Социальная политика госудасртва в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение социальной политики государства в рыночной экономике на примере России.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть функции и направления социальной политики;
- выявить проблемы социальной сферы России;
- предложить приоритетные направления реализации социальной политики России на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1. Функции и направления социальной политики…………………………….
2. Проблемы социальной сферы России………………………………………..
3. Приоритетные направления реализации социальной политики России
на современном этапе……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Социальная политика госудасртва в рыночной экономике -исправл.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Реформа здравоохранения имеет два тесно связанных между собой направления.

Первое направление касается организации и реорганизации здравоохранения как отрасли на базе новых медицинских технологий. Характер медицинского учреждения существенным образом зависит от места его расположения: крупный городской центр, малый город или село. Не решена задача внедрения не только новых технологий лечения, но и новых технологий организации здравоохранения, типа «семейный доктор», дневной стационар и т.д.

Второе направление реформирования здравоохранения касается финансовой стороны деятельности его учреждений. Главный принцип реформы здесь состоит в том, что существуют и должны существовать три источника финансирования здравоохранения, каждый из которых имеет строго целевое назначение:

- государственный бюджет, обеспечивающий минимальные социальные гарантии в области охраны здоровья, необходимую реорганизацию системы здравоохранения и развитие науки с целью создания новых медицинских технологий;

- обязательное медицинское страхование, обеспечивающее потребление основного объема медицинских услуг;

- прямые затраты населения (платные услуги), включая различные эксклюзивы.

Реформа образования  должна проводиться с учетом принципа «не навреди». Главного внимания требуют организационно-технические условия осуществления образования, особенно эхто касается учреждений, обеспечивающих общую среднюю школьную подготовку на селе и в малых городах страны.

Нуждается в специальном  внимании среднее профессиональное образование, которое должно готовить специалистов, способных встраиваться в новые и новейшие технологии. Реструктуризация высшего образования имеет своей целью готовить  профессионалов высшей квалификации, совмещающих обучение с осуществлением научно-исследовательских работ. Финансирование образования должно иметь три источника: государственный бюджет (преимущественно регионального уровня), предприятия, которые готовят для себя рабочую силу необходимой квалификации, и граждане, выбирающие платные формы обучения.

Государство в лице своих законодательных органов определяет минимальную образовательную «корзину», доступ к которой имеет каждый гражданин страны.

Практическое претворение  в жизнь социальных реформ определяет три особенности алгоритма их реализации:

- главное условие успешности реформ – это системность и взаимосвязь с общей стратегией социальной политики;

- корневой составляющей всех ее сегментов является трансформация модели заработной платы;

- в условиях чудовищной поляризации идеология социальных реформ не может не иметь перераспределительного характера, реализуемого через налоги и социальное страхование.

Функцией долгосрочной социально-экономической политики Правительства Российской Федерации  является последовательное поднятие степени  жизни населения на основе самореализации любого гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимости и культурных ценностей России, восстановления экономической и политической роли государства в мировом объединении. Достижение данной цели невозможно без раскрепощения общества, позволяющего включить его внутренние источники продвижения. В государстве обязано возобладать оптимистическое мировосприятие, обязано восстановиться почти целиком утраченное доверие между гражданами и страной, между гражданами и бизнесом, между бизнесом и властью.

Программа исходит из того, что динамичное продвижение  общества в немалой мере зависит  от системы ценностей, лежащих в  основе деятельности страны, экономических  субъектов и общественных организаций, в основе повседневной жизни всякого человека. Нашему обществу нужна обновленная система ценностей, отвечающая традициям России и требованиям современности: свобода, ответственность, доверие, высокая ценность человеческой личности. Собственной цели необходимо добиваться за свой счет и своими усилиями. Метод к процветанию - добросовестный труд, честная конкуренция, сознательная законопослушность [8].

В России уже заложен  прочный фундамент продуктивной системы ценностей: общество приняло  и поддержало частную собственность, демократические процедуры, политическую и экономическую свободу. Данная система ценностей эффективно работает лишь только тогда, когда есть доверие - доверие между гражданином и страной, между работником и работодателем, между хозяйствующими субъектами и между отдельными людьми. Доверие, в собственную очередь, обязано стать основой другого общественного договора, согласия активных сил общества по содержанию предлагаемых изменений, взаимным обязательствам общества и власти.

Масштаб проблем, с которыми столкнулась Россия, таков, что невозможно надеяться на решение их “сверху” либо тем более “сбоку” - какой-то сторонней силой. Данная цель под силу лишь только всей государстве в целом.

