Социальная политика госудасртва в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение социальной политики государства в рыночной экономике на примере России.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть функции и направления социальной политики;
- выявить проблемы социальной сферы России;
- предложить приоритетные направления реализации социальной политики России на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1. Функции и направления социальной политики…………………………….
2. Проблемы социальной сферы России………………………………………..
3. Приоритетные направления реализации социальной политики России
на современном этапе……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Социальная политика госудасртва в рыночной экономике -исправл.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Действующая система льгот и компенсаций крайне неэффективна. Значительная часть социальных трансфертов используется на поддержку тех групп населения, доходы которых выше прожиточного минимума. В нуждающиеся семьи попадает менее 20% средств, направленных на финансирование социальных выплат. Поэтому при значительных бюджетных средств, направляемых на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до конкретного человека, зачастую просто символична.

Таким образом, на фундаменте социальной доктрины с учетом сложившихся в обществе проблем формируются социальные стратегии на относительно продолжительный период времени, следование которым определяет текущую социальную политику. В любом случае, она направлена на решение социальных проблем и преодоление негативных явлений в обществе. Их выявление, оценка актуальности и остроты воздействия на общественную жизнедеятельность населения, ранжирование по силе влияния являются исходным пунктом конструирования социальной политики, а затем и создания конкретных программ действия.

Социальную политику необходимо направлять на решение приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.

В каком бы ракурсе мы не рассматривали социальную сферу даже при самом широком толковании, достаточно четко выделяются две острейшие интегральные проблемы, существенно блокирующие происходящие в обществе экономические преобразования. Одна проблема – бедность населения во всех формах своего проявления – «зоны бедности», «новые бедные», «экономическая бедность», «устойчивая бедность» - и глубокая поляризация общества. Вторая, не менее острая интегральная проблема – это разрушение отраслей социальной сферы, которые ориентированы на удовлетворение настоятельных потребностей населения.

 

3. Приоритетные направления реализации    социальной политики России на современном этапе

 

Следует отметить, что  Россия все пока обладает большим  потенциалом ускоренного продвижения. Огромный интеллектуальный капитал, созданные основы рыночных институтов, обширные природные ресурсы, главные элементы производственной и коммуникационной инфраструктуры, накопленные финансовые сбережения, - все эти факторы создают позитивные предпосылки для обновления государства. Основная назначение заключается в том, так чтобы ускорить данный процесс. В среднесрочной перспективе нужно предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми государствами, а в долгосрочной перспективе - восстановить и упрочить позиции России как одной из стран-лидеров мирового продвижения.

Предложим основные направления  решения социальных проблем в  России на ближайшее время.

К концу первого десятилетия  ХХI века необходимо перейти от прожиточного минимума (ПМ), обеспечивающего лишь выживание, к качественно новому минимальному потребительскому стандарту, гарантирующему расширенное воспроизводство населения. Среди специалистов этот минимум получил название социальный минимальный бюджет или, в соответствии с дореформенной терминологией, – минимальный потребительский бюджет (МПБ). Перевод социальных отраслей на рыночные рельсы требует «насыщения» ПМ за счет более высоких, чем сегодня, платежей по обязательному страхованию, а также полную оплату жилья и коммунальных услуг. И не только коммунальных. В таком случае ПМ получает структуру «полного бюджета прожиточного минимума» (ПБПМ), характерного для рыночных отношений. По экспертным оценкам ИСЭПН РАН, рыночный ПМ должен быть в 2-3 раза выше существующего сегодня ПМ, установленного в 2000 году в качестве критерия определения бедности [10].

ПМ (ПБПМ) определяет минимальную  оплату труда, минимальную пенсию, минимальные  пособия. Используя ПБПМ, получаем минимальную  «рыночную модель заработной платы». Только при таких условиях работник имеет адекватные позиции, выходя на рынок труда, и в полной мере включается в систему обязательного государственного страхования как базы социального обеспечения населения. Одновременно отрасли социальной сферы начинают функционировать в соответствии с рыночными принципами.

