Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:55, курсовая работа
Целью работы является: сбор и анализ информации о предпосылках и непосредственном процессе формирования социальной политики Республики Беларусь, а также о современном состоянии белорусской социально - экономической системы, перспективах и проблемах ее развития.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 5
1.1 Социальная политика государства: понятие, принципы, основные функции 5
1.2. Государственное регулирование распределения доходов 8
1.3. Политика обеспечения занятости и социальных гарантий 10
1.4. Политика социальной защиты, защиты здоровья и экономической безопасности населения 13
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 18
2.1. Уровень жизни населения: понятие, сущность, система индикаторов 18
2.2. Индикаторы уровня жизни населения, их структура и методика расчета 21
ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27
3.1. Приоритетные направления социальной политики Республики Беларусь 27
3.2. Анализ динамики показателей уровня жизни населения за 2006-2008 г.г. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список использованных источников 42
Оглавление
В философском смысле экономика всегда, во все времена должна быть социальна. Она ведь не может существовать без человека и в принципе не нужна, бессмысленна без него. Это значит, с одной стороны, без людей экономика не может функционировать, от качества самого человека (людей) зависит развитость экономики. А с другой стороны, от уровня и стадии развития экономики зависит человек, уровень и качество его жизни.
Однако эти связи и зависимости не прямолинейны и не однозначны, они опосредованы целым рядом процессов, явлений и отношений. В результате целые века человеческой истории прошли без реальных ощущений такой связи. Это, в свою очередь, привело к ставшему традиционным утверждению, что максимизация производимой товарной массы и прибыли – ведущая цель общества и высшее достижение человеческого прогресса. Человек же, люди при таком подходе выступают без личностным и безликим "фактором" производства.
Изменившиеся реалии жизни, глобальное обострение в XX и ХХI веках социальных и экологических проблем, логика развития экономических систем настоятельно требуют пересмотра таких представлений.
Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика. Социальная политика определяет направления развития всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми. Социальную политику следует рассматривать и как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности.
Социальная
политика - это система целенаправленных
государственных мероприятий и
акций по регулированию отношений
между классами, нациями, отдельными
социальными группами населения, направленных
на повышение общественного
Таким образом, актуальность данной темы определяется необходимостью теоретического исследования проблемы, формирования и дальнейшего совершенствования социальной политики Республики Беларусь.
Целью работы является: сбор и анализ информации о предпосылках и непосредственном процессе формирования социальной политики Республики Беларусь, а также о современном состоянии белорусской социально - экономической системы, перспективах и проблемах ее развития.
Объектом работы выступает социальная политика. Предметом исследования работы является модель социальной политики Республики Беларусь.
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику формирования и развития национальной экономики:
При выполнении работы предполагается решить следующие задачи:
Для написания курсовой работы были использованы учебники белорусских и российских авторов, а также материалы периодической печати.
Социальная политика – совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально–экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.
Ныне общепризнано, что целями социальной политики (социальными приоритетами) являются (Приложение А):
Важнейшими принципами формирования и функционирования социальной политики являются:
Основные функции социальной политики можно свести к следующему:
Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является выбор перспективной модели социально–экономического устройства общества. Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей. [4, с.187]
Социальная политика не только многофункциональна, но и сложна структурно. В структуре социальной политики (рис.1) можно выделить пять важнейших структурных частей:
Рисунок 1. Структура социальной
политики [4, с.189]
Таким образом, переходный период в связи со своими особенностями и крупными издержками резко усиливает значимость грамотной и эффективной социальной политики. Более того, без такой политики социальная неустойчивость или того хуже – социальный кризис и взрыв могут свести на нет все усилия по достижению задач переходного периода. Поэтому, проводя социальную политику, важно четко представлять особенности ее структуры и вовремя актуализировать соответствующие функции.
Формирование совокупных доходов населения охватывает их производство, распределение, перераспределение и использование. Распределение доходов складывается на этапе формирования доходов владельцев производственных факторов (функциональное распределение). Персональное распределение номинальных доходов является результатом перераспределения. Проходя через семейный бюджет, объем душевого дохода изменяется в зависимости от величины и структуры семей, соотношения иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные доходы. Величина реальных доходов зависит от параметров инфляционного процесса. Главным средством перераспределения доходов является государственное регулирование этого процесса. Налоговые системы и государственные трансферты (денежные и натуральные), системы социального обеспечения и страхования и пр. показывают, что современное государство вовлечено в широкомасштабную деятельность по перераспределению доходов. [2, с.324]
Любая из форм государственного регулирования (в том числе социальная) складывается из материальных, институциональных и концептуальных составляющих. [5, с.56]
Государственное
перераспределение доходов
Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Трудовая активность проявляется в повышении степени использования резервов труда, росте занятости и производительности труда; предпринимательская – отражена объемом и структурой инвестиций. Будучи объективно взаимосвязанными, эти формы деятельности осуществляются в каждый данный момент разными субъектами, имеющими разные мотивационные модели поведения. В результате система государственного регулирования должна одновременно поддерживать доходы и создавать стимулы повышения деловой активности всех рыночных субъектов.
Важной особенностью политики распределения доходов в переходных условиях должен быть переход к системе социального партнерства.
Социальное партнерство – это система и механизм регулирования противоречий между социальными группами в части перераспределения доходов, на основе принципов партнерства и компромисса. Эта система родилась как долгожданная реакция на длительно сотрясавшие рыночную экономику разных стран забастовки, стачки и т.п. К середине ХХ века принцип социального партнерства получил международное признание и был закреплен в Конвенции Международной Организации Труда (МОТ).
Социальное партнерство имеет три уровня своей реализации: общенациональный, отраслевой и первичный (предприятия). На каждом уровне переговорно-договорный процесс завершается в форме Соглашения (генерального, отраслевого, коллективного). При умелой организации и соблюдении соответствующих принципов система социального партнерства, как показал международный опыт, дает значимый позитивный эффект, что особенно важно для переходной экономики. [1, с. 582]
Отметим, что социальное регулирование не является исключительной привилегией государства, оно охватывает не только перераспределение доходов, но и прочие показатели уровня жизни. Объектами социального регулирования являются охрана окружающей среды и защита прав потребителя. Социальное регулирование осуществляют субъекты хозяйствования, профсоюзы и прочие неправительственные организации.
Вторая структурная часть социальной политики – политика занятости – также отражает тяготы, деформации и проблемы переходного периода. Главная из них – безработица.