Социальная политика госудасртва в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение социальной политики государства в рыночной экономике на примере России.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть функции и направления социальной политики;
- выявить проблемы социальной сферы России;
- предложить приоритетные направления реализации социальной политики России на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1. Функции и направления социальной политики…………………………….
2. Проблемы социальной сферы России………………………………………..
3. Приоритетные направления реализации социальной политики России
на современном этапе……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Социальная политика госудасртва в рыночной экономике -исправл.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Практика строго государственной  организации здравоохранения в  дореформенное время имела ряд  существенных недостатков, главный  из которых – низкая эффективность отрасли с точки зрения здоровья нации как цели ее функционирования. Однако каждый гражданин, включая и сельских жителей, в любое время мог получить бесплатную необходимую медицинскую помощь. Сегодня прежняя система оказалась в значительной мере разрушенной, а новая пока не обрела сколько-нибудь определенных черт. При этом значение ее в обеспечении здоровья населения не повысилось, а бесплатность предоставления услуг чем дальше, тем больше сводится на нет. Она состоит прежде всего в том, что отрасли затрагивают и практически определяют состояние населения по параметрам его качества и человеческого капитала. Разумеется, за минусом тех 10% граждан, которые в громадных масштабах выиграли от реализации экономических реформ и совсем не нуждаются в социальном обеспечении, готовы купить весь комплекс услуг либо в России, либо за рубежом. Следовательно, отрасли социальной сферы касаются не менее 90% населения.

Точку зрения, что медицина должна частично оплачиваться из кармана  больного, сочетая в себе ОМС и ДМС (обязательное и добровольное медстрахование), лоббируют врачи и законодатели, аргументируя позицию мировым опытом. Однако, по разным данным, лишь 12-24% россиян могут заплатить за лечение полностью или частично, поэтому многие эксперты Минздрава склоняются к тому, что пока говорить об элементах платности по ОМС нереально [12].

Итог первых десяти лет XXI века в области здравоохранения  неутешителен: реформа ОМС стартовала с частичной оплачиваемости медицинских  услуг в 1999 году, а через 10 лет  пришла к бесплатности на бумаге и отсутствию ориентиров - стандартов оказания медуслуг. По факту медицина стала платной и менее доступной. По данным ВЦИОМа, 58% не могут оплатить услуги врача [12].

Несмотря на широко разрекламированный национальный проект "Здоровье", требующий капиталовложений, по уровню расходов на здравоохранение Россия занимает 112-114-е место в мире (3,9% ВВП) вслед за Марокко (5,3% ВВП) и Эквадором (3,9% ВВП). Между тем к 2018 году, по разным данным, от 30% до 40% трудовых ресурсов страны будут составлять люди старшего возраста, а они, по данным Росстата и Минздравсоцразвития, более чем на 45% хронически больны [12].

Как признают эксперты Института  народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, россияне среднего и старшего возраста находятся в непростом положении: в отсутствие закона об ОМС копить на лечение в зрелом возрасте рискованно, но и вековая модель - дети ухаживают за стареющими родителями - себя изживает. Одна из главных причин - число пожилых людей, которым требуется уход, превышает число молодых, способных его оказать. И эта тенденция в связи с ожидающимся падением рождаемости усугубится.

Следующая проблема –  это проблема качества жизни.

Острота ее определяется, с одной стороны, масштабами, а  с другой – негативным воздействием на протекающие в обществе социально-экономические и демографические процессы, а именно: производительность и мотивацию труда, снижение здоровья, ухудшение образования, социальное поведение и нравственные ценности.

По качеству жизни, оцениваемому по стандартам прожиточного минимума, разрыву в доходах и уровню пенсионного обеспечения, Россия оказалась в середине списка - на 50-м месте. Как признают эксперты ООН и Института социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН, страна победила крайнюю бедность 1990-х, но о коренном переломе говорить не приходится.

Ученые и официальная  статистика расходятся в определении  масштабов бедности: Росстат дает плавающую цифру в 19-24%, ученые настаивают на 50-60% [12].

По данным Росстата, в  стране 25 млн. человек с доходами ниже прожиточного минимума. Но в определении бедности надо учитывать не только минимальную потребительскую корзину (еда и одежда), но и другой минимум - обеспечение жильем. В результате исследований экспертиза ИСЭПН РАН пришла к заключению, что жилье около 60% семей нуждается в капитальном ремонте [12].

Максимальный разрыв в доходах - соотношение между  средним уровнем доходов 10% самых  богатых и 10% самых бедных - в середине 1990-х составлял 14-15 раз и сегодня, по данным ИСЭПН РАН, сохраняется  на том же уровне и имеет тенденцию к росту [12].

Острейшей проблемой  продолжает оставаться система пенсионного  обеспечения. По международным стандартам, нормальная пенсия - это 40% от средней  зарплаты. С 2002 года идет сокращение относительного размера пенсий: с уровня в 32% от средней заработной платы они упали почти до 25%. Основная проблема - демография: рост числа пенсионеров опережает рождаемость. И страховых взносов работающих (распределительная часть пенсии) на содержание пенсионеров скоро не хватит.

Далее, следующей проблемой  является проблема образования. По шкале доступности образования и его качеству составители международного рейтинга поставили Россию на хорошее 31-е место. Отечественное образование, за исключением гуманитарного, остается конкурентоспособным, но тоже сталкивается с проблемами. В то время, когда в ряде стран ЕС и БРИК высшее образование становится либо полностью, либо преимущественно бесплатным, в России бесплатный сектор высшего образования сужается, а школьное образование коммерциализируется [16, с. 44].

Просчеты государства в сфере  социальной политики ведут к росту  бедности и нищеты, деградации труда, маргинализации граждан с низким социальным статусом. Вместо постоянного  формирования среднего класса, являющегося  залогом политической и социальной стабильности, гармонизации рыночных отношений, происходит расширение слоев населения, устойчиво тяготеющих к социальным низам, что является и крайне опасным в политическом отношении, поскольку означает, что в российском обществе поддержка реформ ослабляется количественно и качественно, психологически и мотивационно.

Конечно, определенные меры, направленные на смягчение отрицательных последствий  резкого падения уровня жизни  и частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения, предпринимаются.  Хотя до сих пор в области социальной политики не определены и не разграничены действия государства, направленные на  выработку временных мер, адекватных переходному периоду, и стратегии социального развития на длительную перспективу. На всех властных уровнях все более остро осознаются недостаток гибкости, слабость сценарного прогнозирования и системного анализа социальных последствий принимаемых решений. Недостаточное внимание уделяется выработки принципов социальной политики, вытекающих из федерального устройства нашего государства, разграничению предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В немалой степени все это  связано с отсутствием национальной концепции социального государства, носящий сколько-нибудь целостный  характер, согласие в обществе по вопросу о приоритетах социальной политики на переходном этапе.

Острые дискуссии разворачиваются  по поводу и методов реализации социальной политики. Это не случайно, поскольку  от того, в каком объеме реализуются  права и свободы граждан, как гарантируется государственная поддержка слабозащищенных категорий, зависит, будет ли большинство населения заинтересовано в переменах.

Наиболее целесообразным для успешного  функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих трех блоках проблем.

- Общеметодологические подходы  к формированию социального государства;

- Регулирование занятости, рынка  труда, цены труда и заработной  платы;

- Социальная защита населения,  регулирование отношений в социальной  сфере.

В рамках первого блока можно выделить следующие основные моменты.

Во-первых, коренное изменение экономических  основ жизни общества, переход  от административно-командных к  рыночным экономическим моделям  требует радикального изменения  принципов социальной политики, подходов к их реализации.

Во-вторых, Российское государство  может стать действительно социальным, только если три его элемента –  эффективная экономика, сильная  власть (законодательная, исполнительная, судебная) и общественные институты (система социального партнерства, согласование интересов главных субъектов трудовых отношений) – будут постоянно и эффективно взаимодействовать.

В-третьих, коренная перестройка всей социальной сферы должна основываться на базовых принципах демократического социального государства:

    • приоритете прав человека и его основных свобод в сочетании с принципом индивидуальной ответственности гражданина за свое материальное благосостояние;
    • солидарности, обусловленной взаимосвязностью и взаимоответственностью общества и его членов;
    • оптимальной поддержки как непосредственно со стороны самого государства, так и со стороны свободных ассоциаций людей, способных во все большей степени брать на себя решение многих социальных задач.

В-четвертых, при разработке государственных  социальных программ должен доминировать перспективный, комплексный и социально ориентированный подход.

В-пятых, как показывает мировой  опыт, огромную роль играют усилия государства, направленные на становление среднего класса, адресную помощь неимущим и  прогрессивное налогообложение богатых.

