Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить положение дел и предпринимаемые меры в России и за рубежом в области регулирования рынка ценных бумаг. Данная цель достигается путем решения следующих задач:
1. Дать определение основным понятиям.
2. Рассмотреть виды регулирования рынка ценных бумаг.
3. Исследовать методы регулирования в России.
4. Исследовать методы регулирования за рубежом (подробно рассмотрим рынок ценных бумаг США и Великобритании).

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Система регулирования рынка ценных бумаг
1.1. Сущность и функции рынка ценных бумаг……………………...6
1.2. Понятие, цели и задачи системы управления рынка ценных бумаг……………………………………………………………………………9
1.3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг………….13
2. Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом
2.1. Система управления рынком ценных бумаг в России………......17
2.2. Регулирование рынка ценных бумаг за рубежом………………..27
Заключение……………………………………………………………..32
Список использованной литературы………………………………….34

Работа содержит 1 файл

Регулирование рынка ценных бумаг.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     а) определенной денежной политики;

     б) политики налогообложения;

     в) политики формирования государственных доходов и направления использования государственных расходов;

     г) политики управления государственной собственностью, в том числе управление имеющимися у государства пакетами акций приватизированных предприятий и др.

     В отличие от государственного регулирования  рынка в целом, или регулирования  макроэкономических процессов, регулирование  РЦБ по преимуществу является административным, т.е. осуществляется с помощью правовой базы, а не каких-то экономических рычагов, например, управление количеством денег в обращении или установление процентных ставок.

     На  практике указанные способы регулирования  обычно дополняют друг друга.

 

      2. Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом 

     2.1. Система управления рынком ценных  бумаг в России

     В настоящее время в России задачи, приведенные в первой главе, выполняются  частично. Ввиду недостаточного развития института профессиональных участников рынка ценных бумаг, отсутствия традиций и устоявшихся методов работы, основную роль в управляющей подсистеме регулирования рынка ценных бумаг играют государственные органы. Указом Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» от 4 ноября 1994 г. функция главного координирующего органа передана Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ (ныне Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг – ФКЦБ России). Государственное регулирование главным образом осуществляется на основе нормативно-правовых актов. В настоящее время их действует более 300, но этого явно недостаточно, если сравнить российскую нормативно-правовую базу с многотомными собраниями законодательных актов по ценным бумагам в странах с развитым фондовым рынком. Основополагающими документами по государственному регулированию рынка ценных бумаг являются Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «О рынке ценных бумаг» и «Об акционерных обществах», Постановление ФКЦБ России «Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии» сентябрь 1996 г.), Постановление ФКЦБ России «Об утверждении стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций» от 11 ноября 1998 г. В связи с постоянными изменениями ситуации на фондовом рынке страны многие правовые нормы быстро устаревают. В них имеется немало противоречий, двойных толкований и «белых пятен». Например, слабо урегулированы трастовые операции, операции, связанные с залогом ценных бумаг и ссудой ценными бумагами, отсутствует адекватное правовое толкование новых типов институциональных инвесторов, акций на предъявителя, безбумажного выпуска ценных бумаг, прав и обязанностей самоуправляемых ассоциаций участников рынка ценных бумаг. По некоторым оценкам, действующая нормативно-правовая база реально сдерживает развитие фондового рынка, непосредственно влияя на уменьшение объема инвестиций в ценные бумаги. Примерно половина нормативно-правовых актов связана с государственными ценными бумагами и приватизацией. В целом законодательство, регулирующее обращение ценных бумаг, имеет большие пробелы, не охватывает важные области фондового рынка. На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссии) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка. На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложение операций (сделок) с ценными бумагами

     Федеративное  устройство России предполагает двухуровневое регулирование рынка ценных бумаг: на федеральном и региональном уровнях. Если федеральная система управления фондовым рынком в целом сложилась, то система регулирования региональных рынков ценных бумаг пока еще формируется. Это связано с тем, что в целом региональные рынки характеризуются недостаточным развитием инфраструктуры и сети коммуникаций. Хотя примеры городов Москвы и Санкт-Петербурга, Нижегородской и Свердловской областей свидетельствуют о больших перспективах их развития. На региональном уровне в целом преобладает государственное регулирование, широко используются командно-административные методы управления. Методы экономического и социально-психологического управления региональными рынками ценных бумаг применяются недостаточно эффективно. Это связано прежде всего с отсутствием необходимого числа профессиональных менеджеров. Важными аспектами экономического регулирования являются наполнение рынка ценными бумагами с различными инвестиционными качествами, предложение привлекательных инвестиционных программ. Социально-психологические методы регулирования рынка ценных бумаг связаны с формированием определенного общественного мнения, целенаправленной работой по мотивации поведения инвесторов. Действующая нормативно-правовая база в регионах часто противоречит федеральной. Она не в полной мере защищает интересы инвесторов, не дает четких разъяснений по регулированию операций на вторичном рынке и применению санкций к нарушителям. В этих условиях повышается значение конкретных мер, направленных на упорядочение регулирования региональных рынков ценных бумаг. Регулирование процессов, происходящих на фондовом рынке, является также одной из сфер деятельности региональных комиссий, образованных в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации». Цель таких комиссий – обеспечить выполнение установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, а также практическую реализацию решений, принимаемых ФКЦБ России, и контролировать деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг на территории региона. В состав региональной комиссии входят представители администрации территорий (отдела или департамента управления государственным имуществом, финансового управления), территориальных подразделений фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции и налоговой полиции, управления Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства, Центрального банка и др. При региональной комиссии создается консультационно-совещательный орган – экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представители профессиональных участников рынка ценных бумаг и их союзов, иных общественных объединений, фондовых бирж, а также независимые эксперты. Региональная комиссия обеспечивает выполнение на подведомственной территории постановлений ФКЦБ России, распоряжений ее региональных представительств. В сферу ее компетенции входят следующие вопросы:

