Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – разработать концепцию социальной политики Российской Федерации в сфере занятости населения.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) раскрытие понятия социальной политики и определение её функций;
2) характеристика основных моделей социальной политики;
3) изучение особенностей социальной политики России и определение её принципов;
4) анализ занятости и безработицы в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …...…………………………………………………………...…….…..3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ………5
1.1. Понятие, предметное поле и функции социальной политики……...………..5
1.2. Модели социальной политики. ….……………….............................................9

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........18
2.1. Социальная доктрина России…………...………….………………....…........18
2.2. Анализ занятости и безработицы в России…………………………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….....30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...32

Работа содержит 1 файл

Копия курсовая готовая!!!.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

 

1) доля занятых в общей численности населения:

2) доля занятых в экономически активном населении:

3) уровень экономической активности населения:

4) уровень безработицы:

Результаты расчёта для 1997-2006 годов представлены в таблице 2.2.

 

                            Таблица 2.2.

 

 

Результаты расчетов

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Уровень занятости (Уз1), %

47,857

43,227

42,433

40,555

39,538

42,767

43,884

44,2

45,357

46,377

46,632

Уровень занятости (Уз2), %

94,827

90,528

90,336

88,164

86,78

87,4

90,206

91,118

91,31

91,87

91,663

Уровень экономической активности (Уэа), %

50,468

47,75

46,972

45,999

45,561

48,933

48,648

48,508

49,674

50,481

50,874

Уровень безработицы (Уб), %

5,1731

9,4721

9,6641

11,836

13,22

12,6

9,7937

8,8816

8,6903

8,13

8,337

 

По данным таблицы 2.2, мы можем прийти к выводу, что максимальный уровень занятости был в 1997 году, через 10 лет этот показатель изменился на -1,225%; максимальное значение доли занятых в экономически активном населении также было в 1997 году, к 2007 году это значение изменилось на -3,194%; максимальный уровень экономической активности населения зафиксирован в 2007 году, и по сравнению с 1997 годом изменилось на +0,406%; максимальный уровень безработицы был в 2001 году, к 2007 году этот показатель снизился на 4,883%.

 

Рисунок 2.1.

 

Как показывает рисунок 2.1, уровень занятости в 2007 году по сравнению с 2006 имеет тенденцию к понижению, при этом, соответственно, уровень безработицы возрос. Если в 2006 году уровень безработицы был равен 8,13%, то к 2007 году этот показатель увеличился до 8,337%. Однако уровень экономической активности населения с 2004 года имеет ярко выраженную тенденцию к росту. В 2006 году этот показатель превысил свое значение в 1997 году на 0,013%, а в 2004 – уже на 0,406%.

Если по рисунку 2.1. судить об изменении показателей занятости, экономической активности и безработицы в течение 10 лет, то можно утверждать, что:

1) уровень занятости с 1997 по 2001 год имеет тенденцию к понижению, а начиная с 2001 по 2007 год – тенденцию к повышению.

2) уровень экономической активности с 1997 по 2001 год также имеет тенденцию к понижению, и с 2001 по 2007 год мы наблюдаем повышение экономической активности. Особенно ярко выраженную тенденцию к повышению мы видим в промежутке с 2001 по 2002 год – уровень экономической активности повысился на 3,372%.

3) уровень безработицы с 1997 по 2001 год имеет тенденцию к повышению, а с 2001 по 2007 год – тенденцию к понижению.

В совокупности, мы можем говорить об улучшении ситуации в области занятости населения.

 

Таблица 2.3.

 

Динамика численности занятых, безработных и экономически активного населения России

Период

Численность, тыс. человек

Уровень, %

занятых

безработных

экономически активных

безработицы

занятости

2006

67247

5951

73198

8,13

91,87

2007

67244

6116

73359

8,337

91,663

Коэффициент роста

0,999955

1,0277

1,0022

1,0255

0,9977


 

По данным таблицы 2.3, мы можем сделать вывод о том, что уровень безработицы увеличился на 1,0255%, уровень занятости на 0,9977%.

В настоящее время уровень безработицы (по официальным данным) достаточно низкий, хотя он и постепенно повышается. Оценить действительные масштабы безработицы довольно трудно. Наряду с зарегистрированной безработицей существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). В то же время велика скрытая, официально не фиксируемая "теневая" занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Невозможность ее учета создает искаженное представление об уменьшении занятости. Значительная часть работников, не имеющих официального трудового дохода, либо имеет "теневой доход", либо за ним сохраняется временно не функционирующее рабочее место.

До сих пор преобладает увольнение работников по собственному желанию, а не вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же время процесс перемещения рабочей силы из "легального" сектора экономики в "теневой" (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной стороны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов и т.д.

Для достижения максимального уровня занятости населения и экономической активности, а также сведения уровня безработицы к минимальным значениям, правительство должно проводить эффективную политику занятости. Целями этой политики должны стать следующие:

- увеличение занятости населения;

- усиление реальной защиты трудовых и социальных прав работника с учетом интересов работодателя;

- повышение уровня оплаты труда.

Плюсом к проведению политики занятости могут стать преобразования в смежных отраслях. Имеются в виду следующие области:

1) налоги:

            Если снизить общий уровень налогов, то это действие может привести к выходу экономических отношений из «тени», которые положительно скажутся на трудовых отношениях. На сегодняшний момент довольно широко развита практика неформальных трудовых отношений.

2) пенсия:

            Если разработать новую пенсионную систему, которая бы связывала размер пенсии с реальным уровнем трудового дохода работника, то последний бы стремился оформлять свои трудовые отношения.

3) бюджетное финансирование отраслей общественного обслуживания:

            Преобразования в данной области могут решить проблемы различия в уровнях заработной платы работников бюджетного и небюджетного секторов, задержек с выплатой заработной платы.

            Таким образом, главная задача в политики занятости настоящее время заключается в том, чтобы максимальным образом приблизить трудовое законодательство к  реально существующей ситуации. Акцент должен быть сделан на соединении механизмов саморегулирования рынка и механизмов государственного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальную политику можно рассматривать в узком и широком смыслах. В первом случае она представляет собой одно из важнейших направлений деятельности государства – государственную социальную доктрину, определяющую стратегию и цели развития общества. Во втором – социальные решения и мероприятия по основным направлениям социальной политики: политике занятости, политике в области здравоохранения, пенсионного обеспечения, образования и т.д.

Существуют различные классификации моделей социальной политики. Одна из классификаций была предложена ведущим западным социологом Эспингом-Андерсеном. Учёный выделяет три типа государства всеобщего благосостояния: неолиберальный, социально-демократический, консервативно-корпоративный.

Социальная доктрина Российской Федерации определяет цели, принципы, механизмы реализации единой социальной политики государства. Социальная доктрина России базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также на результатах изучения состояния социальной сферы в РФ и тенденций её развития.

Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.

Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы. На данный момент уровень безработицы в России превышает принятый на западе уровень естественной безработицы и составляет 8,3%, однако, в целом в течение последних 10 лет суммарное число безработных постепенно сокращается. При этом наименее занятой является группа 20-24 лет (выпускники ВУЗов), средний возраст безработных уменьшается. Количество безработных женщин по-прежнему меньше количества безработных мужчин, однако, из года в год доля безработного женского населения растет. Наибольшее количество безработных в нашей стране имеют среднее (полное) общее образование.

Рынок труда Российской Федерации несбалансирован, характеризуется низким уровнем цены рабочей силы и её большим отрывом от стоимости. Для улучшения ситуации на рынке труда государство должно проводить эффективную политику занятости, направленную на увеличение занятости населения, усиление реальной защиты трудовых и социальных прав работника, повышение уровня оплаты труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Смирнов С. Н., Социальная политика. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. – 430 с.

2. Быков С. В., Социальная политика государства: Учебное пособие. – Хабаровск: Аспект, 1997. – 325 с.

3. Гордин В. Э., Управление социальной сферой: Учебник. – СПб.: БЕК, 1998. – 253 с.

4. Ярская В. Н., Социальная политика, социальное государство  и социальный менеджмент // Исследования социальной политики. – 2003. – №1. – 56 с.

5. Шкаратан О. И., Тип общества – тип социальных отношений: о современной России // Мир России. – 2000. – №2. – 78 с.

6. Ельцова Л. Ю., Государственная политика на российском рынке труда: реалии и перспективы. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 368 с.

7. Абалкина Л. И., Экономическая энциклопедия. – М.: Омега-Л, 1996. – 754 с.

8. Чижова Л. С., Занятость и рынок труда: новые реалии. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 257 с.

9. Львов Д.С., Социальная доктрина России // Уровень жизни населения регионов России. – 2005, – № 8-9. – 64 с.

10. Конституция Российской Федерации.

11. Липсиц И.В., Экономика: Учебник для вузов – М.: Омега-Л, 2006. – 221 с.

12. Кибанов А.Я., Экономика труда – М.: ИНФРА-М, 2003. – 98 с.

13. Остапенко Ю.М., Экономика труда: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.

14. Тишин Е. Н., Актуальные проблемы социального развития и пути их решения // Экономист. – 1997, – №4. – 73 с.

15. Официальный сайт: www.rustrana.ru/article.

16. Официальный сайт:  www.asbuka.ru/info.

 

 



2

                                                                                                                                                             

 

34

 



Информация о работе Социальная политика государства