Прогресс достижим всего  лишь в итоге сообщества усилий власти и самого общества в работе создания государства, способной дать достойное существование собственным гражданам и тем самым занять достойное должность в мировом ассоциации. Программа заключается в том, так чтобы создать основы для появления другого общественного договора как механизма реализации Программы. Всего лишь таким образом возможно снять преграды на дороги общественного продвижения и создать стимулы для активизации деятельной рубрике населения.

Стержень свежего общественного  договора - приоритет гражданина над  страной. Человек, его права и интересы - насколько возможно; страна, гарант данных прав - насколько нужно. Самостоятельный человек, живущий и действующий в соответствии со собственными личными убеждениями и вместе в соответствии с твердыми моральными принципами общества, способный в достатке иметь семью, сможет осуществить нужную модернизацию государства.

В социальной политике нужно  завершить переход от патерналистской  к субсидиарной модели страны. Это  означает доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде в итоге, образования и здравоохранения; перераспределение социальных трат страны в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям; сокращение социального неравенства; предоставление гражданам шансов более высокого степени социального потребления за счет своих доходов.

Опыт продвижения европейской  цивилизации, к которой принадлежит  Россия, убедительно показал, что  преобладание распределительных функций  страны и пренебрежение к личной инициативе ведут к экономическому застою, политической апатии и гражданскому безразличию.

Принципиально важными  направлениями социальной политики в условиях модернизации экономики  становятся, во-первых, поддержка социально  уязвимых групп населения, во-вторых, инвестиции в продвижение человека, прежде в целом в образование, которое является необходимым условием конкурентоспособности нашей государства в глобальной, информационной, динамично развивающейся мировой экономике.

Трудность проблем и  глубина нужных преобразований требуют комплексного подхода к проведению реформы государственной власти, модернизации экономики и социальных преобразований. Для достижения цели Программы нужно равномерное развитие по данным направлениям, без данного будет невозможно создать реальную основу и механизм поступательного продвижения экономики и общества в целом.

Без реформирования систем государственного управления, судебной покровительства и правоохранительной деятельности, а как и федеративных отношений запрещено реализовать  огромную рубрика программы модернизации экономики -создание благоприятного инвестиционного климата, ответственную бюджетную политику и структурные реформы. В то же время, лишь в условиях свежего социального контракта, основанного на выполнении взаимных обязательств страны и общества, власть станет по-настоящему эффективной. Экономические реформы, структурная перестройка экономики, невозможна без создания эффективной системы социальной покровительства, а экономический рост останется иллюзорным без инвестиций в человеческий капитал - образование и здоровье граждан, науку и культуру. С свежий стороны, никакое существенное поднятие степени жизни граждан, снижение социального неравенства не станут реальными без экономического роста.

Страна не сможет реализовать  Программу продвижения только своими усилиями. Лишь только ответная реакция участников рынка, поднятие роли гражданского общества, выполнение гражданами собственных обязательств перед страной приведут к положительному итогу.

Сейчас Россия получила возможность на решительное экономическое обновление. Данный вероятность - в сложившемся сочетании позитивных факторов: политической стабильности, что касается благоприятной конъюнктуры внешних рынков, готовности людей воспринимать перемены.

Использовать данный вероятность, реализовать потенциал продвижения экономики и роста благосостояния наших граждан и есть функция социально-экономической политики Правительства. В случае если вероятность не будет использован, в случае если ближайшие годы не станут временем быстрых экономических перемен, экономическая отсталость государства станет непоправимой, что будет угрожать не лишь социальной стабильности, однако и существованию России как государства.

Все сказанное, как это  делается во всех развитых странах, позволит:

а) включить механизм перераспределения доходов в пользу бедных и наименее оплачиваемых;

б) возродить цивилизованные формы страхования основных социальных рисков, включая активное участие  застрахованного, что позволит осуществить  солидарность поколений;

в) снизить аномальную поляризацию в материальной обеспеченности отдельных групп населения; кстати (и это очень важно), уменьшение различий в оплате труда, в конечном счете, позволяет повысить ее уровень при меньшем фонде заработной платы как компоненты себестоимости, что будет способствовать интересам предпринимателя.

 

 

Заключение

 

В целом, следует констатировать: проведенное исследование продемонстрировало, что в России появились массовые слои населения, способные в благоприятных  социально-экономических условиях к самостоятельному решению своих насущных проблем. Но системной политики реформ социальной сферы, охватывающей все категории населения, не просматривается, как и не осуществляется в данной сфере эффективного администрирования. Вряд ли признаком такого администрирования можно считать одновременное начало сразу нескольких реформ, каждая из которых означает для большинства населения рост расходов на базовые социальные потребности. И это в условиях, когда почти две трети населения с трудом «сводят концы с концами». Поэтому начатые национальные проекты, как и другие реформы, направленные на решение действительно важных социальных проблем, у населения вызывают настороженность.

В данный момент для России необходимо создание новой модели социальной политики, и изучение опыта других стран имеет при этом огромное значение. Императивом для России, как представляется, являются наиболее общие направления социальной политики в развитых странах Запада и Востока, причем при более конкретном ее анализе предстоит по многим вопросам делать выбор между решениями, закрепленными в практике США, стран Западной Европы и Японии. Но надо и учитывать тот факт, что ни одну, даже, казалось бы, идеальную модель, разработанную в условиях другого государства, нельзя реализовать в России в неизмененном виде. Изучая опыт других стран необходимо выявлять основные направления социальной политики и, исходя из них, следует разрабатывать соответствующую российским условиям концепцию социальной политики, которая смогла бы решить множество существующих проблем.

В последнее время отмечается рост российской экономики и увеличение доходов российских граждан, на основании чего часто делаются выводы относительно улучшения социально-экономического положения в стране. Однако, при детальном изучении российского социума оказывается, что положение дел в социальной сфере не так однозначно, как кажется, а порой и просто тяжелое. Об этом свидетельствует социально-психологическое состояние россиян, характер проблем, с которыми сталкиваются наши сограждане, а также специфика их переживаний и страхов.

России предстоит разработать  и овладеть методами формирования и  реализации государственной социальной политики в условиях борьбы политических партий и движений, конкуренции программ. Задача достижения в обществе консенсуса на возможно более широкой основе, когда следует искать согласия по отдельным конкретным вопросам рационального курса социальной политики, остается актуальной.

Социальная политика может быть современной и гуманистичной  лишь тогда, когда она умело вбирает  в себя интересы классов и социальных групп, гармонизирует их и тем самым обеспечивает стабильность общества, уверенность людей в их завтрашнем дне, порождает оптимизм.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Вис Б. Важность социально-экономических и политических приобретений и потерь в реформах государства благосостояния //Журнал европейской социальной политики, 19/2009.
  2. Дадишев В.И. О путях России в будущее / В.И. Дадишев – М.: ИЭРАН. 2009. – 34 с.
  3. Дерябин О.М. Жилищные условия и имущество семей // Социс, №10, 2009. – С. 34-39.
  4. Захаров Н.Л. Управление социальным развитием организации / Н.Л. Захаров. – М.: Инфра-М, 2010.- 374 с.
  5. Йенс Албер. Что общего между государствами благосостояния в Европе и Америке и чем они различаются: факты и вымыслы в сравнениях социальных моделей Европы и США// Журнал европейской социальной политики, 20/2010.
  6. Кудров В. Национальная экономика России: Учебник. -2- изд., испр. и доп. / В. Кудров.- М.: Дело, 2008.-544с.
  7. Кудрявцев М., Миронин С., Скорынин М. Социальный кризис, социальные преобразования, социальные революции // http://www.analysisclub.ru/index.php?page=social&art=2040. Дата опубликования: 04.07.2011
  8. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 28 июня 2000 г.; Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. // Коммерсантъ. 2008. № 83. 12 мая
  9. Основы социальной работы: Учебник / Отв.ред. П.Д.Павленок. – М.: Инфра – М., 2008.- 282 с.
  10. Откуда возьмутся деньги на социальные реформы? // Комсомольская правда, 13 февраля, 2012. // http://kp.ru/daily/25833.5/2808010/
  11. Официальный сайт Министераства финансов Российской Федерации // http://www.minfin.ru/ru/
  12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
  13. Социальные льготы различных категорий граждан, Профиздат, М., 2009,- 127 с.
  14. Трубин В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации. М., 2008. – 339 с.
  15. Хадсон Дж., Кюнер Ш. На пути к производительному благосостоянию? Сравнительный анализ 23 стран OECD // Журнал европейской социальной политики, 19/2010.
  16. Ханин Г. 20-летие реформ в России: макроэкономические итоги / Г. Ханин, Д.Фомиид // ЭКО. -2009.-№1.- С.42-62.
  17. Хейфец Б.А. Деловая политика России / Б.А. Хейфец. – Научный эксперт, 2008. – 104с.
  18. Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие. М., Инфра-М. 2009. – 183 с.

Информация о работе Социальная политика госудасртва в рыночной экономике