Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:42, курсовая работа
В августе 2008 года было принято Постановление Правительства РФ № 583, которое обязало все федеральные бюджетные учреждения перейти на новую систему оплаты труда с декабря 2008 года. Эта возможность была использована только в нескольких крупных городах и субъектах федерации, таких как г. СанктПетербург, г. Москва и некоторые другие. Внедрение новой системы оплаты труда в субъектах РФ началось в основном в конце 2008 – начале 2009 годах после принятия соответствующих нормативных актов на местах.
Введение 3
Глава I. 5
Понятие заработной платы и ее структура в бюджетной сфере 5
1.1. Характеристика бюджетной сферы 5
1.2 Заработная плата как экономическая категория 6
1.3 Особенности организации оплаты труда работников бюджетной сферы 13
Глава II. 16
Анализ и оценка системы оплаты труда работников бюджетной сферы (на примере ГБУ МЦ «Лидер») 16
2.1. Анализ и оценка общей системы оплаты труда в соответствии с тарифными ставками (окладами) ЕТС 16
2.2. Организация премирования и материального стимулирования работников ГБУ «МЦ «Лидер» 18
2.3. Оценка добавок к заработной плате и морального поощрение работников ГБУ «МЦ «Лидер» 20
Глава III. 22
Пути совершенствования системы оплаты труда в бюджетной сфере (на примере ГБУ «МЦ «Лидер») 22
Заключение 25
Используемые материалы 27
- Конвенция (N 100) о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности;
- Рекомендация (N 90) о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности;
- Конвенция (N 132) об оплачиваемых отпусках.
Обратимся к общим положениям о заработной плате, которые приводятся в ст. 129-132 ТК РФ.
К общим положениям об оплате труда
относятся определения
Оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Заработная плата - вознаграждение
за труд в зависимости от квалификации
работника, сложности, количества, качества
и условий выполняемой работы,
а также выплаты
Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.
В величину минимального размера оплаты труда не включают доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты. Также не входят выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.
Тарифная ставка (оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени.
Тарификация работы - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.
Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника.
Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.
Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарифная система - совокупность нормативов,
с помощью которых
К общим положениям относится также перечень основных государственных гарантий по оплате труда работников, приведенный в ст. 130 (текст ст. приводится в редакции ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ):
В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:
- величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (ст. 133 ТК РФ);
- величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации;
- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (ст. 134 ТК РФ);
- ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы (ст. 137 и 138 ТК РФ);
- ограничение оплаты труда в натуральной форме (ст. 131 ТК РФ);
- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами (ст. 25 и 64 Гражданского кодекса РФ);
- государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда (ст. 353, 354 ТК РФ);
- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями (ст. 142, 236, 419 ТК РФ);
- сроки и очередность выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ).
Статьей 131 ТК РФ предусмотрено, что выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в иной форме, не может превышать 20 процентов от общей суммы заработной платы.
Выплата заработной платы в виде
спиртных напитков, наркотических, токсических,
ядовитых и вредных веществ, оружия,
боеприпасов и других предметов,
в отношении которых
Как следует из текста ст. 131, оплата труда не в рублях может производиться в строго определенных случаях: в соответствии с коллективным договором или трудовым договором. Но и в этих случаях оплата не в рублях может производиться только по письменному заявлению работника.
В статье 132 в качестве одного из общих положений об оплате труда изложены принципы, которыми обязан руководствоваться работодатель при организации заработной платы своих работников:
"Заработная плата каждого
работника зависит от его
В бюджетных организациях работники вступают в отношения найма с работодателями от имени государства, которое в свою очередь их нанимает. В распоряжении работодателей передаются бюджетные средства, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в соответствии с профилем деятельности организации. Как правило, в задачи бюджетных организаций не входит получение прибыли.
Размеры и сроки повышения оплаты труда работников бюджетных учреждений определяются при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, а также исходя из имеющихся финансовых возможностей.