     - разработка основных направлений развития регионального рынка ценных бумаг и координация деятельности государственных органов по вопросам регулирования фондового рынка в пределах установленных полномочий;

     - регламентация порядка деятельности: юридических и физических лиц на региональном рынке ценных бумаг;

     - специализированных регистраторов, депозитариев, инвестиционных институтов, банков, занимающихся деятельностью по ведению и хранению реестров акционеров;

     - определение обязательных требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению и обращению.

     Принципы  регулирования российского РЦБ  во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

     Основные  принципы:

     - разделение подходов в регулировании  отношений между эмитентом и  инвестором, с одной стороны, и  участниками рынка – с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным, во втором – отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

     - выделение из всех видов ценных  бумаг так называемых инвестиционных  – выпускаемых массово, сериями, рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку оперируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

     - максимально широкое использование  процедур раскрытия информации  обо всех участниках рынка  – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;

     - обеспечение конкуренции как  механизма объективного повышения  качества услуг и снижения  их стоимости. Все субъекты  регулирования имеют равные права  перед регулирующими органами;

     - разделение полномочий между  регулирующими органами. Нормотворчество и нормоприменение не могут совмещаться в одном лице;

     - обеспечение гласности нормотворчества,  широкое публичное обсуждение  путей решения проблем рынка;

     - соблюдение принципа преемственности  российской системы регулирования  рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции;

     - оптимальное распределение функций  регулирования рынка ценных бумаг  между государственными и негосударственными  органами управления - коммерческими  и общественными организациями.

     В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» государственное регулирование данного рынка осуществляется на основе:

     а) установления обязательных требований к деятельности на РЦБ:

     - эмитентов ценных бумаг;

     - профессиональных участников;

     - саморегулируемых организаций;

     б) установления стандартов эмиссии ценных бумаг;

     в) государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг;

     г) государственной системы контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств по эмитированным ценным бумагам;

     д) лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

     е) запрещения и пресечения предпринимательской деятельности на РЦБ без соответствующей лицензии;

     ж) создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг;

     з) установления предельных объемов эмиссии ценных бумаг органами государственной власти и местного самоуправления.

     Структура органов государственного регулирования  российского РЦБ:

     I. Высшие органы государственной  власти:

     1. Государственная Дума издает  законы, регулирующие рынок ценных  бумаг.

     2. Президент издает указы.

     3. Правительство выпускает постановления,  обычно в развитие указов президента.

     II. Государственные органы регулирования  РЦБ министерского уровня:

     1. Федеральная служба по финансовым  рынкам (ФСФР) осуществляет всестороннее  регулирование рынка корпоративных ценных бумаг, является федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Она представляет собой совокупность центрального органа и территориальных организаций, охватывающих все основные регионы России.

     Основные функции ФСФР:

     - Обеспечение динамичного развития  РЦБ в соответствии с национальными  интересами России;

     - координирует деятельность всех  других федеральных органов исполнительной  власти по вопросам регулирования  данного рынка;

     - утверждает стандарты эмиссий ценных бумаг и стандарты проспектов ценных бумаг;

     - утверждает порядок государственной  регистрации проспектов ценных  бумаг, выпусков ценных бумаг  и отчетов об их итогах;

     - разрабатывает и утверждает требования  к правилам осуществления профессиональной  деятельности на рынке ценных бумаг;

     - устанавливает обязательные требования  к операциям с ценными бумагами, в том числе операциям размещения, обращения, расчетно-депозитарным  операциям, порядку ведения реестра;

     - устанавливает порядок, осуществляет  лицензирование профессиональной деятельности на РЦБ и ведет реестр этих лицензий;

     - устанавливает порядок, осуществляет  лицензирование и ведет реестр  саморегулируемых организаций профессиональных  участников РЦБ;

     - определяет стандарты деятельности  инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

     - обеспечивает создание системы  раскрытия информации на РЦБ;

     - утверждает квалификационные требования, предъявляемые к персоналу профессиональных участников рынка ценных бумаг, и осуществляет их аттестацию в форме приема квалификационного экзамена и выдачи квалификационного аттестата;

     - создание и развитие системы  нормативных актов, необходимых  для регулирования РЦБ;

     - устанавливает порядок допуска российских ценных бумаг к размещению и обращению вне территории РФ.

     2. Министерство финансов РФ (Минфин) регистрирует выпуски ценных  бумаг корпораций (кроме кредитных  организаций), субъектов федерации  и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

Информация о работе Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом