Социальная политика в зарубежных странах в условиях кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Наиболее значимой детерминантой самодвижения социальной сферы является социальная политика. Именно социальная политика призвана решать проблему соотношения экономического развития и сохранения социальных гарантий, уменьшая противоречия в экономических и социальных процессах, протекающих в большей или меньшей мере стихийно.

Работа содержит 1 файл

(Рябцев С. МТ-22)Социальная политика государства в зарубежных странах в условиях мирового экономического кризиса.docx

— 48.20 Кб (Скачать)

       Континентальная  модель  

     Континентальная модель устанавливает жесткую связь  между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов застрахованных.

     Центральным принципом данной модели является упор на рынок и принцип социального  страхования под государственным  наблюдением. Из-за приверженности к  системе социального страхования, организуемой и финансируемой «социальными партерами», как называют в ЕС нанимателей  и нанимаемых, эта модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих  в процветающих отраслях результат  может быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех  слоев населения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, и поэтому они не имеют страховок, а степень налогового перераспределения  невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь.

     В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий получателям, то есть за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги. Здесь  бюджетные отчисления и страховые  взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, и основными каналами перераспределения  являются как государственные, так  и частные (но находящиеся под  контролем государства) социально-страховые  фонды. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.

     Страной, где максимально полно реализованы  принципы консервативной модели, является Германия, которая вообще первой в Европе и в мире ввела систему страхования. Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования:

     - Закон о страховании по болезни  лиц промыслового труда - в  1884 году;

     - Закон о страховании от несчастных  случаев на производстве - в 1885 году;

     - Закон об инвалидности и страховании  по старости - в 1891 году.

     Этим  законам были присущи черты, характерные  для системы страхования и  сегодня. Оценивая законы, можно сказать, что они привели к историческому  компромиссу между индивидуальной автономией и коллективной самопомощью  и помощью государства.

     Развитая  система социальной помощи - одна из черт «социального рыночного хозяйства» в Германии. Эта система основана на постулате, что общество в лице своего полномочного представителя - «социального государства» - ответственно за каждого  гражданина независимо от того, по каким  причинам тот оказался в беде. Другими  словами, любому легально проживающему в Германии человеку, если он оказался в нужде, социаламт обязан, так или иначе, помочь. Целью такой социальной политики является создание условий для активной самореализации каждого члена общества в экономической сфере. Для этого требуются общие институциональные условия, которые регулируют хозяйственную деятельность индивидуумов. На первый план выходит не перераспределение дохода через бюджет и бесплатные социальные услуги как в шведской модели, а создание благоприятных экономических условий для трудоактивного населения, на которое и сориентированы основные меры социальной защиты.

     В Германии действует 4 вида социального  страхования: пенсионное, медицинское, от безработицы и от несчастных случаев.

     Социальное  страхование финансируется совместно  работодателями, а также наемными работниками и дифференцируется по видам деятельности. Принцип страхования  означает право на получение услуг  теми, кто делает взносы в соответствующие  фонды. Уплата взноса дает право на соответствующую услугу независимо от действительной потребности в  ней.

     Система социального обеспечения включает также государственные средства, отпускаемые в виде пособий на детей (единовременные выплаты при  рождении ребенка, дотации малообеспеченным и многодетным семьям), помощь беженцам, пособия для получения образования, помощь молодежи, пособия на лечение, пенсионные субсидии, помощь жертвам  войны, инвалидам, а также социальную помощь малообеспеченным гражданам

     В системе здравоохранения действует  система обязательного медицинского страхования, в результате 90% населения  охвачено обязательным страхованием, 8% – частным и за 2% неимущих граждан  платит государство.

     В системе образования главным  является принцип «академической свободы», т. е. в образовательное учреждение может поступить любой желающий, если он удовлетворяет всем условиям допуска. Среднее и высшее образование  является бесплатным.

     Система социальной защиты в Германии действует  по принципу самоуправления: учреждения социального страхования наделены правовой, финансовой, организационной  независимостью от институтов государственного управления, но государство осуществляет за ними строгий контроль. Подобная организационно-правовая форма оказалась  достаточно эффективной благодаря  высокому уровню профсоюзного движения в стране. Отдельно действуют организации  по пенсионному обеспечению, обеспечению  по болезни и в связи с несчастными  случаями на производстве. Страхование  по безработице не входит в общую  систему социальной защиты и действует  в рамках политики содействия занятости  населения, которая находится в  ведении федерального ведомства  по труду.[4,с.18-21]  

       Американо-британская  модель 

     Данная  модель характеризуется минимальным  участием государства в социальной сфере. Финансовую основу реализации социальных программ составляют в первую очередь  частные сбережения и частное  страхование, а не средства государственного бюджета. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Однако оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов. Подобная модель социального государства характерна для США, Англии и Ирландии.

     Модель  социальной защиты, используемая Великобританией и Ирландией, радикально отличается от немецкой. В ее основе лежит доклад английского экономиста У. Бевериджа, представленный правительству в 1942 г. Беверидж предложил организовать систему социальной защиты, во-первых, на принципе всеобщности (универсальности), то есть распространить ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан, и, во-вторых, на принципе единообразия и унификации социальных услуг, что выражается в едином размере пособий, а так же условий их выдачи. Условие «равные пособия за равные взносы» Беверидж считал социально справедливым, а потому в большинстве случаев соблюдался принцип равенства пенсий и пособий независимо от размера утраченного дохода. В основе этой модели лежала идея о том, что любой человек независимо от его принадлежности к активному населению имеет неотъемлемое право на минимальную социальную заботу. Финансирование подобных систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из общего налогообложения. Так, семейные пособия и здравоохранение финансируются из госбюджета, а прочие социальные пособия - за счет страховых взносов наемных работников и работодателей Характерным моментом является также широкое применение проверки доходов, обязательной для получения пособия.[ 5,с.103-104]

     Следует отметить, что внутри англосаксонской  модели существуют некоторые различия. Так, в Англии бесплатные медицинские  услуги оказываются всем гражданам  независимо от уровня их дохода, а в  Ирландии - только низкооплачиваемым. Обращают на себя внимание две специфические  особенности британской системы  социальной защиты. Во-первых, отсутствие в ее рамках социальных, организационно оформленных институтов, занимающихся страхованием конкретных видов социальных рисков, - старость, болезнь, безработица, несчастные случаи на производстве и  др. Все программы социального  страхования образуют единую систему. Во-вторых, это большая роль в  обеспечении социальными услугами государственных учреждений, а также - в силу исторического развития их тесная связь с частными страховыми программами. Существует единый фонд, который формируется из отчислений работников, работодателей и дотаций. За счет средств этого фонда формируется  пенсионное и медицинское страхование, пособия по болезни и пенсии по инвалидности.

     В системе социального страхования  застрахованные делятся на четыре класса в зависимости от уровня доходов. Первый класс - наемные работники  и предприниматели. Второй класс - самозанятые граждане. Взносы второго класса дают право на получение пособий по болезни, беременности и родам, пенсия по старости (но не пособия по безработице). Третий класс - лица, не работающие или не имеющие достаточного страхового стажа для получения права на соответствующее социальное обеспечение по первым двум категориям. Четвертый класс - самозанятые лица (актеры, музыканты и пр.), а также руководители предприятий и административно-управленческий персонал, с доходами выше уровня, необходимого для страхования по первому и второму классу. Таким образом, характерной особенностью британской государственной системы социальной защиты является то, что она не предусматривает существование отдельных страховых взносов, предназначенных для содержания конкретных страховых программ (пенсионного, медицинского страхования, пенсий по инвалидности и т.д.). Все расходы на финансирование этих программ покрываются за счет единого социального взноса, поступления от которого направляются на нужды определенной отрасли социального страхования.

     Американская  модель социальной политики базируется на индивидуалистических принципах при отсутствии сильного социального законодательства и относительно слабой роли профдвижения в общественно-политической жизни страны.

     Начало  развитию современной системы социального  обеспечения в США было положено принятием президентом Ф.Рузвельтом фундаментального Закона о социальном страховании. Толчком для его  появления была драматическая ситуация во времена Великой депрессии, когда  миллионы людей потеряли работу, а  пособий по безработице не получали. ФЗ 1935 года установил два вида социального  страхования: пенсионирование по старости и пособие по безработице. Со временем закон обрастал дополнениями и поправками, сложились уровни, на которых действовали определенные виды страхования.

     Социальное  обеспечение в США признано важнейшим  приоритетом общества. Здесь считается, что ответственность за социальное обеспечение должна быть разделена  между частными компаниями и государством. Частные компании должны заботиться о своих работниках, а государство  поддерживать нуждающихся в целом. Государство отвечает за предоставление минимального уровня помощи, а также  за его широкую доступность. Бизнес предоставляет социальные услуги (пенсии, пособия) в более высоком объеме и лучшего качества.

     Единой  общенациональной централизованной системы  социального обеспечения в США  не существует. Она образуется из разного  рода программ, регламентированных либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо совместно  федеральными органами и органами власти штатов. Отдельные программы принимаются  также местными властями. Государственное социальное обеспечение в США включает две сферы - социальное страхование и социальное вспомоществование. Социальное страхование предусматривает пенсии по старости, пособия по безработице, медицинскую помощь престарелым и другие статьи. Эта сфера забирает львиную долю социальных расходов государства. Программы социального страхования охватывают основную часть американцев.

     Вторая  сфера государственного социального  обеспечения - социальное вспомоществование. Это выплаты тем, кто по причине бедности освобожден от налогов («пасынки бюджета»). Программы социального вспомоществования предусматривают материальную помощь матерям-одиночкам, медицинскую помощь бедным, выдачу продовольственных талонов, жилищные пособия, бесплатное отопление, установку кондиционера, завтраки для детей в школах и т.д. Всего существует 180 подобных программ.

     Активная  социальная политика американского  государства обеспечила высокую  квалификацию рабочей силы. 90% американцев, занятых в экономике, имеют среднее  и высшее (включая незаконченное) образование. В 90-х гг. администрация  Клинтона провозгласила повышение  уровня образования постоянной функцией на протяжении жизни человека. Это  необходимо в условиях непрерывной  технологической революции. Не случайно США остается лидером в самых  перспективных технологиях. В свою очередь, экономический рост расширял возможности для социальной защиты граждан. Свыше 80 миллионов американцев  регулярно получают пособия по программам государственного социального страхования  и вспомоществования.

     Государственная социальная помощь, финансируемая из бюджета, а не из предварительно выплачиваемых  взносов-страховок, начала развиваться  в США параллельно со страхованием и достигла сейчас расцвета. Критерий для получения социальной помощи один - малообеспеченность, бедность, но критерии варьируются от штата к штату.

     Основным  адресатом социальной помощи является семья. Основной критерий получения  материальной поддержки – бедность, то есть доход ниже официально установленного прожиточного минимума на члена семьи. Основным видом помощи малоимущим семьям в США является пособие на детей. Особенностью социальной политики США  является преобладание «натуральных»  видов помощи нуждающимся над денежными. Это могут быть, например, талоны на питание, которые включают покупку только пищевых продуктов (за исключением корма для животных, алкоголя, табака и импортных продуктов). Страхование является строго персонифицированным.[6,с.28-31]

Информация о работе Социальная политика в зарубежных странах в условиях кризиса