Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить положение дел и предпринимаемые меры в России и за рубежом в области регулирования рынка ценных бумаг. Данная цель достигается путем решения следующих задач:
1. Дать определение основным понятиям.
2. Рассмотреть виды регулирования рынка ценных бумаг.
3. Исследовать методы регулирования в России.
4. Исследовать методы регулирования за рубежом (подробно рассмотрим рынок ценных бумаг США и Великобритании).

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Система регулирования рынка ценных бумаг
1.1. Сущность и функции рынка ценных бумаг……………………...6
1.2. Понятие, цели и задачи системы управления рынка ценных бумаг……………………………………………………………………………9
1.3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг………….13
2. Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом
2.1. Система управления рынком ценных бумаг в России………......17
2.2. Регулирование рынка ценных бумаг за рубежом………………..27
Заключение……………………………………………………………..32
Список использованной литературы………………………………….34

Работа содержит 1 файл

Регулирование рынка ценных бумаг.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     Цель  рынка ценных бумаг – аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг. Задачами рынка ценных бумаг являются:

     - мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретных инвестиций;

     - формирование рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам;

     - развитие вторичного рынка;

     - активизация маркетинговых исследований;

     - трансформация отношений собственности;

     - совершенствование рыночного механизма и системы управления;

     - обеспечение реального контроля над фондовым капиталом на основе государственного регулирования;

     - уменьшение инвестиционного риска;

     - формирование портфельных стратегий;

     - развитие ценообразования;

     - прогнозирование перспективных направлений развития.

     Регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) охватывает всех его участников:

     - эмитентов;

     - инвесторов;

     - профессиональных фондовых посредников;

     - организации инфраструктуры рынка.

     Регулирование рынка ценных бумаг делится на внешнее и внутреннее. Оно выполняется специализированными органами и организациями, следящими за состоянием фондового рынка. Внутреннее регулирование предусматривает самостоятельность кампании. Фирма подчиняется своим собственным уставам и нормативным документам. А внешнее регулирование – это когда организация подчиняется устоям и законодательству государства. Соответственно, каждая организация сталкивается и с тем, и с другим видом регулирования. Получается, что на развитие рынка ценных бумаг в равной мере влияют государство, сами участники, инвесторы биржи, а так же общественное мнение, которое тоже играет немаловажную роль, хоть, может быть, и в меньшей степени.

     Регулирование РЦБ осуществляется органами или  организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

     1) государственное регулирование  рынка, осуществляемое государственными  органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

     2) регулирование со стороны профессиональных  участников РЦБ, или саморегулирование  рынка. Этот процесс в данный  момент развивается двояко: с  одной стороны, государство может  передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников РЦБ. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

     3) общественное регулирование, или  регулирование через общественное  мнение. В конечном счете, именно  реакция широких слоев общества  в целом на какие-то действия  на рынке ценных бумаг является  первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.  

 

      1.3 Государственное регулирование  рынка ценных бумаг

     Система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных  и негосударственных (общественных) методов регулирования. В мировой практике различают две модели регулирования рынка ценных бумаг: Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции. При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг), значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании. Государственное регулирование рынка ценных бумаг включает в себя:

     - разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов;

     - разработку стандартов, т.е. набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструментам и т.п.;

     - регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка. Задачами государственного регулирования являются:

     - реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг;

     - обеспечение безопасности рынка ценных бумаг для профессиональных участников и клиентов;

     - создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.

     Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления страной и автономии регионов. В странах с федеративным устройством часть полномочий государства на рынке ценных бумаг передана территориям. Общей тенденцией является создание самостоятельных ведомств (комиссий) по ценным бумагам, регулирующих фондовые рынки. Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФКЦБ России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг (ПАРТАД, НАУФОР), с другой стороны. В России стихийно сложилась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков). Опыт стран с развитым рынком ценных бумаг показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:

     - разработка концепции развития рынка, осуществление программы ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов;

     - концентрация ресурсов (государственных и частных) в первую очередь для развития инфраструктуры рынка;

     - контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов);

     - установление норм функционирования рынка, контроль за их соблюдением, применение санкций за нарушение правовых норм;

     - создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;

     - создание системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

     - предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного, налогового);

     - регулирование рынка государственных ценных бумаг, направленное на ограничение размера инвестиционных ресурсов, отвлекаемых на покрытие непроизводительных расходов государства;

     - разработка и регистрация общих правил функционирования рынка ценных бумаг;

     - арбитраж в спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг;

     - налогообложение.

     Выделяют  следующие методы регулирования  рынка ценных бумаг:

     - регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;

     - лицензирование деятельности профессиональных участников рынка;

     - аттестация специалистов инвестиционных институтов;

     - страхование инвесторов;

     - аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;

     - надзор и контроль за проведением фондовых операций;

     - регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;

     - раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.

     Объектами государственного регулирования на РЦБ могут быть участники рынка, его инструменты и совершаемые  с ними разнообразные операции, в частности:

     1. Ценная бумага с позиций:

     а) юридического статуса;

     б) размещения (выпуска);

     в) обращения;

     г) использования в качестве основы для производных инструментов;

     д) налогообложения и др.

     2. Участники рынка в отношении  их:

     а) отбора для работы на рынке в том или ином качестве;

     б) защиты в качестве инвесторов от мошенничества;

     в) налогообложения и т.п.

     3. Операции с ценными бумагами  с позиций:

     а) разрешенных видов рыночных операций;

     б) совмещения разных видов операций с  ценными бумагами;

     в) разрешения имущественных споров;

     г) налогообложения и т.п.

     Государственное регулирование РЦБ включает в  себя:

     - создание и совершенствование  необходимой нормативно-правовой  базы;

     - создание органов регулирования  рынка;

     - организация отбора и допуска  юридических и физических лиц  в качестве участников рынка ценных бумаг;

     - контроль за соблюдением и  исполнением нормативно-правовой  базы;

     - разрешение споров между участниками  рынка. 

     Задачами  государственного регулирования являются:

     - реализация государственной политики  развития рынка ценных бумаг;

     - обеспечение безопасности РЦБ  для профессиональных участников  и клиентов;

     - создание открытой системы информации  о рынке ценных бумаг и контроль  за обязательным раскрытием информации  участниками рынка. 

     Формы государственного регулирования рынка (в зависимости от вида инструмента регулирования):

     1. Прямое или административное  – это государственное регулирование рынка, основанное на юридических нормах. Оно включает:

     а) нормативно-законодательную деятельность;

     б) регистрационную деятельность (ведение реестров юридических объектов – юридических и физических лиц, ценных бумаг и др.);

     в) разрешительную деятельность (лицензирование, аттестацию);

     г) поддержание правопорядка на рынке;

     д) выставление требований к участникам рынка, например, по обеспечению гласности, информированию и др.

     2. Косвенное, или экономическое  – это государственное регулирование рынка, основанное на использовании экономических инструментов самого рынка в качестве рычагов регулирования. Такого рода регулирование включает проведение государством:

Информация о работе Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом