Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:55, курсовая работа
Целью работы является: сбор и анализ информации о предпосылках и непосредственном процессе формирования социальной политики Республики Беларусь, а также о современном состоянии белорусской социально - экономической системы, перспективах и проблемах ее развития.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 5
1.1 Социальная политика государства: понятие, принципы, основные функции 5
1.2. Государственное регулирование распределения доходов 8
1.3. Политика обеспечения занятости и социальных гарантий 10
1.4. Политика социальной защиты, защиты здоровья и экономической безопасности населения 13
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 18
2.1. Уровень жизни населения: понятие, сущность, система индикаторов 18
2.2. Индикаторы уровня жизни населения, их структура и методика расчета 21
ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27
3.1. Приоритетные направления социальной политики Республики Беларусь 27
3.2. Анализ динамики показателей уровня жизни населения за 2006-2008 г.г. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список использованных источников 42
Для характеристики концентрации ресурсов используется также коэффициент (индекс) Джини. Этот коэффициент является наиболее часто используемым измерителем различия в распределении дохода (располагаемых ресурсов) в обществе. Этот показатель применяется в Республике Беларусь для характеристики степени неравномерности распределения всей суммы доходов (располагаемых ресурсов) между отдельными группами населения (квинтильными группами).
Величина индекса (коэффициента) Джини может колебаться от 0 до 1. Если он равен 0, то в обществе нет неравенства. Если коэффициент Джини равен 1, то весь доход принадлежит богатейшей части общества. Следовательно, чем ближе величина этого коэффициента к 1, тем более неравномерно распределены ресурсы в обществе. [1, с.594-596]
Кроме изложенных выше показателей для международных сопоставлений применяется индекс развития человеческого потенциала, рассмотренный выше. Далее рассмотрим показатели первого блока – денежные доходы населения.
Социальная политика Республики Беларусь, ориентированная в перспективе на повышение уровня жизни народа, его постепенное приближение к стандартам европейских государств, должна преодолеть наследие прошлого - негативное в социальной политике, сложившейся в республике в 80-е годы. [10, с.53]
Социальная политика Республики Беларусь на современном этапе отождествляется с деятельностью государства по повышению уровня жизни населения, удовлетворению его потребностей в материальных благах и ограничивается исключительно сферой потребления. Постепенно содержание социальной политики республики меняется. Ее главными направлениями должны становится повышение трудовой мотивации и стабилизации уровня жизни населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа. Главная цель социальной политики при переходе к рыночной экономике - создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.
По мере развития рыночных отношений в республике, частной и государственной форм собственности сфера государственного воздействия на социальные процессы сужается, его многие функции - переходить к негосударственным структурам. Этот процесс достаточно сложный и длительный, а основная ответственность за развитие социальной сферы, обеспечение социальной защиты человека и впредь будет лежать на государстве. [8, с. 24-25]
Государственная социальная политика Республики Беларусь находит отражение в соответствующих программных и прогнозных документах. Основные показатели социально-экономического развития на 2006-2010 г.г. приведены в приложении В.
Формирование
социально ориентированной
Целями дальнейшего совершенствования оплаты труда являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций заработной платы.
Реформирование оплаты труда предусматривается осуществлять с учетом необходимости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальной сферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное обеспечение) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан.
Решение этих задач намечается обеспечить за счет:
Основная цель социальной защиты – поддержка тех групп и слоев населения, которые оказались в наиболее неблагоприятных условиях и не могут своими силами улучшить собственное положение. Реформирование системы социальной защиты предполагается осуществить в два этапа.
После 2005 г. завершено реформирование системы социальной защиты, предусматривающее разделение системы социального обеспечения на организационно самостоятельные подсистемы с разными источниками финансирования: социальное страхование и социальную помощь.
Предполагается
создать комбинированную
Средняя пенсия должна составить в 2010 г. 50–60% от средней заработной платы. [11, с.43]
Важной задачей является создание эффективной системы социальной помощи реально нуждающимся семьям и отдельным гражданам, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты. [10, с.14]
К числу основных факторов, определяющих сегодня демографическую ситуацию и качество человеческого потенциала Беларуси, в первую очередь следует отнести улучшение уровня жизни населения.
Рассмотрим динамику показателей уровня жизни населения за 2006-2008 г.г.
Реальная начисленная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) за 2006 г. увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. на 19,4%. В отраслях бюджетной сферы среднемесячная заработная плата в январе-августе 2006 г. составила 526 тыс., в том числе в августе - 529 тыс. руб. (247 долл. США).
Наиболее высокий уровень средней заработной платы был отмечен на железнодорожном транспорте - 827 тыс. руб., в строительстве - 823, науке и научном обслуживании - 806, сфере физической культуры и спорта - 701 тыс. руб. (рис. 1).
Рисунок
2. Средняя заработная плата по отдельным
отраслям экономики в 2006г.
[8]
На промышленных предприятиях средняя заработная плата составила 680 тыс. руб., что на 9% выше среднереспубликанского уровня оплаты труда. При этом на предприятиях швейной промышленности она равнялась 389 тыс. руб., текстильной - 451, деревообрабатывающей - 513, а на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности - 1444 тыс., черной металлургии,-1083, химической и нефтехимической - 903 тыс. руб., что в 2,1-1,4 раза выше, чем в среднем по промышленности. В сельском хозяйстве заработная плата составила 431 тыс. руб., что в 1,3 раза ниже, чем в среднем по стране.