Основные направления  борьбы с бедностью определяются факторами ее формирования. Многочисленные исследования показывают, что существует три группы причин, от которых зависит  низкий и очень низкий уровень  семейных доходов, а, следовательно, и прямое их попадание в слой бедняков и маргиналов. Главным оказывается уровень оплаты труда, что и не удивительно, т.к. заработная плата, включая скрытую (по данным Госкомстата), в доходах населения составляет основную часть – 66%. Между тем уровень оплаты труда запредельно низок: 30% работников получает заработок ниже ПМ, а 60% - имеют уровень, не покрывающий ПМ работника и его ребенка. Это – прямые кандидаты в группу бедности. Нельзя забывать, что минимальный заработок сегодня составляет лишь одну треть от ПМ, и с этой суммы еще вычитают подоходный налог в 13% [10].

Чтобы преодолеть бедность, как бы кому-то это не нравилось, придется высокими темпами поднимать  заработную плату, особенно ее минимальный  уровень, и прочие заработки тоже, - без этого бедность в России преодолеть невозможно. Это – первое.

Российские либералы, поддерживая теперь (раньше они в  упор не видели этой проблемы) идеи улучшения  жизненного уровня населения, публично подчеркивают, что бедность можно  преодолеть, если человек работает, получает «хорошие деньги», а вместе с ними – свободу покупать любые товары и потреблять различные услуги. При этом наши «теоретики» отвлекаются от того непреложного факта, что две трети работников получают заработную плату ниже 2ПМ, а миллионы вообще не могут добиться того, чтобы иметь уже заработанное. В первую группу причин включается и безработица, которая, уменьшаясь по масштабам, все-таки имеет в России высокий уровень при низкой величине пособий.

Вторая группа факторов бедности – это неприемлемый уровень пенсий не только по возрасту, но и при потере кормильца, по инвалидности, других пособий аналогичного типа, которые, прежде всего, касаются детей. Известно, что средняя, но не минимальная пенсия только в текущем году достигла прожиточного минимума нетрудоспособного. Но эта величина одновременно означает, что около трети пенсионеров получают от государства фактически лишь некоторое пособие по старости, а не заработанное в течение трудовой жизни материальное обеспечение.

Фундаментом социальных реформ является реструктуризация системы оплаты труда в направлении действительной реализации рыночных принципов в этой важнейшей сфере. Только при последовательном росте заработков можно обеспечить заинтересованность работника в более эффективном труде и реализовать постоянный рост его производительности. Повышение заработной платы обеспечивает выполнение ею основных функций – воспроизводственной, экономической, социальной.

Положительная динамика оплаты труда - фактически основа для  роста качественного потенциала рабочей силы и решения проблем социальной защиты одной трети российских семей, находящихся в бедности по причине низкой заработной платы. Увеличение заработков - главный фактор расширения покупательского спроса и внутреннего рынка, а вслед за ним – развития производства и подъема экономики. Форд в свое время открыл это правило и позднее оно стало общепризнанным законом экономического роста.

Очевидно, что главный  источник средств, особенно, когда речь идет об оплате труда в бюджетной  сфере и вообще об увеличении реальных доходов населения, это рост ВВП. Но здесь не должно быть излишних иллюзий и заблуждений. При существующих условиях распределения и чудовищной социальной поляризации, когда соотношение доходов «высших» и «низших» 10% составляет минимум 15 раз и не хочет уменьшаться, положительная динамика средних макропоказателей - слишком слабое свидетельство основы преодоления бедности. Рост средних доходов населения сегодня означает, прежде всего увеличение состояния «верхних» 10-15%, в то время как у остального населения наблюдается, если не снижение, то замораживание реальных поступлений [10].

Социальные реформы  в области оплаты труда включают три взаимосвязанных компоненты:

- динамику прожиточного минимума с целью включения в него не только традиционного потребительского набора, но более высоких налогов, социальных взносов, полной оплаты жилья и коммунальных услуг;

- радикальное повышение гарантированного минимума оплаты труда и ее средней величины, с учетом изменения «структуры» расходов заработной платы, включая состав обязательные платежи;

- существенное сокращение поляризации заработной платы [8].

Таким образом, реформа  оплаты труда представляет собой  одномоментное осуществление трех взаимосвязанных действий: повышение  заработной платы, снижение ее дифференциации и увеличение обязательных платежей. Сдвиги должны быть такими, чтобы достичь поставленных целей в контексте повышения жизненного уровня, но не нарушить важных соотношений на макро- и микроуровне между ростом заработной платы, увеличением производительности труда, доходов и эффективности экономической деятельности предприятий.

Первая составляющая трансформации касается радикальных перемен в оплате труда на основе существенного повышения ее уровня и прежде всего - гарантированного минимума. Минимальная заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета, который должен включать существенную социальную компоненту.

Вторая составляющая реструктуризации оплаты труда служит сбалансированности интересов работника и работодателя. Повышение уровня заработной платы вместе с ростом налогов и обязательных платежей по социальному страхованию, которые производит работник, совмещается с уменьшением налогов и платежей социального характера работодателем. Сегодня  предприниматель (работодатель) более одной трети к фонду оплаты труда выплачивает в виде социального налога. Это осложняет его экономическое положение, и он стремится часть заработной платы увести в «тень». Но и работник в такой ситуации проигрывает, т.к. его пенсионное обеспечение определяет уровень «открытой» заработной платы. Однако выплаты в страховые фонды, осуществляемые работодателем, есть не что иное, как часть оплаты труда. Поэтому начисления на ее фонд целесообразно разделить таким образом, что одну треть работодатель, как и прежде, выплачивал в социальные фонды, а две трети – работнику, увеличивая заработки. Из этой «прибавки» у работника часть уйдет на налоги и обязательные страховые взносы за социальные и профессиональные риски; главное, что уровень этих вычетов из заработка будет различным для низко-, средне- и высокооплачиваемых. Подобный подход будет способствовать снижению дифференциации в оплате труда, т.к. чем ниже заработная плата, тем выше должен быть ее прирост, и – наоборот. Таким образом, происходит некоторый «размен» между предпринимателем и работником, в результате которого увеличивается заработок не только номинальный, но и фактический, а также подоходный налог с него; сумма социального налога останется в целом без особого изменения, но работник будет заинтересован вывести свой заработок из «тени», т.к. от этого зависит величина его страховок по всем видам риска.

Другой не менее важный источник увеличения среднего заработка  – государственный бюджет, особенно если это касается занятых в бюджетной сфере.

Третья составляющая реформирования оплаты труда требует, чтобы подоходный налог с физических лиц в условиях неоправданной поляризации не был основан на плоской шкале. Целесообразно установить четырехступенчатую шкалу подоходного налога с физических лиц: работники с заработком ниже и на уровне прожиточного минимума безоговорочно освобождаются от подоходного налога, работники с заработком ниже 2 ПМ платят минимальный налог в размере 10%, работники с заработком ниже 3 ПМ облагаются налогом среднего уровня – 15%, остальные – 20%-м налогом. Освобождение от подоходного налога заработной платы в размере ниже прожиточного минимума будет способствовать повышению доходов именно тех семей, которые находятся в бедственном положении. Подобный шаг соответствует решению генеральной задачи – повышение минимального заработка до величины прожиточного минимума. Разумеется, что подобная реструктуризация налогов возможна лишь при соответствующем повышении оплаты труда. Более высокие налоги предусматриваются не только в структуре прожиточного минимума, а, следовательно, и в структуре минимальной оплаты труда, но и соответственно в составе любого заработка. В конечном счете, существенно уменьшится доля налогов и обязательных платежей с производителя (предпринимателя). Масштабы и характер перераспределений проводятся с учетом интересов всех участников данного процесса: страхователей, страховщиков и застрахованных.

Для улучшения сложившейся  ситуации в сфере ЖКХ мы предлагаем следующую программу мероприятий:

- проведение инвентаризации в технической части или инфраструктуре ЖКХ, подписание актов разграничения предметов ведения, оформление прав собственности;

- внедрение системы контроля за уровнем цен и тарифов на ЖКУ, а также на топливно-энергетические ресурсы; проведение инвентаризации в системе формирования тарифов и цен на услуги ЖКХ; введение приборов учета за счет предприятий ЖКХ; проведение обязательного аудита всех тарифов на ЖКУ независимыми аудиторскими организациями;

- принятие единой системы учета затрат и расходов для предприятий ЖКХ;

- единообразное представление об уровне возмещения населением затрат на ЖКУ;

- мониторинг цен и тарифов, публичное представление результатов мониторинга, включая программу прекращения перекрестного субсидирования по тарифам на тепло- и электроэнергию;

- развитие инфраструктуры предоставления адресной социальной помощи определенным группам населения или оплата «федеральных мандатов» на ЖКУ; такие субсидии не должны выделяться с помощью унижающих человека процедур стояния в очередях и сбора документов.

Информация о работе Социальная политика госудасртва в рыночной экономике