Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – разработать концепцию социальной политики Российской Федерации в сфере занятости населения.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) раскрытие понятия социальной политики и определение её функций;
2) характеристика основных моделей социальной политики;
3) изучение особенностей социальной политики России и определение её принципов;
4) анализ занятости и безработицы в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …...…………………………………………………………...…….…..3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ………5
1.1. Понятие, предметное поле и функции социальной политики……...………..5
1.2. Модели социальной политики. ….……………….............................................9

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........18
2.1. Социальная доктрина России…………...………….………………....…........18
2.2. Анализ занятости и безработицы в России…………………………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….....30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...32

Работа содержит 1 файл

Копия курсовая готовая!!!.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1. Социальная доктрина России

 

Социальная доктрина России определяет цели, принципы, механизмы реализации единой социальной политики государства. Социальная доктрина России базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также на результатах изучения состояния социальной сферы в РФ и тенденций её развития 10, с. 7.

Краеугольным камнем социальной доктрины является концепция тесной взаимосвязи экономических и социальных аспектов жизни страны как единого целого. При этом, поскольку в течение пятнадцатилетнего периода реформ основными ориентирами служили экономические результаты, приоритетными в настоящее время должны стать индикаторы социального развития страны и ее граждан.

Для устойчивого бескризисного развития государства в долгосрочном периоде социальные и экономические аспекты жизни страны должны рассматриваться как неразделимо связанные между собой. Экономические и социальные показатели выступают при этом как составляющие единого критерия развития страны.

В краткосрочном периоде параметры социального развития выступают в качестве ограничений для принятия экономических решений.

В основе социальной доктрины России лежат следующие программные установки, которые сложились исходя из существующей социальной политики страны 15, с. 2:

1. Социальные проблемы населения страны должны решаться, как правило, в пределах ее территории. Поощрение массовой эмиграции как средства решения социальных проблем страны не допускается.

2. Целью государственной политики в сфере социального развития является создание и улучшение условий жизни населения.

3. Разработка социальных программ, решение социальных проблем и социальное развитие должно осуществляться на основе партнёрского взаимодействия государственных институтов, общества.

Основной целью создания социальной доктрины является разработка единого основополагающего документа, определяющего основы социальной политики как многоуровневой, многосубъектной и многообъектной системы, охватывающей все сферы жизни общества, от разработки долгосрочных программ развития страны и составления федеральных бюджетов до отношений между работодателями и работниками, и обеспечивающей права и приоритеты реализации и развития интересов личности, семьи, коллектива и других социальных объектов.

Формирование и реализация социальной политики Российской Федерации основываются на положениях «Социальной доктрины России».

Стратегическими целями государственной социальной политики являются 16, с. 3:

- повышение уровня и качества жизни населения;

- снижение смертности и повышение рождаемости в России;

- сохранение стабильности базовых социальных групп (семьи как основной структуры в сфере социальной ячейки; трудового коллектива как основной социальной структуры в экономической сфере и др.);

- создание и развитие институтов гражданского общества;

- обеспечение социальной безопасности страны, создание условий для жизнедеятельности будущих поколений граждан.

Формирование социальной политики должно базироваться на следующих принципах:

1. Принцип стратегической целенаправленности. Социальная политика государства должна иметь долгосрочный стратегический характер; предусматривать последовательность, целенаправленность и недопущение существенных социальных конфликтов, опору на институты гражданского общества.

2. Принцип системности. Решения, принимаемые в отношении функционирования и развития социума, должны представлять полную и непротиворечивую систему, соответствовать целям социальной политики и быть скоординированными между собой и с решениями в сфере экономики, политики и права. Государственная социальная политика должна быть увязана с экономической, финансовой, научно-технической и другими видами государственной политики.

3. Принцип социальной справедливости. Следует стремиться к социальной справедливости, в том числе в трудовой сфере – более высокой оплаты за более сложный, требующий большей подготовки и связанный с большей ответственностью труд. Повышение уровня социальной справедливости в обществе при прочих равных условиях способствует повышению социальной ответственности его членов и экономическому росту страны.

4. Принцип сочетания социальной свободы, ответственности и гарантий. Следует обеспечить оптимальное (для данного периода в развитии страны) сочетание личной социальной свободы, личной социальной ответственности каждого гражданина и государственных социальных гарантий при безусловном обеспечении их минимальных уровней, определяемых принятыми социальными стандартами. Минимальный уровень гарантий должен обеспечивать гражданину доход, превышающий прожиточный уровень для данной местности и данной категории граждан (с учетом затрат на жилье). Минимальный уровень ответственности гражданина должен определять его лояльность по отношению к соблюдению требований федеральных и местных законов, уплаты налогов, соблюдения норм социального общежития. Минимальный уровень свободы для гражданина должен предусматривать возможность свободного выбора между принятием государственной социальной поддержки или отказом от нее.

5. Принцип демократичности. Каждый дееспособный гражданин должен иметь возможность участвовать в формировании государственной социальной политики и контролировать её выполнение..

6. Принцип адаптации к местным условиям. Социальная поддержка должна осуществляться с учетом местных условий, оказывающих влияние на уровень качества жизни населения. Принцип уравнительности должен распространяться на конечный результат социальной поддержки, а не на ее объем.

7. Принцип гуманитарности. Конституционные права человека имеют наивысший приоритет, в том числе – по сравнению с правами собственности.

Достижение целей и приоритетов социальной политики обеспечивается путем создания системы мер экономического, нормативно-правового, организационного, информационно-просветительского и управленческого характера, а также механизмов реализации этих мер.

 

2.2. Анализ занятости и безработицы в России.

 

В апреле 1991 года был принят Закон «О занятости населения в РСФСР». В соответствии с этим законом государство признавало человека собственником своих способностей к производительному и творческому труду, одновременно сняв с себя ответственность за обеспечение полной занятости населения. С другой стороны, взяло на себя обязательства осуществлять материальную (пособия по безработице) и социальную (профессиональное переобучение, трудоустройство на свободные рабочие места и т.п.) поддержку работника, получившего статус официально зарегистрированного безработного.

Закон о занятости трактовал проблемы занятости и рынка труда, предлагал их решения в категориях рыночной экономики. На основе положений закона была сформирована инфраструктура рынка труда – институциональная (Федеральная государственная служба занятости населения) и финансовая (независимый от государственного бюджета Фонд занятости населения) 6, с. 23.

Под рынком труда обычно понимают систему социально экономических отношений, связанных со спросом на рабочую силу и её предложением[1, с. 371]. Рынок труда охватывает всех работников и претендующих на рабочие места в рамках определённой территории, отрасли или группы профессий. Исключение составляют отдельные категории граждан, например, занятые благотворительной работой без оплаты труда, занятые в государственных мобилизационных структурах (солдаты срочной службы, заключённые), учащиеся дневных отделений вузов.

Приоритетное направление в деятельности Правительства Российской Федерации в сфере труда – поэтапное приведение трудового законодательства в соответствие с требованиями рыночной экономики.

Принятие Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов – основа обеспечения гармонизации интересов работников, работодателей и государства, повышения гибкости трудовых отношений. При этом особое внимание уделяется усилению реальной защиты основных трудовых и социальных прав работника.

Российский рынок труда характеризуется низким уровнем цены рабочей силы и ее большим отрывом от стоимости. Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре, т.е. происходит перенакопление рабочей силы на предприятиях, аккумуляция избыточной численности ра­ботников, при этом повышение спроса на рабочую силу приводит к трудодефициту 1, с. 373. 

Рынок труда в России слабо связан с рынком капитала. Все это вызывает необходимость вырабатывать соответствующую россий­скую политику занятости, а также стратегии и тактики механизма регулирования российского рынка труда.

В этом году на российском рынке труда продолжилась тенденция значительного роста спроса на персонал. Такой «бум», по мнению экспертов, продолжится еще четыре-пять лет.

Ситуация на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность занятых и безработных, но и через уровень безработицы и уровень занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода.

Количественно занятость характеризуется показателем уровня за­нятости. Он может рассчитываться двумя способами 11, с. 213.

1.      Доля занятых в общей численности населения:

                                                     (2.1)

       2. Доля занятых в экономически активном населении:

                                                 (2.2)

В международной статистике исходным показателем для анализа занятости является уровень экономической активности населения, т.е. доля численности экономически активного населения в общей численности населения:

                                                 (2.3)

где Чз – численность занятых; Чн – общая численность населения; Чб – численность безработных. [12, с. 72]

Безработица характеризуется показателями ее уровня, частоты и длительности.

Уровень безработицы определяется в процентах как отношение числа безработных к числу занятых и безработных — по формуле:

                                                  (2.4)

где Чз — число занятых; Чб — число безработных.

По данным, представленным в таблице 2.1, рассчитаем уровень занятости  по России, уровень экономической активности населения и уровень безработицы на 2007 год, используя выше приведённые формулы.

 

   Таблица 2.1.

 

 

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Общая численность населения

148500

148400

148300

148000

147800

147500

146900

146300

145200

145000

144200

Численность экономически активного населения - всего

74946

70861

69660

68079

67339

72175

71464

70968

72127

73198

73359

       в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

занятые в экономике - всего

71068

64149

62928

60021

58437

63082

64465

64664

65858

67247

67244

безработные - всего

3877

6712

6732

8058

8902

9094

6999

6303

6268

5951

6116

Информация о работе Социальная политика государства