Социальная политика в зарубежных странах в условиях кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Наиболее значимой детерминантой самодвижения социальной сферы является социальная политика. Именно социальная политика призвана решать проблему соотношения экономического развития и сохранения социальных гарантий, уменьшая противоречия в экономических и социальных процессах, протекающих в большей или меньшей мере стихийно.

Работа содержит 1 файл

(Рябцев С. МТ-22)Социальная политика государства в зарубежных странах в условиях мирового экономического кризиса.docx

— 48.20 Кб (Скачать)

1.1 Социальная политика, ее сущность и основные направления 

Наиболее значимой детерминантой самодвижения социальной сферы является социальная политика. Именно социальная политика призвана решать проблему соотношения экономического развития и сохранения социальных гарантий, уменьшая противоречия в экономических и социальных процессах, протекающих в большей или меньшей мере стихийно. 

Социальная политика – одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское  согласие и реализуется через  государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в  решении социальных проблем, проявляя свои свойства: универсальности (всеохватывающий  характер воздействия социальной политики на все стороны социального воспроизводства людей); включенности (возможность проникать во все сферы жизнедеятельности) и атрибутивности (способность сочетаться с любыми общественными отношениями, общественными феноменами и сферами). Социальная политика – многогранный процесс и структурно сложное явление. Только по одному-двум показателям и критериям, пусть и очень важным, например, уровню заработной платы, безработицы и т.п., проблематично давать реальную и исчерпывающую оценку ее состояния. 

Реальная социальная политика определяется свойствами, сложившимися в истории, конкретными условиями  эпохи, особенностями экономического, политического и культурного  развития общества, вероятностными и  информационными факторами ее формирования. 

Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят  эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие  виды социальной политики – государственная, региональная, корпоративная и т.д. Такой терминологический подход имеет право на существование  и его нельзя исключать, но он не дает возможности для более глубокого  сущностного понимания этого  социального явления. При таком  узком толковании социальной политики, например, отсутствие мер и мероприятий позволяет делать вывод об отсутствии социальной политики как таковой. Социальная политика всегда имеет место не только чисто с теоретических позиций, но и в практической жизни. Другое дело, социальная политика может быть, к сожалению, ошибочной, слабой, деформированной и т.д., ибо в широком смысле и с научных позиций – это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель – человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом. 

Социальная политика разрабатывается и реализуется  посредством соблюдения ряда основных принципов: социальная справедливость; эгалитаризм, понимаемый как равенство  социальных, личных прав, правовых возможностей, но не фактическое равенство материального  положения, невозможное в принципе; социальная дифференциация; адресность поддержки слабозащищенных слоев населения; защита всех категорий населения от стихийных явлений, негативных факторов общественной жизни – инфляции, безработицы, роста цен и пр.; социальное партнерство; социальное равновесие, при котором исключаются острые конфликты между различными слоями и группами населения; поддержание стабильности в обществе, без которой невозможна мобилизация усилий государства и всей общественности по реализации различных социальных программ; толерантность как проявление понимания, сочувствия, внимания к социально незащищенным слоям населения; максимизация прожиточного минимума как стартовой основы при оказании социальной помощи и защиты; гражданский мир и согласие различных слоев, групп населения, партий, других общественных организаций и объединений, могущих своими действиями упрочить консенсусные и скоординированные основы социальной политики.[1,с.48-51] 

Многообразие  объектов социальной политики, ее задач  и направлений может быть отражено в понятии о ее типах. Выделяется несколько основных типов социальной политики, каждый из которых имеет свою структуру: 

1. Государственно-территориальный  тип социальной политики. В данном  случае структура политики будет  определяться административно-территориальным  делением государства. Следовательно структурированная таким образом социальная политика будет осуществляться с учетом географических и климатических условий регионов, численностью населения в них, его социально-культурными особенностями и т.д.

2. Сферный тип социальной политики. Сферный подход охватывает всю жизнедеятельность общества и все функции государства, причем ряд элементов в рамках такой структуры являются «пограничными», лежат на стыке социальной сферы и смежных областей деятельности. Объект и предмет сферного типа социальной политики являются далеко не линейными, а многоуровневыми и системными. Они совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс – социально-трудовую сферу (СТС) – систему взаимосвязанных компонентов и частей (частных сфер), среди которых: 

• отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.); 

• рынок труда, занятость, безработица; 

• социальное партнерство; 

• социальная защита; 

• оплата и охрана труда; 

• социальное страхование; 

• пенсионная система  и др. 

Поэтому, проводя  социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не увлекаясь одними направлениями  и не забывая другие участки. Вряд ли можно признать сильной и правильной социальную политику, в рамках которой  ее субъекты обращают свое внимание лишь на развитие образования, культуры и  т.п. и не уделяют его проблемам  занятости, мотиваций, пенсионного  обеспечения и т.д. 

3. Демографический  тип социальной политики. Для  данного типа характерна ориентация  на различные социально-демографические  группы населения. С одной стороны, такой подход позволяет рассмотреть в различных группах населения нечто особенное, то что отличает их от других. С другой стороны, он позволяет сосредоточить в едином содержательном и организационном блоке все проблемы, касающиеся конкретной социально-демографической группы и наметить пути их разрешения, независимо от того, к деятельности какого ведомства они относятся. 

