те или иные образовательные  услуги (питание, текущий ремонт, охрана школы, индивидуальные  занятия) повышается по мере  роста урбанизации. Благодаря  государственной поддержке более  30% бедных семей бесплатно получают  школьные учебники. Почти каждая  пятая семья, где дети получают  высшее образование в той или  иной мере платят за него  из личных средств. В целом  60% семей, имеющих детей школьного  возраста полагают что не смогут  оплатить обучение детей в  вузе. Необходимо ввести государственный  заказ на высшее образование  путем предоставления грандов  и образовательных кредитов, апробировать  и широко внедрить систему  общенационального тестирования.

     В сфере  здравоохранения все более распространенной  становится практика оплаты медицинских  услуг – за последние годы  каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. По этому до 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства «льготников» оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. В тоже время финансовое положение сферы здравоохранения лучше, чем образования и культуры. Одновременно доля средств населения в оплате мед. услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.

     Из подобного  положения существует два выхода: либо менять закрепленные в конституции гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи, либо увеличить объемы финансирования. Исходя из этого, предлагается три варианта реформирования здравоохранения:

  1. консервативный предлагает сохранение формально бесплатной медицины, свертывание системы обязательного медицинского страхования, частичное восстановление вертикали административного управления системой здравоохранения.
  2. радикальный означает пересмотр государственных гарантий, окончательный переход к обязательному медицинскому страхованию, реструктуризации сети медицинских учреждений, по душевой налог с населения для обеспечения функционирования системы здравоохранения.
  3. умеренный основан на сохранении формально бесплатной медицины, введении территориального планирования, снижение затрат в этой сфере. Предполагается официальный переход к согласованной долевой оплате медицинской помощи за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования на основе единых тарифов[5].

     Еще более  неудовлетворительный итог проводимой  реформы оплаты жилья – давление  платежей за жилье сильнее  на те семьи, которые находятся  в худших жилищных условиях. Задолженность  чаще встречается у семей с  более низким жилищным статусом: живущих на меньшей площади,  в неприватизированных и коммунальных  квартирах. Почти все едины  в том, что к должникам за  жилье нужен избирательный подход  с учетом состава их семей.  В целом преобладает неприятие  политики, проводимой за последние  годы в сфере оплаты жилья  и коммунальных услуг. Величина  платежей за жилье практически  не зависит от качества жилья,  объема и качества предоставляемых  коммунальных услуг, не увязано  с уровнем доходов и со стоимостью  жизни. Социально защищенное действие  механизма жилищной компенсации  мало влияет на проблемы долгов  по квартплате.

 

 

 

2.2 Социальные проблемы России

Состояние социальной сферы  государства все еще нельзя назвать  удовлетворительным и не в ближайшее  время произойдут перемены, ведущие  к положительному результату. На данный момент Россия охвачена огромным количеством  социальных проблем разного характера - рассмотрим наиболее чувствительные из них.

К результатам социальной политики в России можно отнести  выделение  некоторого процента бюджетных  средств на социальные нужды, на пособия, выплаты малоимущим. Эти выплаты  минимальны. Разрыв между минимальным  размером оплаты труда и средней  заработной платы в России огромен. Этот разрыв не может сравниться с  мировой нормой. По существу жить на минимальную зарплату или на пособие  приблизительно равное ему не возможно.

Правительство и государственная  дума России постоянно принимают  законы о повышении  минимальной  зарплаты, пенсий, вводят новые пособия. Но на практике эти законы не выполняются  или выполняются не повсеместно  и не в полном объеме. Это происходит из-за не хватки бюджетных средств  в федеральном и местных бюджетах. Пенсии во многих регионах задерживаются  на несколько месяцев, а зарплату на период до полугода. Что не может  не сказаться на уровне жизни основной массы населения страны. Повальная  остановка предприятий ведет к увеличению армии безработных,  большинство из которых идут в «теневую экономику». Отсюда и несобираемость налогов с населения и мелких предпринимателей. А из налогов в частности формируется бюджет. А отсюда и нехватка средств на социальные программы и другие аспекты деятельности общества. Круг таким образом замыкается.

Но по существу большинство  социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни  общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства  улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия  не является решением проблемы. Например, малоимущего, бедного, безработного, не имеющего определенного места жительства можно бесплатно накормить, дать ему какую-либо одежду, предоставить приют на ночь. Но завтра они снова будут голодными, без одежды, без жилья. Это фактически означает, что деньги потрачены впустую. Для  такого постоянного обеспечения не хватит ни каких бюджетных средств. Поэтому необходимо бороться с самим явлением нищеты, бедности - безработицы. Надо направить все силы на борьбу с причинами социальных проблем. А значит необходимо принять меры по недопущению закрытия, приостановки деятельности, к примеру, предприятий. Это уменьшит количество безработных, даст возможность людям самим заработать на жизнь. При этом и оплата труда должна быть на уровне, который позволял людям на него жить. Разработка и постоянное усовершенствование законодательства также может помочь этому процессу.

Социальные программы  России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоев общества.

К числу мер общего характера  относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием  ребенка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат.

Государственные социальные пособия семьям, имеющим детей  не велики, они составляют около  одного размера оплаты труда (МРОТ). Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей, но на многих предприятиях и в учреждениях  существует многомесячная задержка заработной платы и следовательно и этих пособий. Пособия этого вида являются минимальной поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий являются местный бюджет, но средств местного бюджета катастрофически не хватает. При задержке их выплат и с учетом инфляции они не соответствуют реальным ценам на товары. Но эти пособия все же являются «подпиткой» для семьи, где не работают, находятся в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи. Также они (пособия) распространяются на одиноких матерей, которым особенно сложно содержать ребенка в нынешних социально- политических условиях.

Страховые пособия в связи  с рождением ребенка.

При рождении ребенка выплачивается довольно значительное пособие, что является существенной поддержкой семье с новорожденным. Также существует не большое пособие для женщин, ожидающих ребенка, материально поощряется их своевременная забота о будущем ребенке. Пособие по уходу за новорожденным не велико. На такие средства не возможно существование новорожденного с матерью.

Информация о работе Социальная политика