Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 10:03, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в изучении существующей системы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, ее основных механизмов и направлений.
Задачами курсовой работы являются:
− обоснование понятия социальной защиты и рассмотрения ее необходимости для населения;
− анализ особенностей социальной защиты в России;
− определение понятий государственных гарантий и минимальных социальных стандартов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………..4
1.1 Сущность и принципы социальной защиты………………………………..4
1.2 Формы социальной поддержки и защиты населения…………………..….9
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИИ………16
2.1.Социальная защита в России…………………………………………...…...16
2.2 Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения в России…………………………..…21
2.3. Пути реформирования основных направлений социальной защиты и ее необходимость…………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….35
К государственным организационно-правовым формам социальной защиты населения относятся:
1. Доступное здравоохранение.
Во всех странах признаётся, что существуют определённые ограничения в уровне всеобщего медицинского обслуживания. Здравоохранение, например, в Европе в основном финансируется за счет страховых взносов, однако минимум медицинского обслуживания гарантирован за счет бюджета. Медицинское обслуживание в основном ложится на частный сектор с последующим возмещением расходов граждан за счет государства.
Исследование, проведенное американскими специалистами, показало, что лучшее состояние здравоохранения: в странах с низким доходом — Тунис, со средним доходом — Чили, с доходом выше среднего — Швейцария, с высоким доходом — Испания. Состояние здравоохранения оценивалось по показателям Всемирной организации здравоохранения — ожидаемой продолжительности жизни при рождении, учитывая среднее количество лет, которое человек может прожить в полном здоровье, и с учетом лет жизни в неполном здоровье в связи с заболеванием или травмой. [1]
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан закрепляют целый комплекс прав граждан в области охраны здоровья, в их число входят такие права как: право граждан Российской Федерации на охрану здоровья, право граждан на оказание им первой помощи, Право граждан на медико-социальную помощь, включающее в себя право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах и гарантированный объем бесплатной медицинской помощи и т.д.
2. Льготы
Под льготами принято понимать преимущества и дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан. Распространена такая форма льгот, как дополнительные выплаты — повышенные стипендии, пенсии, пособия. Льготы могут быть предоставлены также в форме освобождения (полного или частичного) от налогов и других обязательных платежей (например, бесплатный проезд в общественном транспорте) либо от выполнения общих для всех обязанностей. В настоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. В России к федеральной категории льготников относятся:
− инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
− жители блокадного Ленинграда;
− военнослужащие 1941—1945 гг., которые не участвовали в боевых действиях;
− несовершеннолетние узники концлагерей;
− члены семей погибших (умерших) участников и инвалидов войны;
− ветераны боевых действий, инвалиды всех групп и степеней;
− лица, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы.
Взамен натуральных льгот (кроме санаторно-курортного лечения и проезда до места его проведения, обеспечения лекарствами по показаниям врача, проезда на пригородных электричках) федеральным льготникам одновременно с пенсией производится ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) из федерального бюджета.
3. Доступное образование
На современном этапе ни в одной стране мира не достигнуто равенства возможностей в получении высшего образования. Лишь немногие страны отслеживают социальное происхождение своих студентов, но даже там, где это делается, отсутствуют единые параметры оценки. Например, Великобритания в качестве характеристики социального происхождения использует «классовое» происхождение» и почтовые индексы, Канада − квартили семейного бюджета, Новая Зеландия и США – расовую и этническую принадлежность. Страной с самой доступной системой высшего образования являются Нидерланды. За ней следуют Великобритания, Канада, Ирландия и Финляндия. [2]
В Конституции Российской Федерации отмечено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Пенсионное обеспечение (Пенсия).
Самый высокий средний размер пенсии отмечен у Дании (2800 $), далее Финляндия ( 1900 $), Норвегия ( 1542 $) , а самый низкий – Грузия ( 40 $). В России − 255 $. Высокие пенсии в Дании, Финляндии, Франции, США и других высокоразвитых странах мира стали таковыми благодаря, прежде всего, пенсионным накопительным системам, в которых участвует уже около 40% населения планеты.[3] Главной проблемой для всех стран является − увеличение количества пенсионеров при одновременном сокращении трудоспособного населения. Пенсионный возраст в разных странах сильно отличается. Самый высокий показатель у Японии, пенсионный возраст у мужчин и женщин − 70 лет.
Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии. Законом установлены следующие виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
5. Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг.
Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.
Основные направления социального обслуживания населения определены Федеральным Законом « Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.): предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальное обслуживание на дому гражданам, нуждающимся в постороннем или временном нестационарном социальном обслуживании, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания социальной службы нуждающимся, консультативная помощь по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
6. Меры социальной поддержки
Меры социальной поддержки в Российской Федерации − мероприятия, проводимые органами социальной защиты в рамках социальной политики в России, направленные на предоставление отдельным категориям граждан помощи в соответствии с законодательными и правовыми актами Российской Федерации. В зависимости от категории граждан различают следующие виды мер социальной поддержки :
− детям (различные пособия семьям с детьми; услуги, предоставляемые семьям и детям);
− многодетным семьям (выдача удостоверений многодетной семьи, различные пособия, денежные выплаты, оплата услуг ЖКХ и др.);
− ветеранам и инвалидам боевых действий (различные денежные выплата, комплексы услуг);
− малоимущим семьям;
− гражданам за особые заслуги перед Отечеством;
− гражданам, имеющим право на льготы (учащимся, пенсионерам, работникам спецгосучреждений и др.);
− молодым семьям (программы улучшения жилищных условий и др.);
− прочие меры социальной поддержки.
С развитием в России, в последние десятилетия, рыночных отношений значительное место в секторе социальной защиты и обеспечения населения заняли негосударственные формы социальной защиты населения.
К негосударственным организационно-правовым формам социальной защиты населения относятся:
1. Добровольное социальное страхование.
Добровольное социальное страхование, как дополнительное социальное страхование, призвано обеспечить более полную и своевременную защиту от социальных страховых рисков. Этот вид страхования имеет договорную основу и регулируется преимущественно нормами гражданского права.
Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком и правил добровольного страхования. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования страхователем и страховщиком самостоятельно. Добровольное страхование всегда ограничено по срокам страхования, действует только при уплате разового или периодических страховых взносов. Неуплата ведет к прекращению договора.
Существуют следующие виды добровольного страхования: страхование от несчастных случаев, имущества, животных, ипотечное страхование, добровольное медицинское страхование, добровольное автомобильное страхование, страхование ответственности.
2. Благотворительность.
Благотворительность − оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи. Благотворительная деятельность в России регулируется Федеральным законом № 135 от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Формы выражения благотворительной деятельности: передача имущества, в том числе денег; бескорыстное выполнение работ, оказание услуг; иная поддержка. Под иной поддержкой в данном контексте понимается:
1) гуманитарная помощь: предоставление продовольствия, одежды, лекарств и другой гуманитарной помощи.
2) социальная помощь: добровольная работа с незащищенными слоями населения, детьми, престарелыми и инвалидами.
3) бесплатные услуги юриста: оказание услуг в профессиональной деятельности благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям, а также частным лицам, которые не могут подобную помощь оплатить.
3. Частные системы здравоохранения и др.
Таким образом, ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты населения в настоящее время являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание. В целом организационно-правовые формы социальной защиты населения можно подразделить на две большие группы: государственные и негосударственные.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИИ
2.1.Социальная защита в России
Система социальной защиты населения в России находится в стадии формирования, она постепенно превращается в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства. В настоящее время в ней занято около 400 тысяч работников, функционирует более 16 тысяч учреждений. В России за социальную защиту отвечает Министерство здравоохранения и социального развития России, которое, в свою очередь, управляется Правительством Российской Федерации.
В условиях перехода к рыночным отношениям проблема совершенствования системы социального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной. В ст. 39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Основными видами социального обеспечения являются:
− пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;
− пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;
− содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;
− профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.
Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном.
Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:
− Пенсионный фонд Российской Федерации
− Фонд социального страхования Российской Федерации
− Фонд обязательного медицинского страхования
Одной из важных социальных функций государства является обеспечение граждан пенсиями и пособиями. 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей − страховой и накопительной. Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.
С 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере.
С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объём страховых взносов был на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). С 2011 года размер совокупных взносов возрастает до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию в пределах 463 тысяч рублей по каждому месту работы. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. При этом для лиц 1967 года рождения и моложе 6 процентов направляются на финансирование накопительной части пенсии, 20 процентов – на финансирование страховой части; для лиц 1966 года рождения и старше – 26 процентов – полностью на финансирование страховой части трудовой пенсии