Система социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучении существующей системы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, ее основных механизмов и направлений.
Задачами курсовой работы являются:
− обоснование понятия социальной защиты и рассмотрения ее необходимости для населения;
− анализ особенностей социальной защиты в России;
− определение понятий государственных гарантий и минимальных социальных стандартов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………..4
1.1 Сущность и принципы социальной защиты………………………………..4
1.2 Формы социальной поддержки и защиты населения…………………..….9
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИИ………16
2.1.Социальная защита в России…………………………………………...…...16
2.2 Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения в России…………………………..…21
2.3. Пути реформирования основных направлений социальной защиты и ее необходимость…………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….35

Работа содержит 1 файл

курсовик общ сектор.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах.

Специфическим видом государственных социальных гарантий являются предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка незащищенных групп населения. Например, в соответствии с Законом Кемеровской области « Об обеспечении жильем ветеранов », принятым Советом народных депутатов Кемеровской области от 27 января 2010 года ветераны имеют право на получении меры социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Таким образом, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения.

В систему ГМСС не включены такие области социального развития как физическая культура, туризм, санаторно-курортное обслуживание, организация досуга детей и подростков. Обоснованием такого решения является то, что предоставление соответствующих услуг на бесплатной основе не гарантируется Конституцией РФ, и они, как правило, являются платными. Естественно, что создание системы ГМСС не отрицает возможность и необходимость дополнительного финансирования учреждений физкультуры и спорта, туризма, санаторно-курортной сферы, досуга детей и подростков и других социальных объектов и мероприятий, которое должно в основном осуществляться за счет бюджетов муниципальных образований и субъектов РФ.

 

2.3.           Пути реформирования основных направлений социальной защиты и ее необходимость

В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере, в том числе создания высокоэффективной, ориентированной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты, проблем на протяжении всей его жизни − начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.

Требуются новых экономические подходы в целях усиления социальной защищенности граждан. Необходимо создание правовых и экономических условий для:

− обеспечения достойного уровня жизни своим трудом;

− использования новых стимулов к труду и экономичес­кой деятельности;

− создания цивилизованных механизмов распределения доходов (акционерные и иные формы участия населения в распределении прибыли, социальное партнерство, негосудар­ственное социальное страхование и др.);

− формирования экономической системы самозащиты.

Основными работами в Кемеровской области в сфере социальной защиты на 2011 год являются:

− обеспечение своевременной и полной реализации мер социальной поддержки жителей города Кемерово за счет внедрения новых информационных технологий, совершенствования программного обеспечения, оптимизации электронного документооборота.

− обеспечение межведомственного взаимодействия в решении проблем граждан, нуждающихся в оказании социальной помощи и поддержке; стимулирование их к самостоятельному преодолению трудностей.

− обеспечение доступа граждан к информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового и социального положения, о деятельности органов исполнительной власти по защите интересов семей с детьми.

− повышение качества социального обслуживания  и оказание адресной социальной помощи через реализацию городских целевых программ,  проектов и планов совместных действий; развитие существующих и внедрение   новых  видов социальных услуг, в т.ч. в электронном варианте.  

− реализация программы модернизации муниципальных детских оздоровительных лагерей и др.

Пути реформирования основных направлений социальной защиты:

1. Социальная защита детей должна быть ориентированна на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей. Необходимо принять все меры по охране и защите детей, находящихся в особо сложных условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающих социально-обусловленными заболеваниями.

На 2008 год детей и подростков, оставшихся без попечения родителей − 126095, их них только 83661 определены в детские дома, интернаты, усыновлены. Численность беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних по причинам помещения в лечебное учреждение, всего − 60903, в т.ч. изъятых из семей по решению суда − 4648, изъятых без решения суда − 24506, помещенным по другим причинам − 31742. Численность несовершеннолетних, обратившихся в учреждения социального обслуживания и семьи, всего обратилось − 5040,6 т.ч. , в том числе обратились в центры социальной помощи семье и детям − 2009,1 т.ч., в центр психихолого-педагогической помощи населению − 68,1 т.ч. , социальные приюты для детей − 66,1 т.ч. Численность детей-инвалидов до 18 лет, получающих социальную пенсию − 514780 человек.[9]

Социальная защита детей должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития, от социальных рисков, обуславливающих безнадзорность и бродяжничество, голодание и нерациональное для детей питание, проживание в экологически неблагополучной среде и врожденные и родовые дефекты, травмы и заболевания, а также препятствующих охране здоровья, пребыванию ребенка в семье, получению образования, целевому использованию пособий и денежных сбережений, предназначенных для детей, имущественным интересам детей.

2. Социальная зашита трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся лицам. Социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам Российской Федерации защиту от социальных рисков, препятствующих:

− эффективной занятости человека;

− предоставлению регламентированных дополнительных гарантий занятости отдельным категориям населения, которые нуждаются в особой социальной защите и испытывают трудности в поиске работы, в том числе молодежи, одиноким и многодетным родителям, людям пенсионного возраста, инвалидам и т.д.

− выплате и получению заработной платы и всех видов социальных пособий в размерах и сроках, предусмотренных российским законодательством;

− охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;

− оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации.

3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования и должна включать механизмы, обеспечивающие:

− всем лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, места жительства, рода и т.д.,

− полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других случаях,

− имущественным интересам и т.д.

4. Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, неотъемлемая часть социальной защиты населения.

Система многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их возникновения, так и ликвидации. И только в тех случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы социальной защиты или возникают нестандартные, непредусмотренные ситуации, либо человек не согласен с формами и методами его защиты, он будет вынужден заявлять о претенденстве на социальную помощь и услуги в соответствующие компетентные органы.

Особое значение следует уделить разработке государственных социальных стандартов. Краеугольным становится вопрос о минимальных стандартах. В правовом отношении минимизация помощи человеку, нуждающемуся в таковой, абстрактна, а в морально-этическом плане − во многих случаях абсурдна. Следует ввести в нормативно-правовое поле иное понятие − минимальные государственные социальные гарантии, четко сформулировать их толкование и механизм реализации.

Определяющее значение в успехе решения проблем социальной защиты будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели, потребностям людей. Для изменения такого положения необходимо создать механизм финансового обеспечения этой сферы на принципах дифференцированного социального налогообложения и социального обязательного и добровольного страхования при условии сохранения социального вспомоществования только тем, кому невозможно помочь иначе, как путем социального патернализма.

Во многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений социальной защиты. Это особенно актуально для социальных стационарных учреждений. Достойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности. В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая человека как субъекта экономики и общества, многие экономисты и исследователи существенное внимание уделяют социальным функциям общественного сектора. Здесь в центре внимания находятся проблемы занятости, мотивации к высокоэффективному труду, защиты населения и социально-экономической поддержки граждан, нуждающихся в помощи государства и общества

Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления прежнего советского законодательства в области социального обеспечения.

              Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.

Для решения поставленных задач по развитию социальной защиты населения необходимо:

− улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности;

− повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;

− развитие негосударственного сектора в социальной защите населения;

− совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;

− организация лицензирования деятельности негосударственных структур, физических лиц и государственных служб, занимающихся оказанием социальных услуг населению;

− обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и областных программ социальной защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.

В данный период времени в РФ идет процесс реформирование всей системы социального страхования. Это означает необходимость изменения структуры затрат на реализацию социальных программ, более равномерного распределения бремени расходов между государством, работодателями и трудящимися.  Социальная защита населения являются важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим положением страны. В нашей стране это развитие только началось, и в будущем должно стать отлаженной системой социального обеспечения, помогающих людям удовлетворять их социально-экономические и духовные потребности в новых условиях рыночных отношений.

Информация о работе Система социальной защиты населения