Социальная Политика Республики Буларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: сбор и анализ информации о предпосылках и непосредственном процессе формирования социальной политики Республики Беларусь, а также о современном состоянии белорусской социально - экономической системы, перспективах и проблемах ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 5
1.1 Социальная политика государства: понятие, принципы, основные функции 5
1.2. Государственное регулирование распределения доходов 8
1.3. Политика обеспечения занятости и социальных гарантий 10
1.4. Политика социальной защиты, защиты здоровья и экономической безопасности населения 13
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 18
2.1. Уровень жизни населения: понятие, сущность, система индикаторов 18
2.2. Индикаторы уровня жизни населения, их структура и методика расчета 21
ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27
3.1. Приоритетные направления социальной политики Республики Беларусь 27
3.2. Анализ динамики показателей уровня жизни населения за 2006-2008 г.г. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список использованных источников 42

Работа содержит 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ

 
 
 

    В философском смысле экономика всегда, во все времена должна быть социальна. Она ведь не может существовать без  человека и в принципе не нужна, бессмысленна без него. Это значит, с одной  стороны, без людей экономика  не может функционировать, от качества самого человека (людей) зависит развитость экономики. А с другой стороны, от уровня и стадии развития экономики зависит человек, уровень и качество его жизни.

    Однако  эти связи и зависимости не прямолинейны и не однозначны, они  опосредованы целым рядом процессов, явлений и отношений. В результате целые века человеческой истории прошли без реальных ощущений такой связи. Это, в свою очередь, привело к ставшему традиционным утверждению, что максимизация производимой товарной массы и прибыли – ведущая цель общества и высшее достижение человеческого прогресса. Человек же, люди при таком подходе выступают без личностным и безликим "фактором" производства.

    Изменившиеся  реалии жизни, глобальное обострение в XX и ХХI веках социальных и экологических проблем, логика развития экономических систем настоятельно требуют пересмотра таких представлений.

    Цели  и направления деятельности государства  по регулированию социальной сферы  определяет государственная социальная политика. Социальная политика определяет направления развития всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми. Социальную политику следует рассматривать и как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности.

    Социальная  политика - это система целенаправленных государственных мероприятий и  акций по регулированию отношений  между классами, нациями, отдельными социальными группами населения, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала и на этой основе - на повышение эффективности функционирования экономики страны.

    Таким образом, актуальность данной темы определяется необходимостью теоретического исследования проблемы, формирования и дальнейшего совершенствования социальной политики Республики Беларусь.

    Целью работы является: сбор и анализ информации о предпосылках и непосредственном процессе формирования социальной политики Республики Беларусь, а также о современном состоянии белорусской социально - экономической системы, перспективах и проблемах ее развития.

    Объектом  работы выступает социальная политика. Предметом исследования работы является модель социальной политики Республики Беларусь.

    В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику формирования и развития национальной экономики:

  1. характеристика социальной политики, определение ее структуры, функций и принципов;
  2. характеристика системы показателей уровня жизни населения;
  3. ключевые моменты формирования и функционирования социальной политики Республики Беларусь на современном этапе.

    При выполнении работы предполагается решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятия «социальная политика» и «уровень жизни населения» с точки зрения экономики;
  2. Раскрыть и проанализировать сущность белорусской социальной политики;
  3. Проанализировать проблемы и перспективы развития социальной политики Республики Беларусь на современном этапе.

    Для написания курсовой работы были использованы учебники белорусских и российских авторов, а также материалы периодической печати.

 

      ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

    1. Социальная  политика государства: понятие, принципы, основные функции
 
 

      Социальная  политика – совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально–экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.

      Ныне  общепризнано, что целями социальной политики (социальными приоритетами) являются (Приложение А):

  • достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;
  • обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
  • гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
  • переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
  • нормализация и улучшение демографической ситуации. Снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;
  • улучшение социальной инфраструктуры. [4, с.134]

 

       Важнейшими принципами формирования и функционирования социальной политики являются:

  • принцип социального равенства людей – членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);
  • принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;
  • принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в целом понимаемый как отношения симметричности (или эквивалентности) в жизни общества и его социальных групп (например, соответствие прав и обязанностей, практического вклада и реального положения человека). [1, с.577]

      Основные  функции социальной политики можно свести к следующему:

  • стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения;
  • поддержание и стимулирование социальной и экономической активности населения;
  • социальная поддержка и защита.

