Система социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучении существующей системы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, ее основных механизмов и направлений.
Задачами курсовой работы являются:
− обоснование понятия социальной защиты и рассмотрения ее необходимости для населения;
− анализ особенностей социальной защиты в России;
− определение понятий государственных гарантий и минимальных социальных стандартов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………..4
1.1 Сущность и принципы социальной защиты………………………………..4
1.2 Формы социальной поддержки и защиты населения…………………..….9
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИИ………16
2.1.Социальная защита в России…………………………………………...…...16
2.2 Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения в России…………………………..…21
2.3. Пути реформирования основных направлений социальной защиты и ее необходимость…………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….35

Работа содержит 1 файл

курсовик общ сектор.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

              Условия пенсионного обеспечения состоят в том, что право на пенсию на общих основаниях имеют: женщины по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет и мужчины по достижении 60 лет и при трудовом стаже не менее 25 лет. Отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в некоторых случаях и при пониженном трудовом стаже (льготные пенсии, в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и др.).

Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина −  государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет).

              Основная часть пенсионеров - 96,2% − получает трудовые пенсии; из них 81% составляют пенсионеры по старости, 12% − по инвалидности, 6% −по случаю потери кормильца и менее 1% − за выслугу лет. Пенсионеры, получающие социальные пенсии, составляют 3% общей численности.

Кроме пенсий из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям нуждающегося населения. Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер.

              Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.  Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации «Об обязательном  медицинском страховании  в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года. Взносы составляют  Федеральный фонд обязательного медстрахования – 3,1 процента, а  в территориальные фонды обязательного медстрахования – 2,0 процента.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также помощь по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по нетрудоспособности.  Первичная медицинская помощь является основным бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает лечение наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравлений и других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства. При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь. Взносы в фонд обязательного социального страхования составляет 2,9%

Фонд обязательного социального страхования выполняет следующие функции:

  − выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»)

− обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение

− обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами

− оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет

− оплата родовых сертификатов

    − доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам

   − доплата за диспансеризацию работающих граждан

   − оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами

   − оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке (в том числе в учреждения отдыха и оздоровления детей) и др.

Однако оформление  «Материнского капитала» производится в отделении Пенсионного Фонда РФ.

Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым прежде всего отметить, что, хотя такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки зрения как организации системы правовых норм, так и административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.

Кроме того, следует отметить, что, несмотря на фактическое существование системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается. На практике в функции органов государственной власти, имеющих в своем названии слова «социальная защита», таких, как бывшее Министерство социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, не входят многие функции, которые по определению должны входить в сферу их компетенции.

Таким образом, в данный период времени в РФ идет процесс реформирование всей системы социального страхования. Это означает необходимость изменения структуры затрат на реализацию социальных программ, более равномерного распределения бремени расходов между государством, работодателями и трудящимися.

 

 

2.2 Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты  в системе социальной защиты населения в России

              В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы. 

              Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

              Социальные гарантии − это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

              Минимальные социальные стандарты − это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются и другими законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами, законами «О здравоохранении», «Об образовании», «О культуре» и др.

              В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

              − минимальный размер оплаты труда;

              − единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы (ЕТС).

              Минимальная заработная плата − это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением. Величина минимальной заработной платы обычно определяется путем исчисления прожиточного минимума. Прожиточный минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен. Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. В состав такой корзины входят самые необходимые продукты для поддержания жизнедеятельности средней семьи.

              В целом по Кемеровской области величина прожиточного минимума за III квартал 2011 года составила: в расчете на душу населения – 5205 рублей, для трудоспособного населения – 5575 рублей, пенсионеров – 4060 рублей,  детей – 5137 рублей. По отношению к предыдущему периоду (II квартал 2011 года) произошло снижение величины прожиточного минимума для всех социально-демографических групп населения. Величина прожиточного минимума уменьшилась в среднем на душу населения на 157 рублей (2,9%), для трудоспособного населения на 164 рубля (2,9%), для пенсионеров на 122 рубля (2,9%), для детей на 168 рублей (3,2%). [4]

              В 36-ти российских регионах на среднестатистическую семью (двое работающих родителей и двое детей-иждивенцев) приходится менее 10 тысяч рублей в месяц. И это при условии, что остальные траты не превышают прожиточного минимума. При этом у семьи из Алтайского края остается менее 1500 рублей в месяц, а семьи в Ямало-Ненецком автономном округе располагают более чем 67 тысячами рублей в месяц. Таким образом, в самом бедном регионе у семьи остается на жизнь в 45 раз меньше, чем в самом богатом. Виной всему – нерациональное распределение бюджетных средств, безадресность государственной помощи, упадок производства и вездесущая коррупция. В лидерах по финансовому неблагополучию семей также находятся республики Северного Кавказа и регионы Центральной России. Например, в Дагестане на семью сверх прожиточного минимума остается около 2500 рублей в месяц, в Карачаево-Черкессии – 3400 рублей, в Ивановской области – 4900 рублей, в Брянской области – 5200 рублей. Таковы результаты исследования, проведенного РИА-Аналитика.[5]

              Причины столь бедственного положения россиян в разных уголках страны различны. Например, Центральная Россия – это депрессивный регион. Разруха в производственной сфере, низкий уровень зарплат там, где еще можно работать, соотношение доходной и расходной частей бюджета семей, высокие коммунальные платежи. Все это приводит к тому, что люди уезжают в другие регионы – на заработки, или навсегда. От этого валовой региональный продукт (ВРП) еще больше снижается, а значит, региону требуется больше дотаций из федерального бюджета. То же самое характерно и для некоторых регионов Сибири.

              Регулирование занятости − одно из главных направлений социальной политики.

Государство гарантирует безработным:

−  выплату пособий по безработице;

−  выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

−  возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

−  возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

−  оплату в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.

              В России, несмотря на существование довольно прогрессивного Закона о занятости (минимальный период трудовой деятельности − 12 недель, пособие не ниже минимальной заработной платы и т. д.), выполнение социальных программ постоянно натыкается на хроническое недофинансирование − в частности, задержки выплаты пособий по безработице достигают в некоторых регионах нескольких месяцев и даже лет.

Минимальная и максимальная величина пособия по безработице устанавливаются ежегодно Правительством РФ. Данные величины на 2011 год установлены в Постановлении Правительства РФ от 12 октября 2010 г. N 812 г.  "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2011 год" и составляют:

−минимальная величина пособия по безработице − 850 рублей (дополнительно увеличенных на размер районного коэффициента);

−максимальная величина − 4900 рублей (дополнительно увеличенных на размер районного коэффициента). Минимальный размер пособия по безработице в 2011 году в Кемеровской области с учетом районного коэффициента составляет 1105 рублей, а максимальный − 6370 рублей.[6]

В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий.  В соответствии с Закон Кемеровской области от 27 октября 2011 г. N 113-ОЗ " О величине прожиточного минимума пенсионера в Кемеровской области на 2012 год " величина прожиточного минимума пенсионера в Кемеровской области на 2012 год составляет 4563 рубля. [7]

Государственные минимальные стандарты в области образования предполагают:

− набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;

− нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;

− нормы и нормативы социально-экономической поддержки обучающихся;

− норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.

В Кемеровской области предусмотрены различные льготы для студентов учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования. В настоящее время социальная стипендия в КузГТУ составляет 390 рублей, куда входит районный коэффициет, а базовая стипендия в установленном законодательством РФ размере, которая составляет 260 рублей, с учетом районного коэффициента. [8]

Информация о работе Система социальной защиты населения