Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:13, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить положение дел и предпринимаемые меры в России и за рубежом в области регулирования рынка ценных бумаг. Данная цель достигается путем решения следующих задач:
1. Дать определение основным понятиям.
2. Рассмотреть виды регулирования рынка ценных бумаг.
3. Исследовать методы регулирования в России.
4. Исследовать методы регулирования за рубежом (подробно рассмотрим рынок ценных бумаг США и Великобритании).
Введение………………………………………………………………..3
1. Система регулирования рынка ценных бумаг
1.1. Сущность и функции рынка ценных бумаг……………………...6
1.2. Понятие, цели и задачи системы управления рынка ценных бумаг……………………………………………………………………………9
1.3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг………….13
2. Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом
2.1. Система управления рынком ценных бумаг в России………......17
2.2. Регулирование рынка ценных бумаг за рубежом………………..27
Заключение……………………………………………………………..32
Список использованной литературы………………………………….34
а) определенной денежной политики;
б) политики налогообложения;
в) политики формирования государственных доходов и направления использования государственных расходов;
г) политики управления государственной собственностью, в том числе управление имеющимися у государства пакетами акций приватизированных предприятий и др.
В отличие от государственного регулирования рынка в целом, или регулирования макроэкономических процессов, регулирование РЦБ по преимуществу является административным, т.е. осуществляется с помощью правовой базы, а не каких-то экономических рычагов, например, управление количеством денег в обращении или установление процентных ставок.
На
практике указанные способы
2. Система регулирования рынка ценных
бумаг в России и зарубежом
2.1.
Система управления рынком
В настоящее время в России задачи, приведенные в первой главе, выполняются частично. Ввиду недостаточного развития института профессиональных участников рынка ценных бумаг, отсутствия традиций и устоявшихся методов работы, основную роль в управляющей подсистеме регулирования рынка ценных бумаг играют государственные органы. Указом Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» от 4 ноября 1994 г. функция главного координирующего органа передана Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ (ныне Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг – ФКЦБ России). Государственное регулирование главным образом осуществляется на основе нормативно-правовых актов. В настоящее время их действует более 300, но этого явно недостаточно, если сравнить российскую нормативно-правовую базу с многотомными собраниями законодательных актов по ценным бумагам в странах с развитым фондовым рынком. Основополагающими документами по государственному регулированию рынка ценных бумаг являются Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «О рынке ценных бумаг» и «Об акционерных обществах», Постановление ФКЦБ России «Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии» сентябрь 1996 г.), Постановление ФКЦБ России «Об утверждении стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций» от 11 ноября 1998 г. В связи с постоянными изменениями ситуации на фондовом рынке страны многие правовые нормы быстро устаревают. В них имеется немало противоречий, двойных толкований и «белых пятен». Например, слабо урегулированы трастовые операции, операции, связанные с залогом ценных бумаг и ссудой ценными бумагами, отсутствует адекватное правовое толкование новых типов институциональных инвесторов, акций на предъявителя, безбумажного выпуска ценных бумаг, прав и обязанностей самоуправляемых ассоциаций участников рынка ценных бумаг. По некоторым оценкам, действующая нормативно-правовая база реально сдерживает развитие фондового рынка, непосредственно влияя на уменьшение объема инвестиций в ценные бумаги. Примерно половина нормативно-правовых актов связана с государственными ценными бумагами и приватизацией. В целом законодательство, регулирующее обращение ценных бумаг, имеет большие пробелы, не охватывает важные области фондового рынка. На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссии) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка. На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложение операций (сделок) с ценными бумагами
Федеративное устройство России предполагает двухуровневое регулирование рынка ценных бумаг: на федеральном и региональном уровнях. Если федеральная система управления фондовым рынком в целом сложилась, то система регулирования региональных рынков ценных бумаг пока еще формируется. Это связано с тем, что в целом региональные рынки характеризуются недостаточным развитием инфраструктуры и сети коммуникаций. Хотя примеры городов Москвы и Санкт-Петербурга, Нижегородской и Свердловской областей свидетельствуют о больших перспективах их развития. На региональном уровне в целом преобладает государственное регулирование, широко используются командно-административные методы управления. Методы экономического и социально-психологического управления региональными рынками ценных бумаг применяются недостаточно эффективно. Это связано прежде всего с отсутствием необходимого числа профессиональных менеджеров. Важными аспектами экономического регулирования являются наполнение рынка ценными бумагами с различными инвестиционными качествами, предложение привлекательных инвестиционных программ. Социально-психологические методы регулирования рынка ценных бумаг связаны с формированием определенного общественного мнения, целенаправленной работой по мотивации поведения инвесторов. Действующая нормативно-правовая база в регионах часто противоречит федеральной. Она не в полной мере защищает интересы инвесторов, не дает четких разъяснений по регулированию операций на вторичном рынке и применению санкций к нарушителям. В этих условиях повышается значение конкретных мер, направленных на упорядочение регулирования региональных рынков ценных бумаг. Регулирование процессов, происходящих на фондовом рынке, является также одной из сфер деятельности региональных комиссий, образованных в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации». Цель таких комиссий – обеспечить выполнение установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, а также практическую реализацию решений, принимаемых ФКЦБ России, и контролировать деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг на территории региона. В состав региональной комиссии входят представители администрации территорий (отдела или департамента управления государственным имуществом, финансового управления), территориальных подразделений фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции и налоговой полиции, управления Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства, Центрального банка и др. При региональной комиссии создается консультационно-совещательный орган – экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представители профессиональных участников рынка ценных бумаг и их союзов, иных общественных объединений, фондовых бирж, а также независимые эксперты. Региональная комиссия обеспечивает выполнение на подведомственной территории постановлений ФКЦБ России, распоряжений ее региональных представительств. В сферу ее компетенции входят следующие вопросы:
- разработка основных направлений развития регионального рынка ценных бумаг и координация деятельности государственных органов по вопросам регулирования фондового рынка в пределах установленных полномочий;
- регламентация порядка деятельности: юридических и физических лиц на региональном рынке ценных бумаг;
- специализированных регистраторов, депозитариев, инвестиционных институтов, банков, занимающихся деятельностью по ведению и хранению реестров акционеров;
- определение обязательных требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению и обращению.
Принципы регулирования российского РЦБ во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.
Основные принципы:
-
разделение подходов в
-
выделение из всех видов
-
максимально широкое
-
обеспечение конкуренции как
механизма объективного
- разделение полномочий между регулирующими органами. Нормотворчество и нормоприменение не могут совмещаться в одном лице;
-
обеспечение гласности
-
соблюдение принципа
-
оптимальное распределение
В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» государственное регулирование данного рынка осуществляется на основе:
а) установления обязательных требований к деятельности на РЦБ:
- эмитентов ценных бумаг;
- профессиональных участников;
- саморегулируемых организаций;
б) установления стандартов эмиссии ценных бумаг;
в) государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг;
г) государственной системы контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств по эмитированным ценным бумагам;
д) лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
е) запрещения и пресечения предпринимательской деятельности на РЦБ без соответствующей лицензии;
ж) создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг;
з) установления предельных объемов эмиссии ценных бумаг органами государственной власти и местного самоуправления.
Структура органов государственного регулирования российского РЦБ:
I. Высшие органы государственной власти:
1. Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг.
2. Президент издает указы.
3.
Правительство выпускает
II.
Государственные органы
1.
Федеральная служба по
Основные функции ФСФР:
-
Обеспечение динамичного
-
координирует деятельность
- утверждает стандарты эмиссий ценных бумаг и стандарты проспектов ценных бумаг;
-
утверждает порядок
-
разрабатывает и утверждает
-
устанавливает обязательные
-
устанавливает порядок,
-
устанавливает порядок,
-
определяет стандарты
- обеспечивает создание системы раскрытия информации на РЦБ;
-
утверждает квалификационные
-
создание и развитие системы
нормативных актов,
- устанавливает порядок допуска российских ценных бумаг к размещению и обращению вне территории РФ.
2.
Министерство финансов РФ (Минфин)
регистрирует выпуски ценных
бумаг корпораций (кроме кредитных
организаций), субъектов федерации
и органов местного
Информация о работе Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом