Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Так как экономику принято считать системой жизнеобеспечения человека и общества, то правомерно задуматься над тем, в какой мере и каким образом качество нашей жизни связано с состоянием и развитием экономики. А заодно разобраться и в том, что понимается под образом, уровнем и качеством жизни, чем характеризуются эти социальные категории, как экономика способна улучшить жизнь.
В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Так как экономика – это система жизнеобеспечения людей и общества, то по своей целевой направленности все экономические процессы в той или иной степени одновременно имеют социальную окраску.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3
1 Теоретические основы социальной политики
1.1 Сущность социальной политики, принципы и основные направления………………………………………………………..5
1.2 Функции и методы социальной политики……………………….7
1.3 Основные направления социальной политики………………….13
2 Актуальные проблемы социального развития и пути их решения
2.1 Приоритеты социальной политики России……………………..22
2.2 Социальные проблемы России…………………………………..27
2.3 Результаты реализации социальной политики в России……...32
Заключение………………………………………………………………….....38
Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 64.03 Кб (Скачать)

Минимальный потребительский бюджет применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать доходы населения.

Таким образом, социальная политика – это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении  доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики  и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.

Государственная социальная политика предусматривает решения  следующих задач:

1. Обеспечение равных  возможностей при реализации  права на образование и долю  в общественном благосостоянии  путем справедливого распределения  доходов и имущества (капитала).

2. Уменьшение нежелательных,  обусловленных рынком различий  между богатыми и бедными при  возникновении доходов и капитала.

3. Обеспечение большей  свободы, справедливости, уважения  достоинства человека, обеспечение  развития личности, активного участия  в общественной жизни и права  на долю ответственности перед  обществом.

4. Дальнейшее совершенствование общественно-политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

Следует отметить, что возможности  решения тех или иных задач  социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство  на их решение. В свою очередь, ресурсная  база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому  конкретные задачи социальной политики тесно связаны  с экономическим развитием страны[2].

Также неотъемлемыми составляющими  социальной политики являются  отношения социальной защиты.

Социальная защита — это такие отношения, которые позволяют индивидам, находящихся под их покровительством, сохранять свои позиции в обществе. Социальная защита — это охранительная функция либо политического, либо социального союза. Поэтому социальная защита есть свойство любого объединения людей. Наиболее значительными объединениями в данном случае являются государство и профессиональные союзы. Социальная защита со стороны государства пользуется преимуществом только в том моменте, что социальная защита, находящаяся в руках государства, обладает всеобщим характером.

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двойную роль: Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики.  Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего развития социальной сферы[6].

 

 

1.3 Основные направления  социальной политики     

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработана несколько направлений в ее реализации. К ним относятся: социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику.

Социальное страхование - наиболее важная часть политики государства  в социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника  дохода. Для решения возникшей  в этом случае проблемы существует две возможности. Первая - выплата  определенной суммы за причиненный  ущерб. Однако единовременное пособие  не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование.

Необходимо правильно  понимать смысл, значение социального  страхования - как основного механизма  социальной защиты работников в условиях рыночной экономики. Именно на этой основе социальное страхование может стать  реальной базой достижения социальной стабильности и согласия. Все это свидетельствует о необходимости восстановления страхового характера данного вида социальной защиты. В зависимости от соблюдения принципов страхования и обеспечения им адекватных источников финансирования можно выделить 3 модели организации социального страхования:

1. В первой модели страховые  начала не развиты. Размер выдаваемых  социальных пособий и выплачиваемых  пенсий зависит от ряда второстепенных  внешних факторов, от служебного  положения. Недостаток денежных  средств покрывается учредителями. Подобная система способна обеспечить  лишь невысокие уровни защиты  и может существовать только  в условиях бездефицитного государственного  бюджета. Рыночным условиям хозяйствования, как правило, свойственен дефицит  государственного бюджета, а значит, велика вероятность того, что  государство не сможет выполнить  своих обязательств.

2. Отличительная черта  второй модели - страхуемые и страхователи  делают взносы, однако расчеты  с ними не учитывают степени  вероятности наступления того  или иного страхового события,  т.е. социального риска. Страхование  фактически осуществляется в  пользу третьих лиц, и накопление  финансовых средств никак не  связано с ростом обязательств.

3. Третья модель строится, исходя из страхования социальных  рисков. Величина накопленных средств  в каждый конкретный момент  времени соответствует взятым  страхователями обязательствам. Выплаты  не могут превышать установленного  соотношения между выдаваемыми  пособиями и поступлениями. Эта  модель социального страхования  обычно предусматривает способы  покрытия дефицита средств путем  образования запасных фондов, перестрахования  рисков и т.д.. Такая форма организации  социального страхования достаточно  гибка: не возникает технических  трудностей, как при объединении  нескольких видов страхования,  так и при их разделении, при выходе из фондов страхования группы участников или при привлечении новых[10].

Система социального страхования  строится на определенных принципах. Во-первых, оно имеет законодеятельную основу. Во-вторых, оно обязательно для  лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольной основе). В-третьих, система социального страхования  предусматривает участие государства  в финансировании соответствующих  выплат. Делятся это либо в форме  снижения выплачиваемых самими работниками  сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система  социального страхования ориентируется  на помощь, прежде всего слабым в  экономическом отношении членам общества.

Практика определила несколько  форм социального страхования. Во многих цивилизованных странах применяются  следующие: страхование от несчастного  случая, болезни, в связи с родами и уходом за ребенком, по инвалидности, в случае потери работы, пенсионное страхование.

Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции «динамической пенсии»: приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений.

Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Здесь речь идет о различного рода переплетениях, распределении и  правах застрахованных. Большие затраты  на финансирование последствий несчастных случаев на производстве являются важной причиной интенсификации государственной  политики защиты работополучателей. Необходимо, чтобы финансирование осуществлялось на 100% за счет взносов предприятий или работодателей, т.к. в соответствии с принципом причинности вопрос о начислении издержек (затрат), связанных с последствиями несчастных случаев, будет отнесен к предприятиям.

Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах  составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых  является заработная плата, а это  означает, что они экономически уязвимы  и им не на что опереться, кроме  государственной власти. Кроме того, в любом государстве имеется  значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области  социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку  работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство  разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы  договоров, которые заключают между  собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками  и работодателями речь должна идти не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности.

Международная практика и  отечественный опыт свидетельствуют  о том, что к важнейшим принципам  социальной защиты работников следует  отнести:

- социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных международных норм;

- социальная справедливость в области трудовых отношений - равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинского, социальной и профессиональной реабилитации;

- всеобщий и обязательный характер защитных работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально - экономического развития общества;

- минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации;

- государственные гарантии связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;

- заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкий круг профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;

- солидарность всех субъектов социальной защиты на основе «социальных договоров», касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;

- экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;

- личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы;

- многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп;

- многосубъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны выступать: государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления;

- многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты - предметом внимания должны стать условия и оплата труда работников, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности и реабилитационные услуги.

Социальная политика в  области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда  степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции  его в противостоянии с работодателем  относительно слабы. Это главным  образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно).

В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает  введение предельного уровня последней  и сохранение его в течение  определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений  на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в  области платежного баланса.

Социальная политика на рынке  труда. Государственная политика в  этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования  по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных  трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.

Социальная политика применительно  к рынку связана прежде всего  с возможностями государства  влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки  правовых норм, касающихся использования  в стране иностранной рабочей  силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых  групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок  труда, информируя о его состоянии  заинтересованные органы. Весьма серьезное  воздействие на этот рынок оно  оказывает и тем, что берет  на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в  связи со структурными сдвигами в  экономике.

Инструментарий социальной политики в области рынка труда  включает в себя наряду с произведением  компенсационных выплат при безработице и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для создания и изменения структуры рабочих мест.

Информация о работе Социальная политика