Социальная Политика Республики Буларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: сбор и анализ информации о предпосылках и непосредственном процессе формирования социальной политики Республики Беларусь, а также о современном состоянии белорусской социально - экономической системы, перспективах и проблемах ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 5
1.1 Социальная политика государства: понятие, принципы, основные функции 5
1.2. Государственное регулирование распределения доходов 8
1.3. Политика обеспечения занятости и социальных гарантий 10
1.4. Политика социальной защиты, защиты здоровья и экономической безопасности населения 13
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 18
2.1. Уровень жизни населения: понятие, сущность, система индикаторов 18
2.2. Индикаторы уровня жизни населения, их структура и методика расчета 21
ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27
3.1. Приоритетные направления социальной политики Республики Беларусь 27
3.2. Анализ динамики показателей уровня жизни населения за 2006-2008 г.г. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список использованных источников 42

Работа содержит 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

    Для характеристики концентрации ресурсов используется также коэффициент (индекс) Джини. Этот коэффициент является наиболее часто используемым измерителем различия в распределении дохода (располагаемых ресурсов) в обществе. Этот показатель применяется в Республике Беларусь для характеристики степени неравномерности распределения всей суммы доходов (располагаемых ресурсов) между отдельными группами населения (квинтильными группами).

    Величина  индекса (коэффициента) Джини может  колебаться от 0 до 1. Если он равен 0, то в обществе нет неравенства. Если коэффициент Джини равен 1, то весь доход принадлежит богатейшей части общества. Следовательно, чем ближе величина этого коэффициента к 1, тем более неравномерно распределены ресурсы в обществе. [1, с.594-596]

    Кроме изложенных выше показателей для международных сопоставлений применяется индекс развития человеческого потенциала, рассмотренный выше. Далее рассмотрим показатели первого блока – денежные доходы населения.

 

     ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3.1. Приоритетные направления социальной политики Республики Беларусь

 
 

    Социальная  политика Республики Беларусь, ориентированная в перспективе на повышение уровня жизни народа, его постепенное приближение к стандартам европейских государств, должна преодолеть наследие прошлого - негативное в социальной политике, сложившейся в республике в 80-е годы. [10, с.53]

    Социальная  политика Республики Беларусь на современном этапе отождествляется с деятельностью государства по повышению уровня жизни населения, удовлетворению его потребностей в материальных благах и ограничивается исключительно сферой потребления. Постепенно содержание социальной политики республики меняется. Ее главными направлениями должны становится повышение трудовой мотивации и стабилизации уровня жизни населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа. Главная цель социальной политики при переходе к рыночной экономике - создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.

    По  мере развития рыночных отношений в республике, частной и государственной форм собственности сфера государственного воздействия на социальные процессы сужается, его многие функции - переходить к негосударственным структурам. Этот процесс достаточно сложный и длительный, а основная ответственность за развитие социальной сферы, обеспечение социальной защиты человека и впредь будет лежать на государстве. [8, с. 24-25]

    Государственная социальная политика Республики Беларусь находит отражение в соответствующих программных и прогнозных документах. Основные показатели социально-экономического развития на 2006-2010 г.г. приведены в приложении В.

    Формирование  социально ориентированной рыночной экономики предполагает осуществление эффективной социальной политики. К числу особо важных проблем, требующих решения в периоде с 2006 по 2010 г.г., относятся:

  • обеспечение гарантий граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспеченности жильем;
  • нормализация демографической ситуации;
  • обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
  • создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы трудоспособного населения;
  • повышение жизненного уровня населения;
  • улучшение состояния и эффективное развитие отраслей социальной сферы. [10, с.13]

    Целями  дальнейшего совершенствования  оплаты труда являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций заработной платы.

    Реформирование  оплаты труда предусматривается  осуществлять с учетом необходимости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальной сферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное обеспечение) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан.

    Решение этих задач намечается обеспечить за счет:

  • среднегодовых темпов прироста реальных доходов населения в 2006–2010 гг. – 5–6%; реальной заработной платы –6–7%;
  • повышения доли оплаты труда в ВВП в 2010 г. – 60% против 42,1% в 2010 г. [9, с.17]

    Основная  цель социальной защиты – поддержка тех групп и слоев населения, которые оказались в наиболее неблагоприятных условиях и не могут своими силами улучшить собственное положение. Реформирование системы социальной защиты предполагается осуществить в два этапа.

    После 2005 г. завершено реформирование системы социальной защиты, предусматривающее разделение системы социального обеспечения на организационно самостоятельные подсистемы с разными источниками финансирования: социальное страхование и социальную помощь.

    Предполагается  создать комбинированную пенсионную систему, построенную на реализации трех уровней пенсионного обеспечения граждан. Первый уровень составят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета лицам, которые не приобрели права на пенсию в системе государственного социального (пенсионного) страхования. Второй уровень будет предусматривать обязательное пенсионное страхование (выплаты страховых пенсий должны обеспечиваться за счет текущих страховых взносов). Третий уровень – дополнительные профессиональные пенсионные системы – будет формироваться на накопительных принципах.

    Средняя пенсия должна составить в 2010 г. 50–60% от средней заработной платы. [11, с.43]

    Важной  задачей является создание эффективной  системы социальной помощи реально нуждающимся семьям и отдельным гражданам, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты. [10, с.14]

3.2. Анализ динамики показателей уровня жизни населения за 2006-2008 г.г.

 
 

    К числу основных факторов, определяющих сегодня демографическую ситуацию и качество человеческого потенциала Беларуси, в первую очередь следует отнести улучшение уровня жизни населения.

    Рассмотрим динамику показателей уровня жизни населения за 2006-2008 г.г.

    Реальная начисленная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) за 2006 г. увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. на 19,4%. В отраслях бюджетной сферы среднемесячная заработная плата в январе-августе 2006 г. составила 526 тыс., в том числе в августе - 529 тыс. руб. (247 долл. США).

    Наиболее высокий уровень средней заработной платы был отмечен на железнодорожном транспорте - 827 тыс. руб., в строительстве - 823, науке и научном обслуживании - 806, сфере физической культуры и спорта - 701 тыс. руб. (рис. 1).

    

    Рисунок 2. Средняя заработная плата по отдельным отраслям экономики в 2006г. [8] 

     На промышленных предприятиях средняя заработная плата составила 680 тыс. руб., что на 9% выше среднереспубликанского уровня оплаты труда. При этом на предприятиях швейной промышленности она равнялась 389 тыс. руб., текстильной - 451, деревообрабатывающей - 513, а на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности - 1444 тыс., черной металлургии,-1083, химической и нефтехимической - 903 тыс. руб., что в 2,1-1,4 раза выше, чем в среднем по промышленности. В сельском хозяйстве заработная плата составила 431 тыс. руб., что в 1,3 раза ниже, чем в среднем по стране.

    В 2006 г. сохранялись позитивные тенденции роста реального размера среднемесячной пенсии и ее покупательной способности. Реальный размер назначенной месячной пенсии в 2006 г. по сравнению с 2005 годом увеличился на 10,8% и составил 248,5 тыс. руб., или 108,6%о величины среднедушевого, минимального потребительского бюджета семьи пенсионеров. Несмотря на положительную динамику пенсий, достаток в основной массе пенсионеров страны невелик. [8. c.20]

    По сравнению с другими странами с переходной экономикой в Беларуси зафиксированы низкие показатели малообсспечснности (бедности) населения. В 2005 г. численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума в общей численности населения составила 12,7% и имела тенденцию к сокращению. В то же время количество жителей с уровнем располагаемых ресурсов ниже прожиточного минимума хотя и сокращается, но вес еще представляет значительную величину (по предварительным оценкам, на 1 сентября 2006 г. 0,9 млн. чел.).

    К важнейшим показателям, характеризующим уровень жизни населения, относятся денежные расходы и сбережения населения. В 2006 на покупку товаров и оплату услуг населением израсходовано 82% от общей суммы денежных расходов и сбережений, оплату налогов и добровольных взносов - 12,8, на накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, включая сальдо покупки-продажи иностранной валюты, - 5,2%. По-прежнему основную массу денежных доходов население тратит на покупку продуктов питания - 44,6% (с учетом алкогольных напитков - 47,1%); на одежду, обувь, ткани - 9,3; жилищно-коммунальные услуги - 9,1; товары домашнего обихода, мебель —6,5; транспорт и связь - 11,7; образование и культуру-4,7; здравоохранение - 2,7; прочие товары и услуги (табачные изделия, предметы личной гигиены и т.д.) - 8,9%. Согласно методологии ООН, структура потребительских расходов, в которой основная часть денежных средств населения уходит на продовольственные товары, свидетельствует о низком уровне жизни в стране.

    В целом динамика показателей роста доходов и расходов населения Беларуси за 2006 г. свидетельствует о последовательном и сбалансированном повышении уровня жизни.

    В 2007 г. осуществлялись целенаправленные меры по повышению уровня жизни населения, обеспечению роста реального содержания денежных доходов населения и заработной платы, снижению уровня малообеспеченности.

    В данном периоде сохранилась тенденция высоких темпов роста денежных доходов населения: за 8 месяцев 2007г. они увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. на 24,9%. реальные денежные доходы – на 16,2%. Среднемесячные денежные доходы на душу населения в 2007г. составили 477, тыс. руб. и превысили минимальный потребительский бюджет (МПБ) и 1,7, бюджет прожиточного минимума (БПМ )- в 2,6 раза.

    Наибольший рост доходов населения обеспечивался за счет повышения размеров различных социальных трансфертов, а также роста доходов от неучтенной предпринимательской деятельности, доля которых в структуре денежных доходов в 2007г. составила 20,4 и 18,9%.

    В 2007 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников составила 682.5 тыс. руб., в том числе в сентябре -713,4 тыс., в бюджетном секторе - соответственно 601,4 и 603,4 тыс. руб. (рис. 3). Рост номинальной заработной платы работников в среднем по республике за 2007 год по сравнению с 2006 г. составил 18,4% в бюджетном секторе экономики - 14,3%.[10, c.55]

      
 
 
 
 
 

    Рисунок 3. Номинальная средняя заработная плата по отраслям экономики за 2007 г. [8] 

    В 2007 г. в Республике Беларусь темпы роста номинальной начисленной заработной платы в большинстве отраслей экономики соответствовали прогнозным показателям 115,6-11 8,8%. В большинстве отраслей бюджетной сферы номинальная заработная плата в январе-августе оставалась ниже среднереспубликанского уровня: в здравоохранении - на 14.6%, в отрасли образования - на 22.5, в учреждениях культуры - на 23,4, искусства - на 17.7, социального обеспечения на 34.9% (рис. 4).

      
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 4. Номинальная среднемесячная начисленная  заработная плата работников бюджетной сферы. [8]

    На предприятиях и  организациях материального производства в среднем по Республике Беларусь поминальная начисленная заработная плата в 2007 превышала среднереспубликанский уровень.

    Покупательная способность номинальной начисленной заработной платы в сентябре 2007 г. не изменилась по сравнению с июнем 2007 г. и составила в среднем по республике около 2,5 набора товаров и услуг. входящих в минимальный потребительский бюджет.

    Реальная заработная плата в среднем по Республике Беларусь за девять месяцев 2007 г. увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. на 10% (прогноз на 2007 г. по отношению к 2006 г. - 109%).

    Показатели пенсионного обеспечения в 2007 г. соответствовали намеченным параметрам годового прогноза. [8. c.26]

    В сентябре 2007 г. произведен перерасчет трудовых пенсий с увеличением их размера в среднем на 7.5%. Среднемесячный размер пенсии по возрасту в январе-сентябре 2007 г по сравнению с соответствующим периодом 2006 г увеличился на 17,3%  и составил 295.2 тыс. руб. Средний размер пенсии по возрасту в сентябре составил 316 тыс. руб., ее реальное содержание в январе-сентябре возросло, по оценке, на 8,8% (по прогнозу - 7,8-8,7%).

Информация о работе Социальная Политика Республики Буларусь