Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:16, курсовая работа
Наиболее значимой детерминантой самодвижения социальной сферы является социальная политика. Именно социальная политика призвана решать проблему соотношения экономического развития и сохранения социальных гарантий, уменьшая противоречия в экономических и социальных процессах, протекающих в большей или меньшей мере стихийно.
1.1
Социальная политика,
ее сущность и основные
направления
Наиболее значимой
детерминантой самодвижения социальной
сферы является социальная политика. Именно
социальная политика призвана решать
проблему соотношения экономического
развития и сохранения социальных гарантий,
уменьшая противоречия в экономических
и социальных процессах, протекающих в
большей или меньшей мере стихийно.
Социальная политика
– одно из важнейших направлений,
составная часть внутренней политики
государства. Она призвана обеспечить
расширенное воспроизводство
Реальная социальная
политика определяется свойствами, сложившимися
в истории, конкретными условиями
эпохи, особенностями экономического,
политического и культурного
развития общества, вероятностными и
информационными факторами ее формирования.
Под социальной
политикой в прикладном, практическом
смысле (контексте) обычно понимают совокупность
(систему) конкретных мер и мероприятий,
направленных на жизнеобеспечение населения.
В зависимости от того, от кого исходят
эти меры, кто их главный инициатор
(субъект), различают соответствующие
виды социальной политики – государственная,
региональная, корпоративная и т.д.
Такой терминологический подход
имеет право на существование
и его нельзя исключать, но он не
дает возможности для более
Социальная политика
разрабатывается и реализуется
посредством соблюдения ряда основных
принципов: социальная справедливость;
эгалитаризм, понимаемый как равенство
социальных, личных прав, правовых возможностей,
но не фактическое равенство
Многообразие
объектов социальной политики, ее задач
и направлений может быть отражено
в понятии о ее типах. Выделяется несколько
основных типов социальной политики, каждый
из которых имеет свою структуру:
1. Государственно-
2. Сферный тип социальной
политики. Сферный подход охватывает всю
жизнедеятельность общества и все функции
государства, причем ряд элементов в рамках
такой структуры являются «пограничными»,
лежат на стыке социальной сферы и смежных
областей деятельности. Объект и предмет
сферного типа социальной политики являются
далеко не линейными, а многоуровневыми
и системными. Они совпадают с главными
элементами, блоками и структурами, входящими
в крупный единый комплекс – социально-трудовую
сферу (СТС) – систему взаимосвязанных
компонентов и частей (частных сфер), среди
которых:
• отрасли социальной
сферы (образование, здравоохранение,
культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный
сектор и т.д.);
• рынок труда,
занятость, безработица;
• социальное партнерство;
• социальная защита;
• оплата и охрана
труда;
• социальное страхование;
• пенсионная система
и др.
Поэтому, проводя
социальную политику, важно равномерно
учитывать все поле ее охвата, не
увлекаясь одними направлениями
и не забывая другие участки. Вряд
ли можно признать сильной и правильной
социальную политику, в рамках которой
ее субъекты обращают свое внимание лишь
на развитие образования, культуры и
т.п. и не уделяют его проблемам
занятости, мотиваций, пенсионного
обеспечения и т.д.
3. Демографический
тип социальной политики. Для
данного типа характерна
В то же время, использование
данного подхода связано с
определенными рисками. Концентрация
внимания на одной категории нуждающихся
граждан или на небольшом их количестве
обычно бывает вызвана дефицитом
социально-экономических
1.2
Модели социальной политики
зарубежных стран
На
формирование национальных механизмов
и институтов социальной политики влияют
многие факторы - уровень экономического
развития, особенности государственного
устройства и структур гражданского
общества, историко-культурные традиции
страны. Однако сколь многообразными
ни были бы модели социальной политики
государств, их можно сгруппировать
по определенным видам. Основываясь
на геополитическом аспекте, выделяют
скандинавскую, континентальную и
американо-британскую модели социальной
политики. Рассмотрим их основные черты.