Следует признать, что уровень ожиданий и требований общества к государству  сегодня значительно превышает  его возможности. В связи с  эти особое значение приобретают  информационно-пропагандистское обеспечение  социальных реформ, постоянное разъяснение гражданам изменившейся роли государства в социально-экономической жизни общества, конкретных параметров его ответственности, разграничения функций различных уровней власти в управлении социальной сферы; демонстрация политической и финансовой открытости государства.

Эффективная социальная политика не может быть не целостной: ни одну из ее задач нельзя отсечь или проигнорировать  без ущерба для развития страны. Однако целостность не только не отрицает, но и предлагает реализацию другого  принципа – выделение приоритетов с учетом остроты социально-политическим проблем.

В рамках второго блока проблем  центральное внимание уделяется  двум взаимосвязанным аспектам –  политике занятости и политике доходов.

Важнейшее направление активной политики занятости – ускорение адаптации населения к требованиям рынка, развитие инфраструктуры рынка труда, системы подготовки кадров и т.д. На первый план выдвигаются проблемы совершенствования структуры занятости, диверсификация ее форм, способов реализации, недопущение массовой безработицы в масштабах России и постепенное оздоровление ситуации занятости в регионах, имеющих напряженность на рынке труда. Отсюда вытекает необходимость экспертизы всех федеральных целевых программ с точки зрения оценки их влияния на условия занятости по отраслям и в регионах.

Политика доходов включает в  себя разработку мер, влияющих на формирование цены труда, ее динамику, отраслевую и  региональную дифференциацию, в целях  стимулирования роста цены рабочей  силы и заработной платы, обеспечение  своевременной ее выплаты, ограничения чрезмерной ее дифференциации, сближения минимальной заработной платы и прожиточного минимума. Например, средняя зарплата в промышленности в несколько раз ниже, чем пособие по безработице в развитых странах, не говоря уже о зарплате бюджетников и работников сельского хозяйства. Связь этого аспекта социальной политики с занятостью очевидна, поэтому их следует решать одновременно [7].

Необходимо четко осознать, что  реальное управление трудовыми отношениями  и собственно трудом станет возможным только при соответствующем развитии социального партнерства, а эффективность реализуемых программ будет определяться совместными действиями государственных институтов (всех уровней и ветвей власти), общественных организаций трудящихся и предпринимательских структур.

Центр тяжести корректировки реформ должен сместиться, с одной стороны, на структурные преобразования в  сфере труда и социально-трудовых отношений, с другой, на обеспечение  реального приоритета отраслей социальной сферы (науки, образования, здравохранения, культуры), которые должны гарантировать воспроизводство работника, способного своим трудом обеспечит достойный уровень жизни.

Настоятельная необходимость разработки принципиальных подходов к решению  проблем, относящихся к третьему блоку, определяется не только тем фактом, что сегодня в социальной защите нуждается значительная часть россиян, но и тем обстоятельством, что действующая система гарантий и льгот не просто ведет к неэффективности государственных расходов на социальную помощь, но и вступает в противоречие с общим направлением реформирования социальных отношений. До сих пор в ней заложена определяющая роль государственных структур власти, федерального и местных бюджетов в сборе и распределении местных бюджетов. В рыночной экономике, как известно, основными регуляторами, обеспечивающими процессы воспроизводства, служат заработная плата и развитие системы социального страхования.

Представляется целесообразной дифференциация функционально ориентированных, взаимодополняющих  институтов социальной зашиты, которые обеспечивают:

- социальные гарантии, основанные  на принципах равенства возможностей, всеобщей доступности общенациональных  систем образования, здравоохранения  и социального страхования;

- социальную помощь наиболее  уязвимым и, в первую очередь нетрудоспособным категориям населения.

- социальное страхование: обязательное  – всего активного населения  страны за счет взносов работодателей  и работников, добровольное –  части трудозанятого населения  в порядке личной инициативы  работников и работодателей [7].

В настоящее время в России действует  около тысячи различных нормативных  актов, предусматривающих те или  иные виды социальных льгот, пособий, дотаций  и компенсационных выплат для  более чем 200 категорий граждан (ветераны, инвалиды, дети, безработные, учащаяся молодежь и т.д.). Различные доплаты получают почти 100 миллионов человек из 148 миллионов человек, или около 70% жителей России, в то время как доля действительно нуждающихся не превышает 30% населения.

Информация о работе Социальная политика госудасртва в рыночной экономике