Социальная Политика Республики Буларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: сбор и анализ информации о предпосылках и непосредственном процессе формирования социальной политики Республики Беларусь, а также о современном состоянии белорусской социально - экономической системы, перспективах и проблемах ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 5
1.1 Социальная политика государства: понятие, принципы, основные функции 5
1.2. Государственное регулирование распределения доходов 8
1.3. Политика обеспечения занятости и социальных гарантий 10
1.4. Политика социальной защиты, защиты здоровья и экономической безопасности населения 13
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 18
2.1. Уровень жизни населения: понятие, сущность, система индикаторов 18
2.2. Индикаторы уровня жизни населения, их структура и методика расчета 21
ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27
3.1. Приоритетные направления социальной политики Республики Беларусь 27
3.2. Анализ динамики показателей уровня жизни населения за 2006-2008 г.г. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список использованных источников 42

Работа содержит 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

    Размеры пособий на детей в 2007г. по сравнению с 2006 г. увеличились,  по оценке, в среднем на 9,5% (по прогнозу - 10,3-11,6%) и составили  па детей в возрасте до 3 лет - 114.8 тыс. руб.. па детей старше 3 лет 53 тыс.. в том числе в сентябре - соответственно 120,5 и 55.6 тыс. руб.

    На усиление социальной защищенности граждан, находящихся б трудной жизненной ситуации, удовлетворение спроса па социальные услуги, предоставляемые для них учреждениями социального обслуживания, направлена Программа развития и оптимизации сети учреждений социального обслуживания до 2010 г., проект которой одобрен Советом Министров Республики Беларусь в сентябре 2007 г. Выделенные на финансирование Программы средства в размере 213,5 млрд. руб. пойдут на укрепление материально-технической базы и качественное совершенствование сети стационарных учреждений социального обслуживания, создание свыше двух тысяч дополнительных мест для нуждающихся, обеспечение эффективного функционирования и развития внутренней структуры нестационарных учреждений. [11]

    Как показал анализ, меры по регулированию денежных доходов населения в 2007 г. позволили обеспечить, их динамичный рост, понизить уровень дифференциации населения по доходам, обеспечить рост реальной заработной платы, увеличить размеры пособий и выплат социально уязвимым гражданам, сократить уровень малообеспеченное до 0,4%.

    В текущем году сохраняется тенденция высоких темпов роста денежных доходов населения: за пять месяцев 2008 г. они увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. на 27% и составили 27,9 трлн. руб., а реальные денежные доходы возросли на 11.5%. По прогнозу на 2008 г., рост реальных денежных доходов населения должен составить 109-110%. Вместе с тем, по опенке, ожидается перевыполнение данного показателя - рост реальных денежных доходов населения в 2008 г. достигнет 112%. Среднемесячные денежные доходы па душу населения в январе-мае 2008 г. составили 576,5 тыс. руб. (на 11,8% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года) и превысили минимальный потребительский бюджет в 1,8. бюджет прожиточного минимума и 2,8 раза. Положительная динамика показателей доходов населения в последние годы отражает процесс восстановления уровня жизни, снизившегося в годы трансформанионных преобразований. [8. c.25]

    Наибольший  рост доходов населения обеспечен  за счет повышения оплаты труда и  увеличения размеров социальных трансфертов, доля которых в структуре  денежных доходов в январе-мае 2008 г. составила соответственно 58 и 2 1,3%. Однако следует отметить, что наметилось их незначительное снижение в структуре денежных доходов: доля оплаты труда в общей сумме денежных доходов населения по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизилась на I п.п. доля трансфертов населению на 0.1 п.п. Доходы от предпринимательской и иной деятельности увеличились па 0,9 п.п. по сравнению с январем-маем 2007 г. и составили 18.6%.

    Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата а работников в Республике Беларусь в январе-мае 2008 г. увеличилась в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года на 23,4% и составила 802,4 тыс. руб. В бюджетном секторе экономики темпы роста заработной платы были ниже и составили 114,6% по отношению к январю-маю 2007 г. В анализируемом периоде номинальная заработная плата работников в ряде важнейших отраслей была значительно ниже среднереспубликанских значений: в сельском хозяйстве - на 37,6%: в социальном обеспечении - на 34.2; образовании - на 22: в здравоохранении - на 20%о. В то же время в таких отраслях, как банковский сектор, управление, наука, строительство и промышленность в целом заработная плата превышала среднереспубликанский уровень (рис. 7).

    Возросла покупательная способность заработной платы: 254.9% минимального потребительского бюджета в мае 2008 г. против 248.7% в мае 2007 г. [10. c.45]

    Реальная заработная плата в среднем по республике увеличилась за 2008 г. к соответствующему периоду 2007 г. на 8.3%. Имеются все предпосылки выполнения прогнозного значения роста реальной заработной платы в 2008 к - 109,5%.

    Минимальная заработная плат а (МЗП) в первом полугодии не менялась и составляет сегодня 208,8 тыс. руб. Тарифная ставка первого разряда с 1 апреля 2008 к установлена в размере 73 тыс. руб., введены корректирующие коэффициенты к тарифным ставкам (окладам) работников организаций бюджетной сферы, тарифицируемых 1-27 разрядами, в пределах от 2,260 до 0,978. 

    

    Рисунок 5. Номинальная начисленная заработная плата работников по отраслям экономики в 2008г. [8] 

    Несмотря на законодательное закрепление значимости минимальной заработной платы в качестве социального норматива, соотношение МЗП и основных социальных нормативов остается весьма низким. В январе-мае нынешнего тола соотношение МЗП и средней заработной платы составило 26%, МЗП и минимального потребительского бюджета -63.7%.

    Важнейшими задачами социальной политики на 2009 г. является обеспечение дальнейшего роста денежных доходов населения, реальное улучшение материального положения и условий жизни людей. [8. c.23]

    Реализации поставленных задач должны способствовать меры: по совершенствованию структуры денежных доходов, созданию эффективной системы их налогообложения и индексации в связи с ростом потребительских цен, по снижению доли малообеспеченных граждан. Рост заработной платы в отраслях материального производства должен быть в обязательном порядке увязан с показателями финансово-хозяйственной деятельности, производительности труда, личным вкладом каждого работника. Продолжится работа по совершенствованию систем и условий оплаты труда работников бюджетной сферы, приближению уровня оплаты их труда к уровню заработной платы работников материального производства. В 2009 т намечаются меры по дальнейшему реформированию пенсионной системы, реализации мероприятий государственных программ  по оказанию адресной помощи, социальной поддержки одиноких пожилых граждан, развитию системы социальных услуг.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

    Социальную  государственную политику, как и  социальную сферу, рассматривают в  широком и узком смысле. В широком  смысле - социальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности  человека: улучшение условий труда  и быта, удовлетворение материальных и духовных потребностей, социальную защиту, осуществление принципа справедливости. Другими словами, социальная политика направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей для развития и самореализации всех членов общества. Социальная политика в узком смысле - это система государственных мер по поддержке тех групп и слоев общества, которые в силу различных причин оказались в трудном положении, страдают от специфических обстоятельств и не могут только своими силами улучшить благосостояние.

    Социальную  политику государства отличает ряд  особенностей. Она имеет дело непосредственно  с человеком и ориентирована  на него. Социальная политика связана  со сферой распределения и потребления  общественного продукта. Способ распределения  определяется способом производства, но распределительные отношения, будучи относительно автономными, могут тормозить либо способствовать процессу производства, быть фактором повышения общественной производительности труда. В то же время специфика экономической политики заключается в ориентации на экономический рост и умножение материального богатства. Отсюда следует, что так же, как социальная сфера общества неотделима от экономики, социальная политика государства неотделима от экономической политики, они тесно связаны между собой. Их диалектическая взаимосвязь объясняется тем, что цель экономической политики - регулирование деятельности людей по созданию материальных благ и услуг как важнейшего условия роста народного благосостояния, а социальная политика воздействует на отношения между людьми в потреблении ими материальных благ и услуг, направлена на улучшение условий жизни и всестороннее совершенствование всех членов общества, исходя из принципа социальной справедливости. Другими словами, то, что для одной политики является итогом, для другой - исходным пунктом.