В то же время, использование  данного подхода связано с  определенными рисками. Концентрация внимания на одной категории нуждающихся  граждан или на небольшом их количестве обычно бывает вызвана дефицитом  социально-экономических ресурсов, невозможностью организации всеохватной  социальной политики, стремлением обеспечить выживание особо уязвимых слоев. Однако такой подход может обернуться отсутствием единой социальной политики, дроблением социальных усилий на отдельных  направлениях, что ограничивает их действенность. Так, планируя политику в отношении пожилых людей, нельзя забывать о том, что проблемы старшего поколения закладываются в детстве, укореняются в зрелом возрасте и  лишь проявляются в пенсионные годы. Можно сказать, что такой подход ориентирован скорее на выживание определенных групп населения, чем на социальное развитие всего общества.[2,с.76-78] 
 
 

1.2 Модели социальной политики зарубежных стран 

     На  формирование национальных механизмов и институтов социальной политики влияют многие факторы - уровень экономического развития, особенности государственного устройства и структур гражданского общества, историко-культурные традиции страны. Однако сколь многообразными ни были бы модели социальной политики государств, их можно сгруппировать  по определенным видам. Основываясь  на геополитическом аспекте, выделяют скандинавскую, континентальную и  американо-британскую модели социальной политики. Рассмотрим их основные черты. 

       Скандинавская модель  

     В Скандинавии социальная защищенность считается одним из гражданских прав. Главным принципом распределения социального обеспечения в модели этого типа является универсализм. Имеется в виду, что социальное обеспечение - это право всех граждан, обеспеченное, главным образом, государственным сектором (бюджетом). Государство несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых и т.п.) в большинстве случаев организовываются муниципалитетами. Данная система действует через перераспределение (например, бюджет или социально-страховые фонды), и доля социальных расходов очень высока.

     Наиболее  лучшим образцом социальной политики в наше время является так называемая «шведская модель». Эта модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Термин «шведская модель»  появился в конце 60-х годов в  связи с приобретением Швецией  статуса государства, одного из самых  развитых в социально-экономическом  отношении. Именно в Швеции возникли и получили развитие понятия «политика  полной занятости», «солидарная система  зарплат». Основными целями шведской социальной политики являются полная занятость и выравнивание доходов.

     Отличительная черта модели - широкий охват различных  социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Социальные услуги, как правило, гарантируются  всем жителям страны и не обусловливаются  занятостью и уплатой страховых  взносов. В целом предлагаемый уровень  социальной защищенности довольно высок. Подход к решению базируется на следующих  принципах:

     1) Все люди имеют одинаковую  ценность, независимо от возраста  и производительности, Общество  не может «выбросить» слабые  и должно предоставить возможности  слабым «респектировать» свои потребности.

     2) Социальные услуги и сервис  предоставляются на добровольных  началах. Только если клиенты  не могут нести за себя ответственность,  они могут быть принудительными.

     3) Социальная защита должна быть  непрерывной, охватывать все сферы  жизни человека.

     Для реализации этих принципов в социальных службах занято множество государственных  служащих. Уровень затрат на социальное обеспечение является достаточно высоким, что позволяет избежать стигматизации  социального обеспечения и поддерживать большое число сторонников социал-демократической  модели.

     Вторым  по важности принципом, характерным  для многих европейских социальных экономик, но в наибольшей степени  реализованным в Швеции, является принцип солидарности. Его суть заключается  в том, что все граждане равным образом и вне зависимости  от социального статуса участвуют  в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный с доходами вклад.

     Наконец, необходимым элементом в такой  системе выступает государство, берущее на себя функции перераспределения  социальных благ обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Подразумевается, что государственный сектор финансирует социальную политику через систему налогообложения. Государственный сектор несет ответственность не только за расширение и финансирование социального обеспечения, но и за действительное функционирование различных социальных служб. Это возможно при наличии сильного, но децентрализованного управления. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции один из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенностью населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью и, соответственно, высокой политической и социальной стабильностью. Приоритетной целью экономической политики Швеции является полная занятость. В общей численности занятых работающие по найму составляют 92%. Это максимальный показатель среди всех развитых стран.

     Социальное  обеспечение предусматривает выплату пособий по безработице, детские пособия и ряд других. Пособия по безработице позволяют сохранить достойный уровень жизни в случае потери работы, а сокращение расходов на выплаты по безработице достигается за счет развитой системы служб трудоустройства. Дети, независимо от доходов родителей, получают ежемесячное пособие, которое выплачивается до 18 лет. Дополнительные пособия получают семьи с тремя и более детьми. В дополнение к услугам социального обеспечения действуют негосударственные организации, выполняющие различные виды социальной работы, например, защиту прав инвалидов.

     Образование в Швеции охватывает всё население и обеспечивает практически полную грамотность. Бесплатным является среднее и высшее образование, а также программы переквалификации и ряд других образовательных программ. Разнообразие форм обучения взрослого населения дает возможность непрерывного образования на протяжении всей жизни. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров при общедоступности образования значительно снижают уровень безработицы и отражают политику полной занятости населения. В самом законодательстве Швеции закреплено предоставление оплачиваемого учебного отпуска. Швеция вообще тратит на образование больше ВНП, чем любая другая страна, и занимает одно из ведущих мест по уровню грамотности. Расходы на образование окупаются, так как способствуют развитию поведенческой гибкости людей, их мобильности в меняющейся ситуации на рынке труда. Здравоохранение в Швеции доступно для всех граждан посредством всеобщего социального страхования независимо от доходов и уплачиваемых налогов.[3,с.170-173] 

Информация о работе Социальная политика в зарубежных странах в условиях кризиса