Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить положение дел и предпринимаемые меры в России и за рубежом в области регулирования рынка ценных бумаг. Данная цель достигается путем решения следующих задач:
1. Дать определение основным понятиям.
2. Рассмотреть виды регулирования рынка ценных бумаг.
3. Исследовать методы регулирования в России.
4. Исследовать методы регулирования за рубежом (подробно рассмотрим рынок ценных бумаг США и Великобритании).

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Система регулирования рынка ценных бумаг
1.1. Сущность и функции рынка ценных бумаг……………………...6
1.2. Понятие, цели и задачи системы управления рынка ценных бумаг……………………………………………………………………………9
1.3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг………….13
2. Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом
2.1. Система управления рынком ценных бумаг в России………......17
2.2. Регулирование рынка ценных бумаг за рубежом………………..27
Заключение……………………………………………………………..32
Список использованной литературы………………………………….34

Работа содержит 1 файл

Регулирование рынка ценных бумаг.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     3. Центральный банк РФ (ЦБ) регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.

     4. Государственный комитет по антимонопольной  политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

     Основные  законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

     - Гражданский кодекс РФ, части  I и II (1995–1996 гг.);

     - Закон «О банках и банковской деятельности» (1990 г.);

     - Закон «О Центральном банке Российской Федерации» (1995 г.);

     - Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (1991 г.);

     - Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992 г.)

     - Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.);

     - Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (1992 г.);

     - Закон об акционерных обществах  (1996 г.);

     - Закон о рынке ценных бумаг  (1996 г.);

     - Указы Президента по развитию  рынка ценных бумаг; за период  с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;

     - постановления Правительства Российской  Федерации в основном касаются  регулирования и развития рынка  государственных ценных бумаг  во всех их разновидностях.

 

      2.2. Регулирование рынка ценных бумаг за рубежом

     Система управления РЦБ основана на использовании  государственных и негосударственных (общественных) методов регулирования. В мировой практике различают 2 модели регулирования рынка ценных бумаг:

     1) Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников РЦБ. Такая система существует во Франции.

     2) При сохранении за государством  основных контрольных позиций  максимально возможный объем  полномочий передается саморегулируемым  организациям, значительное место  в контроле занимают не жесткие  предписания, а установившиеся  традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.

     Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации  управления страной и автономии  регионов. В странах с федеративным устройством часть полномочий государства на РЦБ передана территориям. Общей тенденцией является создание самостоятельных ведомств (комиссий) по ценным бумагам, регулирующих фондовые рынки.

     Опыт  стран с развитым рынком ценных бумаг  показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:

     а) Разработка концепции развития рынка, осуществление программы ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов;

     б) Концентрация ресурсов (государственных и частных) в первую очередь для развития инфраструктуры рынка;

     в) Контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов);

     г) Установление норм функционирования рынка, контроль за их соблюдением, применение санкций за нарушение правовых норм;

     д) Создание системы информации о состоянии РЦБ и обеспечение ее открытости для инвесторов;

     е) Создание системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

     ж) Предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного, налогового);

     з) Регулирование рынка государственных ценных бумаг, направленное на ограничение размера инвестиционных ресурсов, отвлекаемых на покрытие непроизводительных расходов государства;

     и) Разработка и регистрация общих правил функционирования РЦБ;

     к) Арбитраж в спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг;

     л) Налогообложение.

     С 30-х гг. ХХ века в США сложилась  двухуровневая система регулирования  рынка ценных бумаг: первый уровень  – органы государственного регулирования, прежде всего Комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦББ), и специальные органы регулирования в штатах; второй уровень – саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

     КЦББ  включает пять членов, назначаемых  президентом США, четыре отдела (корпоративных  финансов, регулирования рынка, инвестиционного  менеджмента и правозащитный), 18 управлений (аудиторское, информационных технологий, кадровое, аттестационное и др.), 11 региональных офисов.

     В свою очередь, на втором уровне функционируют  два типа саморегулируемых организаций:

     Национальная ассоциация фондовых дилеров – NASD (National Association of Securities Dealers). Членство в ней обязательно для брокеров и дилеров, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг. Без членства в NASD организация не может получить лицензию, дающую право работать на рынке, стать членом фондовой биржи, заниматься клиринговой или депозитарной деятельностью. Инфраструктурные организации на рынке ценных бумаг, членами которых являются его профессиональные участники, например, Нью-Йоркская фондовая биржа – New York Stock Exchange (NYSE), National Association of Securities Dealers Automated Quotation System (NASDAQ), Depository Trust Company (DTC), National Securities Clearing Corporation (NSCC), Option Clearing Corporation (OCC) и другие. В законодательстве и на практике они также именуются саморегулируемыми. Членство в такой организации для профессионального участника добровольное.

     В настоящее время активное развитие на мировых рынках так называемых «Альтернативных Торговых Систем» (ATS), которые, в отличие от СРО, являются коммерческими организациями, ведёт к уменьшению значимости СРО второго типа как регулятора фондового рынка и к повышению роли СРО первого типа. Такая же тенденция наблюдается и на российском рынке, что даёт основания говорить о наличии предпосылок для усиления роли саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.

     В Великобритании Законом (The Financial Services Act 1986) принята весьма специфическая  система делегирования полномочий государственной (публичной) власти на рынке ценных бумаг. На этой основе в UK сложилась громоздкая бюрократизированная система СРО.

     В соответствии с законом регулирование  рынка ценных бумаг в Великобритании возложено на Кабинет министров (Secretary of State). Этот правительственный  орган свои полномочия по регулированию  рынка ценных бумаг делегировал специальному органу, известному как Securities and Investments Board (SIB). Он финансируется за счет взносов участников рынка, но сам непосредственно СРО (SRO) не является. SIB, по законодательству UK, вправе самостоятельно выдавать лицензии на право осуществления инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг, но может делегировать его и СРО, что на практике и сделал.

     При этом разными сферами инвестиционной деятельности «руководят» разные СРО. The Securities and Futures Authority (SFA) занимается брокерами-дилерами, являющимися членами London Stock Exchange (LSE), London Futures and Options Exchange (LIFFE), London Metal Exchange (LME) и других товарных бирж Великобритании. Другая СРО – The Investment Management Regulatory Organisation (IMRO) – регулирует деятельность управляющих компаний и попечителей, организующих функционирование инвестиционных и пенсионных схем. Третья СРО – Personal Investment Authority (PIA) организует деятельность индивидуальных предпринимателей в сфере управления и консультирования коллективных инвестиционных, пенсионных и страховых схем.

     Формально в Великобритании членство в СРО  не является обязательным. Разрешение на право осуществлять инвестиционную деятельность (direct autorization) компании могут  получать в СРО или напрямую в SIB. Однако на практике второй вариант – явление редкое. При этом одна и та же компания может являться членом двух и более СРО.

     В отличие от США биржи и клиринговые  организации формально не называются в Великобритании СРО. Они осуществляют свою деятельность на рынке ценных бумаг не на основании обычного разрешения (autorization) как другие участники рынка ценных бумаг, а на только при условии получения от SIB статуса «признанной» инвестиционной биржи или «признанной» клиринговой организации. Фактически же функции бирж и клиринговых организаций в отношении их членов в Великобритании аналогичны практике, сложившейся в США.

     Заметим, что система СРО в Великобритании весьма громоздка и не всегда функционирует  эффективно. Как, показывает практика, эта система не смогла предотвратить массовые нарушения прав инвесторов в известных скандалах с пенсионными фондами Максвелла, банкротства «Берингс» и в других ситуациях. Лидеры правящей в Великобритании лейбористской партии неоднократно заявляли о необходимости радикальных изменений этой системы СРО и передаче их функций одной организации типа SIB.

 

      Заключение 

     Несмотря  на большие трудности, особенно, законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России. По мнению экспертов, российский рынок ценных должен развиваться в следующих направлениях:

     - развитой рынок ценных бумаг  обычно имеет доступ к фондам, формируемым различными типами институциональных инвесторов. Рынок ценных бумаг может расти, если такие институты будут созданы;

     - консультационные и управленческие  услуги, способствующие государственным  капиталовложениям в инвестиционные фонды, страхование вкладов и других видов сбережений требуют соответствующей законодательной, регламентационной, образовательной и технической;

     - законодательство о фирмах должно  гарантировать, что правление  акционерных предприятий защищает  интересы широкого круга инвесторов. Это предполагает определение обязанностей руководителей и установление контроля для предотвращения разного рода махинаций;

     - особой проблемой для государства  остается защита интересов вкладчиков  негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. Для ее решения органы, регулирующие деятельность этих финансовых институтов, должны разработать нормативы обязательных инвестиций и наиболее ликвидные и надежные ценные бумаги.

     Российский  рынок ценных бумаг развивается  более или менее динамично. Искушенные западные профессионалы высоко оценивают  потенциал российского рынка, а политическая и экономическая стабильность позволит России в ближайшем будущем стать одним из крупнейших финансовых центров мира.

     Если  же говорить о регулировании рынка  ценных бумаг за рубежом, то можно  отметить следующее. В глаза бросается  тенденция создания самостоятельных  ведомств по ценным бумагам. То есть часть  полномочий передаётся территориям. Особенностью регулирования в США является двухуровневая система регулирования – органы государственного регулирования на первом уровне и саморегулирующие организации на втором. В Великобритании, наоборот, сложилась одноуровневая система-согласно законодательству все возложено на Кабинет министров, который в свою очередь делегировал свои полномочия специальному органу, финансирующимуся за счет взносов участников рынка.

     Россия  является страной с федеративным устройством, и на мой взгляд, нам следовало бы присмотреться к модели, реализованной в США. Симбиоз управления рынком на разных уровнях дал бы положительные результаты. Чего не скажешь о применимости модели, используемой в Великобритании сложится бы громоздкая бюрократическая система и не будет толчков к развитию.

 

      Список использованной литературы.

     Нормативно-правовые акты:

     1. Федеральный Закон РФ от 22.04.1996г.  № 39-ФЗ (ред. от 04.10.2010) «О рынке ценных бумаг».

Информация о работе Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом