Системная характеристика рынка труда как объекта управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 14:30, реферат

Описание работы

Современная трансформация и наблюдаемая интенсификация процессов в сфере занятости (рост безработицы, высвобождение, усиление мобильности, отмирание старых и нарождение новых профессий, углубление многоукладности, расширение альтернативных форм занятости, мощная многоаспектная сегментация рынка труда, нарастание масштабов скрытой и потенциальной рабочей силы) требует оперативной разработки новых подходов, более совершенного механизма и более эффективных мер для решения проблем занятости.

Работа содержит 1 файл

Системная характеристика рынка труда как объекта управления.docx

— 201.21 Кб (Скачать)

Системная характеристика рынка  труда как объекта  управления

Современная трансформация  и наблюдаемая интенсификация процессов  в сфере занятости (рост безработицы, высвобождение, усиление мобильности, отмирание старых и нарождение новых  профессий, углубление многоукладности, расширение альтернативных форм занятости, мощная многоаспектная сегментация рынка труда, нарастание масштабов скрытой и потенциальной рабочей силы) требует оперативной разработки новых подходов, более совершенного механизма и более эффективных мер для решения проблем занятости.

Структура глобальной системы хозяйства должна быть по иерархии разбита на уровни от нано – до мегауровня, каждому из которых соответствует своя система агентов, средств техники, ресурсов, организаций, институтов, информации, отражающих их измерителей и органов, оказывающих воздействие на подчиненную ему часть объекта и фрагменты окружающей среды[1]. В рамках такого подхода к структуризации хозяйственной системы, предложенного О. Иншаковым, представляется возможным провести декомпозицию рынка труда как объекта управления, что предполагает выделение рынков труда предприятия (внутренний рынок), локального, муниципального, регионального, федерального, СНГ и мирового. Каждому из уровней соответствует специфическая совокупность целей, методов и функций управления, организаций, систем информации и обеспечивающих автоматизированных информационных систем, что позволяет учитывать их на мезоуровне в виде институционального, организационного и информационного блоков управления. Таким образом, декомпозиция рынка труда как объекта управления позволяет выделять на современном этапе пять базовых его уровней и два промежуточных с дифференциацией структурообразующих характеристик для каждого уровня.

Значимой особенностью российского рынка труда является его региональная доминанта, поскольку  формирование рыночного механизма  функционирования экономики, включая  рынок труда, заметно сместилось на региональный уровень. Региональный рынок труда является объектом первого  мезоуровня, для системы управления которым характерны такие функции как: разработка, на основе положений государственной Программы федерального уровня и учета местных условий, региональной политики занятости населения; разработка и реализация целевых региональных программ содействия занятости населения; разработка и обеспечение действия системы реализующих ее экономических механизмов; координация и контроль за деятельностью управляющих структур региона и муниципальных образований, общественных и других организаций по реализации целей и задач региональной политики занятости; научно-информационное и методическое обеспечение; оценка социально-экономической эффективности реализации региональной программы занятости, нормативно-законодательное обеспечение ее реализации, закрепление основных положений политики занятости населения в уставе субъекта Федерации. Обеспечивающая информационная система управления объектом рассматриваемого уровня, представлена региональной автоматизированной информационной системой, включающей информационные системы центров занятости муниципальных образований и интегрированной в национальную информационную систему страны.

Системная характеристика для регионального уровня управления рынком труда показана в табл. 1.  
 

Таблица 1

Системная характеристика регионального уровня

управления  рынком труда 

 

Соответственно, система управления региональным рынком труда определяется эндогенными  факторами ее формирования и предполагает выделение в своем составе  институционального, организационного и информационного механизмов, каждый, из которых, соответственно, представлен  как: совокупность правовых норм и правил; совокупность органов управления и  исполнительных органов; информационных ресурсов и средств их обработки (см. рис. 1). 

   

Рис. 1. Структура  системы управления региональным рынком труда 

Формирование  рыночных отношений в социально-трудовой сфере происходит в России на фоне структурных преобразований, затрагивающих  все сегменты и сектора экономики. Общей тенденцией, проявляющейся  во всех направлениях, является снижение степени и эффективности проводимой государственной политики на региональных рынках труда, снижение информированности о происходящих в экономике и занятости тенденциях на макро-, мезоуровнях. Следствием такого положения является возникновение ряда проблем, связанных с необходимостью структуризации информационного фактора, решение которых автор видит в развитии информационного механизма системы управления.

Совершенствование системы управления региональным рынком труда через развитие его информационного  обеспечения связано с тем, что  в процессе его функционирования происходит увеличение информации за счет кросс – взаимодействия информационного  фактора его субъектов, что является следствием необратимого характера  возрастания информации, как условия  и результата эволюции хозяйственной  системы. Функции, реализованные в  применяемых системах управления базами данных, кардинально отличаются от функций, необходимых управленческим структурам, так как информация, собранная в базах данных, не адекватна  информации, которая нужна субъектам  управления. Следовательно, необходимо формирование аналитического блока  информационных систем посредством  структуризации информационного фактора, развитие технологии обработки информации.

Информация о работе Системная характеристика рынка труда как объекта управления