В 2006 г. сохранялись позитивные тенденции роста реального размера среднемесячной пенсии и ее покупательной способности. Реальный размер назначенной месячной пенсии в 2006 г. по сравнению с 2005 годом увеличился на 10,8% и составил 248,5 тыс. руб., или 108,6%о величины среднедушевого, минимального потребительского бюджета семьи пенсионеров. Несмотря на положительную динамику пенсий, достаток в основной массе пенсионеров страны невелик. [8. c.20]
По сравнению с другими странами с переходной экономикой в Беларуси зафиксированы низкие показатели малообсспечснности (бедности) населения. В 2005 г. численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума в общей численности населения составила 12,7% и имела тенденцию к сокращению. В то же время количество жителей с уровнем располагаемых ресурсов ниже прожиточного минимума хотя и сокращается, но вес еще представляет значительную величину (по предварительным оценкам, на 1 сентября 2006 г. 0,9 млн. чел.).
К важнейшим показателям, характеризующим уровень жизни населения, относятся денежные расходы и сбережения населения. В 2006 на покупку товаров и оплату услуг населением израсходовано 82% от общей суммы денежных расходов и сбережений, оплату налогов и добровольных взносов - 12,8, на накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, включая сальдо покупки-продажи иностранной валюты, - 5,2%. По-прежнему основную массу денежных доходов население тратит на покупку продуктов питания - 44,6% (с учетом алкогольных напитков - 47,1%); на одежду, обувь, ткани - 9,3; жилищно-коммунальные услуги - 9,1; товары домашнего обихода, мебель —6,5; транспорт и связь - 11,7; образование и культуру-4,7; здравоохранение - 2,7; прочие товары и услуги (табачные изделия, предметы личной гигиены и т.д.) - 8,9%. Согласно методологии ООН, структура потребительских расходов, в которой основная часть денежных средств населения уходит на продовольственные товары, свидетельствует о низком уровне жизни в стране.
В целом динамика показателей роста доходов и расходов населения Беларуси за 2006 г. свидетельствует о последовательном и сбалансированном повышении уровня жизни.
В 2007 г. осуществлялись целенаправленные меры по повышению уровня жизни населения, обеспечению роста реального содержания денежных доходов населения и заработной платы, снижению уровня малообеспеченности.
В данном периоде сохранилась тенденция высоких темпов роста денежных доходов населения: за 8 месяцев 2007г. они увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. на 24,9%. реальные денежные доходы – на 16,2%. Среднемесячные денежные доходы на душу населения в 2007г. составили 477, тыс. руб. и превысили минимальный потребительский бюджет (МПБ) и 1,7, бюджет прожиточного минимума (БПМ )- в 2,6 раза.
Наибольший рост доходов населения обеспечивался за счет повышения размеров различных социальных трансфертов, а также роста доходов от неучтенной предпринимательской деятельности, доля которых в структуре денежных доходов в 2007г. составила 20,4 и 18,9%.
В 2007 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников составила 682.5 тыс. руб., в том числе в сентябре -713,4 тыс., в бюджетном секторе - соответственно 601,4 и 603,4 тыс. руб. (рис. 3). Рост номинальной заработной платы работников в среднем по республике за 2007 год по сравнению с 2006 г. составил 18,4% в бюджетном секторе экономики - 14,3%.[10, c.55]
Рисунок
3. Номинальная средняя заработная плата
по отраслям экономики за 2007 г.
[8]
В 2007 г. в Республике Беларусь темпы роста номинальной начисленной заработной платы в большинстве отраслей экономики соответствовали прогнозным показателям 115,6-11 8,8%. В большинстве отраслей бюджетной сферы номинальная заработная плата в январе-августе оставалась ниже среднереспубликанского уровня: в здравоохранении - на 14.6%, в отрасли образования - на 22.5, в учреждениях культуры - на 23,4, искусства - на 17.7, социального обеспечения на 34.9% (рис. 4).
Рисунок 4. Номинальная среднемесячная начисленная заработная плата работников бюджетной сферы. [8]
На предприятиях и организациях материального производства в среднем по Республике Беларусь поминальная начисленная заработная плата в 2007 превышала среднереспубликанский уровень.
Покупательная способность номинальной начисленной заработной платы в сентябре 2007 г. не изменилась по сравнению с июнем 2007 г. и составила в среднем по республике около 2,5 набора товаров и услуг. входящих в минимальный потребительский бюджет.
Реальная заработная плата в среднем по Республике Беларусь за девять месяцев 2007 г. увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. на 10% (прогноз на 2007 г. по отношению к 2006 г. - 109%).
Показатели пенсионного обеспечения в 2007 г. соответствовали намеченным параметрам годового прогноза. [8. c.26]
В сентябре 2007 г. произведен перерасчет трудовых пенсий с увеличением их размера в среднем на 7.5%. Среднемесячный размер пенсии по возрасту в январе-сентябре 2007 г по сравнению с соответствующим периодом 2006 г увеличился на 17,3% и составил 295.2 тыс. руб. Средний размер пенсии по возрасту в сентябре составил 316 тыс. руб., ее реальное содержание в январе-сентябре возросло, по оценке, на 8,8% (по прогнозу - 7,8-8,7%).