Социальная Политика Республики Буларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: сбор и анализ информации о предпосылках и непосредственном процессе формирования социальной политики Республики Беларусь, а также о современном состоянии белорусской социально - экономической системы, перспективах и проблемах ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 5
1.1 Социальная политика государства: понятие, принципы, основные функции 5
1.2. Государственное регулирование распределения доходов 8
1.3. Политика обеспечения занятости и социальных гарантий 10
1.4. Политика социальной защиты, защиты здоровья и экономической безопасности населения 13
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 18
2.1. Уровень жизни населения: понятие, сущность, система индикаторов 18
2.2. Индикаторы уровня жизни населения, их структура и методика расчета 21
ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27
3.1. Приоритетные направления социальной политики Республики Беларусь 27
3.2. Анализ динамики показателей уровня жизни населения за 2006-2008 г.г. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список использованных источников 42

Работа содержит 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

    При этом под политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. А занятостью считается такая деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту заработок (доход). [7, с.316]

    Опираясь  на выработанные принципы, государство  может использовать два типа регулирующего  воздействия для реализации конкретной программы в сфере занятости:

  1.   пассивный;
  2.   активный.

    Активный тип регулирования занятости отличается тем, что государство оказывает влияние не на последствия происходящего, а на само явление – на состояние рынка труда. При этом могут использоваться два основных метода воздействия.

    Первый  метод – повышение спроса на рабочую силу, что осуществляется двумя основными способами: 1) общеэкономическим; 2) созданием нетипичной занятости. [6, с.90-91]

    Общеэкономическими  мерами увеличения спроса на рабочую силу служат:

  • расширение свободы работодателей в решении вопросов занятости;
  • льготное налогообложение там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу;
  • кредитные льготы тем работодателям, которые повышают спрос на рабочую силу;
  • установление дотаций при обеспечении занятости для групп лиц с низкой конкурентоспособностью (инвалиды, молодежь).

    Меры  по созданию нетрадиционной занятости включают в себя:

  • общественные работы;
  • надомные работы;
  • занятость по вызову и др. [4, с.201]

    Второй  из методов, составляющих активный тип регулирования  занятости, представлен мерами по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда. Эти меры состоят в следующем:

  • расширение государственных и поддержка негосударственных программ по подготовке кадров как общеобразовательной, так и профессиональной;
  • повышение пособий и сроков отпуска по уходу за малолетними детьми как средство оттока рабочей силы с рынка труда;
  • введение учебных и творческих отпусков, что содействует сокращению предложения рабочей силы сегодня, но обеспечивает более высокую ее продуктивность завтра.

    Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны МОТ (Конвенция № 142). [1, с. 587]

    Следующей структурной частью социальной политики является политика социальных гарантий, под которой понимается совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума условий, достаточных для жизнедеятельности членов общества.

    Социальные  гарантии – это комплекс социально–экономических и правовых условий, обеспечивающих право членов общества в производстве, распределении, потреблении. Основными элементами системы социальных гарантий выступают: меры по формированию, поддержке, развитию и реализации способностей человека, меры регулирования источников и величины доходов; обеспечение равного доступа к рынкам товаров и услуг; соблюдение обоснованных нормативов использования социальных фондов.

    Главной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты, под которыми понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.

    Важную  роль при многообразии форм собственности  и хозяйствования должны играть социальные гарантии основных прав человека в сфере труда. Экономика требует наряду с целевой поддержкой социально незащищенных групп населения государственных гарантий в определенных областях и в определенном объеме для всего или большинства населения страны. Нормы трудового законодательства (прием и увольнение, продолжительность рабочей недели, порядок предоставления и размер отпусков, регулирование трудовых споров и конфликтов) должны распространяться на всех наемных работников независимо от форм собственности и хозяйствования предприятий и организаций. [12, с.308]

    Система социальных гарантий, кроме названных  выше форм, включает в себя также  социальные гарантии равного доступа к государственной бесплатной системе образования, к социальным и культурным благам данного общества, к рынкам товаров и услуг, к средствам экологической безопасности.

    Таким образом, политика, основанная на реализации системы социальных гарантий, должна быть научно обоснованной и выверенной. Вышедшие за определенные рамки социальные гарантии могут, с одной стороны, убавлять или даже убивать стимулы социальной, в том числе экономической активности, и множить иждивенчество, а с другой стороны, расширять слои бедных со всеми последствиями этого.

    1. Политика  социальной защиты, защиты здоровья и  экономической безопасности населения
 
 

    Следующая структурная составляющая социальной политики – политика социальной защиты. Это система принципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулирования социально–экономических условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска. [6, с.213]

    Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, инвалидность, последствия возраста, смерть кормильца и т.п.).

    Для проведения политики социальной защиты создается и развивается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам. [7, с. 324]

    Главными  принципами, которые лежат в основе политики социальной защиты, являются:

  • гуманность;
  • всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально–демографическим слоям и группам населения;
  • адресность защиты;
  • гибкость системы;
  • интеграция различных частей в единую систему;
  • надежность ресурсного обеспечения проводимых мер.

    Социальная  защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и т.д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов и т.п. [12, с. 316]

    Методы  социальной защиты представляют на практике большое разнообразие, притом в связи  с изменением социальной ситуации, особенно в переходных условиях, могут появляться все новые. Основными методами, используемыми в переходный период, являются следующие:

    Социальная  помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной формах на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы и т.п.).

    Социальное  страхование – система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов социальной услуги от размеров сделанных взносов. Притом эта система может быть как государственной, так и частной.

    Социальное  попечительство – метод социальной защиты, при котором помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью (например, в случае, когда дети остались без родителей).

    Социальная  поддержка – способ социальной защиты граждан, чьи доходы оказались ниже установленного прожиточного минимума.

    Социальное обслуживание – система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию. В такой ситуации используются и методы оказания социально–медицинских услуг на дому, и социально–бытовые услуги, и услуги реабилитационного характера.

    Однако  условия и особенности переходного  периода, когда резко усиливается  поляризация доходов и положения  населения, нарастает распространенность бедности, когда на фоне социальных стрессов резко ухудшается здоровье населения, требуют усиления системы социальной защиты. [4, с.145-146]

    Политика  защиты здоровья и экологической  безопасности населения – еще одна составляющая социальной политики, кстати, еще не выделяемая в самостоятельную ни теоретически, ни практически.

    Две крупнейшие социальные проблемы: 1) тенденция депопуляции населения страны в переходных условиях и 2) растущая опасность экологической катастрофы – при их соединении способны поставить историческую «точку» не только в решении задач переходного этапа, но и в самом существовании населения страны, региона и даже Земли в целом.

    Главными  причинами депопуляции являются снижение рождаемости с одновременным  ростом смертности населения. Причем, по заключениям специалистов, последний  фактор действует на 1/3 сильнее первого. Рост смертности обусловлен, в свою очередь, следующим:

  • ухудшением здоровья в связи с ухудшением экономического положения людей;
  • длительным социальным стрессом;
  • ростом заболеваемости тяжелыми болезнями (сердечно–сосудистые, онкологические, туберкулез, гепатиты, психические и т.д.);
  • ростом младенческой смертности;
  • повышенной смертностью мужского населения неестественной этиологии (алкоголизм, наркомания, самоубийства и т.д.).

    К тому же следует учесть, что каждый человек как личность, как совокупность способностей уникален. Поэтому потери населения становятся безвозвратными для страны и, как свидетельствует история, они долгим «эхом» отзываются потом на судьбе народов. Без населения, без его активной поддержки никакие переходные задачи, особенно трансформационного типа, просто неосуществимы.

    Это же можно сказать и об экологической  безопасности. Если ее не обеспечить (если дышать людям нечем и питьевой воды нет) – социально – экономическая  перестройка обречена на провал. [14, с.241-243]

    Вот почему защита здоровья населения и обеспечение его экологической безопасности должны стать еще одной, притом важнейшей составной частью социальной политики государства в переходный период. Однако особенности переходного периода и слишком высокая цена неудач социальной политики в это время выдвигают важнейшую общую задачу – научную разработку социальной стратегии. Социальная стратегия – это внутренняя, общая и долговременная основа всей социальной политики.

    Чтобы социальная стратегия переходного  периода была способна  выполнить  свои функции, она должна устойчиво опираться на ряд общих принципов, учитывающих специфику переходного периода. Основными из них можно назвать следующие:

  • принцип сочетания социальной защиты, социальной поддержки и социального либерализма в связи с разной степенью социальной адаптации разных слоев населения к переходным условиям;
  • принцип сочетания предпринимательской и трудовой мотивации  всех слоев населения, что обеспечивается ростом престижа образованности и профессионализма, вертикальной мобильностью и, что особенно важно,  соответствующей системой оплаты труда;
  • принцип сочетания государственной и негосударственной общественной благотворительной деятельности, опирающейся на общие ценности человеческой солидарности, доброты и взаимопомощи;
  • принцип маятниковости, при котором возможна и необходима смена приоритетов социальной политики, ее гибкая реакция на быстрые смены ситуаций в переходный период в условиях общей недостаточности финансовых средств. [12, с.330]

    Весьма  непростые усилия по разработке и  реализации строго выверенной социальной стратегии и социальной политики окупятся величайшей ценностью переходного этапа – социальной устойчивостью общества.

Информация о работе Социальная Политика Республики Буларусь