      Социальная  политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является выбор перспективной модели социально–экономического устройства общества. Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей. [4, с.187]

      Социальная  политика не только многофункциональна, но и сложна структурно. В структуре социальной политики (рис.1) можно выделить пять важнейших структурных частей:

  1. политику регулирования доходов населения;
  2. политику обеспечения занятости;
  3. политику социальных гарантий;
  4. политику социальной защиты;
  5. политику защиты здоровья и экологической безопасности населения. [4, с. 189]

     

       Рисунок 1. Структура социальной  политики [4, с.189] 

      Таким образом, переходный период в связи со своими особенностями и крупными издержками резко усиливает значимость грамотной и эффективной социальной политики. Более того, без такой политики социальная неустойчивость или того хуже – социальный кризис и взрыв могут свести на нет все усилия по достижению задач переходного периода. Поэтому, проводя социальную политику, важно четко представлять особенности ее структуры и вовремя актуализировать соответствующие функции.

    1. Государственное регулирование распределения  доходов
 
 

    Формирование  совокупных доходов населения охватывает их производство, распределение, перераспределение и использование. Распределение доходов складывается на этапе формирования доходов владельцев производственных факторов (функциональное распределение). Персональное распределение номинальных доходов является результатом перераспределения. Проходя через семейный бюджет, объем душевого дохода изменяется в зависимости от величины и структуры семей, соотношения иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные доходы. Величина реальных доходов зависит от параметров инфляционного процесса. Главным средством перераспределения доходов является государственное регулирование этого процесса. Налоговые системы и государственные трансферты (денежные и натуральные), системы социального обеспечения и страхования и пр. показывают, что современное государство вовлечено в широкомасштабную деятельность по перераспределению доходов. [2, с.324]

    Любая из форм государственного регулирования (в том числе социальная) складывается из материальных, институциональных и концептуальных составляющих. [5, с.56]

    Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетно-финансовое регулирование. Государство в соответствии с приоритетами социальной политики и действующими специальными социальными программами предоставляет социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфертов, а также услуг. Социальные выплаты и услуги многообразны. Они дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления их кругу получателей. Денежные социальные выплаты связаны с компенсацией потери (уменьшения) дохода в результате: полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильцев или работы (пособия по безработице, компенсации затрат на переквалификацию и прочие выплаты безработным). Денежные социальные выплаты дополняются полностью или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов. Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваться периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат может зависеть от законодательно устанавливаемого минимума душевого дохода или заработной платы. Социальные трансферты могут принимать форму налоговых скидок. Все социальные выплаты оформляются в систему социального страхования и социального обеспечения, дополненную государственной благотворительностью. Известны различные варианты сочетания государственной и частной ветвей социальных выплат. [3, с.213-214]

    Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Трудовая активность проявляется в повышении степени использования резервов труда, росте занятости и производительности труда; предпринимательская – отражена объемом и структурой инвестиций. Будучи объективно взаимосвязанными, эти формы деятельности осуществляются в каждый данный момент разными субъектами, имеющими разные мотивационные модели поведения. В результате система государственного регулирования должна одновременно поддерживать доходы и создавать стимулы повышения деловой активности всех рыночных субъектов.

    Важной  особенностью политики распределения  доходов в переходных условиях должен быть переход к системе социального  партнерства.

    Социальное  партнерство – это система и механизм регулирования противоречий между социальными группами в части перераспределения доходов, на основе принципов партнерства и компромисса. Эта система родилась как долгожданная реакция на длительно сотрясавшие рыночную экономику разных стран  забастовки, стачки и т.п. К середине ХХ века принцип социального партнерства получил международное признание и был закреплен в Конвенции Международной Организации Труда (МОТ).

    Социальное  партнерство имеет три уровня своей реализации: общенациональный, отраслевой и первичный (предприятия). На каждом уровне переговорно-договорный процесс завершается в форме Соглашения (генерального, отраслевого, коллективного). При умелой организации и соблюдении соответствующих принципов система социального партнерства, как показал международный опыт, дает значимый позитивный эффект, что особенно важно для переходной экономики. [1, с. 582]

    Отметим, что социальное регулирование не является исключительной привилегией  государства, оно охватывает не только перераспределение доходов, но и  прочие показатели уровня жизни. Объектами социального регулирования являются охрана окружающей среды и защита прав потребителя. Социальное регулирование осуществляют субъекты хозяйствования, профсоюзы и прочие неправительственные организации.

    1. Политика  обеспечения занятости и социальных гарантий
 
 

    Вторая  структурная часть социальной политики – политика занятости – также отражает тяготы, деформации и проблемы переходного периода. Главная из них – безработица.

Информация о работе Социальная Политика Республики Буларусь