Скандинавская модель
В Скандинавии социальная защищенность считается одним из гражданских прав. Главным принципом распределения социального обеспечения в модели этого типа является универсализм. Имеется в виду, что социальное обеспечение - это право всех граждан, обеспеченное, главным образом, государственным сектором (бюджетом). Государство несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых и т.п.) в большинстве случаев организовываются муниципалитетами. Данная система действует через перераспределение (например, бюджет или социально-страховые фонды), и доля социальных расходов очень высока.
Наиболее лучшим образцом социальной политики в наше время является так называемая «шведская модель». Эта модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Термин «шведская модель» появился в конце 60-х годов в связи с приобретением Швецией статуса государства, одного из самых развитых в социально-экономическом отношении. Именно в Швеции возникли и получили развитие понятия «политика полной занятости», «солидарная система зарплат». Основными целями шведской социальной политики являются полная занятость и выравнивание доходов.
Отличительная
черта модели - широкий охват различных
социальных рисков и жизненных ситуаций,
которые требуют поддержки
1)
Все люди имеют одинаковую
ценность, независимо от возраста
и производительности, Общество
не может «выбросить» слабые
и должно предоставить
2)
Социальные услуги и сервис
предоставляются на
3)
Социальная защита должна быть
непрерывной, охватывать все
Для
реализации этих принципов в социальных
службах занято множество государственных
служащих. Уровень затрат на социальное
обеспечение является достаточно высоким,
что позволяет избежать стигматизации
социального обеспечения и
Вторым по важности принципом, характерным для многих европейских социальных экономик, но в наибольшей степени реализованным в Швеции, является принцип солидарности. Его суть заключается в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от социального статуса участвуют в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный с доходами вклад.
Наконец, необходимым элементом в такой системе выступает государство, берущее на себя функции перераспределения социальных благ обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Подразумевается, что государственный сектор финансирует социальную политику через систему налогообложения. Государственный сектор несет ответственность не только за расширение и финансирование социального обеспечения, но и за действительное функционирование различных социальных служб. Это возможно при наличии сильного, но децентрализованного управления. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции один из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенностью населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью и, соответственно, высокой политической и социальной стабильностью. Приоритетной целью экономической политики Швеции является полная занятость. В общей численности занятых работающие по найму составляют 92%. Это максимальный показатель среди всех развитых стран.
Социальное обеспечение предусматривает выплату пособий по безработице, детские пособия и ряд других. Пособия по безработице позволяют сохранить достойный уровень жизни в случае потери работы, а сокращение расходов на выплаты по безработице достигается за счет развитой системы служб трудоустройства. Дети, независимо от доходов родителей, получают ежемесячное пособие, которое выплачивается до 18 лет. Дополнительные пособия получают семьи с тремя и более детьми. В дополнение к услугам социального обеспечения действуют негосударственные организации, выполняющие различные виды социальной работы, например, защиту прав инвалидов.
Образование
в Швеции охватывает всё население и обеспечивает
практически полную грамотность. Бесплатным
является среднее и высшее образование,
а также программы переквалификации и
ряд других образовательных программ.
Разнообразие форм обучения взрослого
населения дает возможность непрерывного
образования на протяжении всей жизни.
Подготовка, переподготовка и повышение
квалификации кадров при общедоступности
образования значительно снижают уровень
безработицы и отражают политику полной
занятости населения. В самом законодательстве
Швеции закреплено предоставление оплачиваемого
учебного отпуска. Швеция вообще тратит
на образование больше ВНП, чем любая другая
страна, и занимает одно из ведущих мест
по уровню грамотности. Расходы на образование
окупаются, так как способствуют развитию
поведенческой гибкости людей, их мобильности
в меняющейся ситуации на рынке труда.
Здравоохранение в Швеции доступно для
всех граждан посредством всеобщего социального
страхования независимо от доходов и уплачиваемых
налогов.[3,с.170-173]
Информация о работе Социальная политика в зарубежных странах в условиях кризиса