    Социальная  политика государства строится на основе принципов: целенаправленности, учета  возможностей, реальности, открытости, целостности, адекватности, всеобщности и адресности.

    Целью функционирования белорусского государства является формирование социально ориентированной рыночной экономики, поэтому тема социальной политики не теряет своей актуальности.

    В Республике Беларусь в переходный к  рынку период социальный комплекс является наиболее важным и сложным объектом государственного регулирования. Принятая в качестве перспективной социально ориентированная модель экономики выдвигает на первый план достижение таких принципиальных целей, как:

    • рост благосостояния народа;

    • стабильность денег и цен;

    • высокая степень занятости;

    • благоприятная для жизни окружающая среда.

    Это говорит о том, что высшей целью  социально-экономического развития государства  становится человек, его духовное и  физическое здоровье в благоприятной  и безопасной среде.

    Однако  вхождение Республики Беларусь в рыночные отношения сопровождается обострением старых и появлением новых социальных проблем, к которым, на мой взгляд, следует отнести:

    • дифференциацию населения по уровню доходов;

    • зависимость малоимущих слоев населения  от социальной помощи государства;

    • расширение масштабов безработицы, в том числе и скрытой.

    Решение этих проблем является первоочередной задачей государственного регулирования  социального развития республики на современном этапе.

 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  
  1. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование  экономики: учебник для вузов / Н.Б. Антонова – Минск: АУ при ПРБ, 2002. – с. 776;
  2. Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебник / под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Минск: БГЭУ, 2001. –с.456;
  3. Гальперин, В.М. Макроэкономика / под ред. В.М. Гальперина, П.И. Гребенникова,А.И. Леусского, Л.С. Тарасевич – СПб., 2005. – с.435;
  4. Головачев, А.С. Макроэкономика: курс лекций, 2-е издание, стереотипное / А.С. Головачева– Минск: АУ при ПРБ, 2005. – с. 261;
  5. Киреенко, Е.Г. Социально-экономическая география Республики Беларусь. – Минск: Аверсэв, 2003. – с.387;
  6. Лемешевский, И.М. Теория национальной экономики: учеб. пособие в 3ч. Ч.1/ под ред. И.М. Лемешевского. –Минск, 1994. – с.645;
  7. Лемешевский, М.И. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Минск: АкадемКнига, 2005. – с.387;
  8. Ломонюк, И.К. Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь в 2007-2008 г.г. // Экономический бюллетень Научно Исследовательского Экономического института Министерства экономики РБ – 2008. - №8 – с.54;
  9. Мясникович, М.В. Макроэкономические аспекты повышения благосостояния и качества жизни населения; Экономический бюллетень Научно Исследовательского Экономического института Министерства экономики РБ – 2007. - №12 – с.45-56;
  10. Основные направления социально-экономического развития в РБ на период до 2010 г. // Белорусский экономический журнал. -2000. - №2. – с.65;
  11. Основные положения программы социально-экономического развития на 2006-2010 г.г.- Минск, 2006;
  12. Приходченко, О.И. Экономика Беларуси: учебник для вузов / О.И. Приходченко – Минск: АУ при ПРБ, 2002. – с. 263;
  13. Развитие отраслей социальной сферы // Экономический бюллетень Научно Исследовательского Экономического института Министерства экономики РБ – 2008. - №8 – с.63-65;
  14. Черныш, Л.П. Экономика Беларуси: Учебное пособие для студентов очного и заочного отделения. Ч. 2./ Л.П. Черныш. – Минск, 1997.-с.453;
  15. Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник / под ред. В.Н. Шимова - Минск:БГЭУ, - 2006 – с.750.

 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ

Информация о работе Социальная Политика Республики Буларусь