Оплата труда в бюджетной организации основывается на следующих единых принципах:
1) принцип обеспечения
2) принцип систематизации выплат за выполнение работы в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных;
3) принцип единого подхода по исчислению стажа работы;
4) принцип использования
5) принцип сохранения единого
порядка аттестации и
6) принцип тарификации работ и работников с учетом ЕТКС и ЕКС;
7) принцип обеспечения повышения
уровня реальной заработной
Взаимоотношения работников и работодателей
бюджетных организаций строятся
в рамках выделенных органом управления
средств. Почти все условия ее
осуществления оказываются
До 1 июня 2011 года в Российской Федерации оплата труда работников бюджетной сферы повсеместно осуществлялась в соответствии с Единой Тарифной Сеткой.
Единая тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки и тарифные ставки
Правительство РФ постановлением от 22.09.07 № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» фактически дало старт переходу от оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки к оплате на основе новых систем. Одним из принципов формирования новых систем оплаты труда являлась самостоятельность установления таких систем на каждом уровне государственной власти (федеральном, региональном и муниципальном) в пределах своих полномочий.
С 1 июня 2011 года в Российской Федерации повсеместно Единая Тарифная Сетка отменена. Во всех организациях бюджетной сферы РФ зарплата выплачивается по НСОТ. Оценка уровня квалификации персонала производится по правилам отраслевых систем сертификации. Новая система оплаты труда позволила руководителям предприятий единолично распоряжаться фондом заработной платы и поощрять наиболее квалифицированных работников.
Зарплата по НСОТ делится на три части:
Оплата труда в ГБУ «МЦ «Лидер» осуществляется в соответствии с тарифными ставками (окладами) единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы. (Приложение 1) Средства для оплаты труда работников выделяются в полном размере из федерального бюджета города Москвы.
В сетки существует 18 разрядов оплаты труда к каждому из которых соответствует определенная тарифная ставка. Особенность данной оплаты труда определяется существованием дополнительного коэффициента оплаты труда (составляет 70% от первоначальной тарифной ставки), который дополняет основной оклад работника. Таким образом, начисленная заработная плата работника учреждения возрастает от первоначально установленной в 1,7 раза.
Разряд работника присуждается при приеме на работу в соответствии с Единым квалификационным справочником содержащем квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих и требования, предъявляемые к уровню их знаний и квалификации. Присуждает разряд квалификационная комиссия, созданная на базе Центра.
Присвоение разряда
По результатам проверки экзаменов
и сдачи пробы комиссией путем
голосования принимается
Тарифный разряд, соответствующий квалификации работника, присваивается как при приеме на работу, так и в процессе работы, в связи с повышением его квалификации; при приведении новых условий оплаты труда; изменении тарифной системы. Присвоение или повышение разряда производится при условии потребности Центра в специалистах данного разряда. Работнику гарантируется сохранение присвоенного ему разряда. Разряд входит в условия трудового договора. Следовательно, присвоенный рабочему тарифный разряд может изменяться лишь с его согласия. Отсутствие в организации работ соответствующей квалификации или иные причины (недостаток средств на оплату труда) не могут служить основанием для пересмотра присвоенных рабочим тарифных разрядов.
Оплата труда директора учреждения осуществляется в соответствии с договором, который он заключает в управляющем учреждении - Департамент семейной и молодежной политики города Москвы.
Нельзя не отметить практичность введенной системы. Зарплатный фонд распределяется среди работников по единой системе, что облегчает расчет выплат заработной платы. Исходя из ограниченности бюджетных средств этот вариант оплаты труда, на мой взгляд, является вполне приемлемым.
Единственный вопрос, который возникает относительно ЕТС это достаточность 18 разрядов для полноценной оценки труда и квалификации работников. В современных условиях, когда у работника имеются 2 и более высших образования, знание иностранных языков, всевозможные курсы повышения квалификации, дипломы разных уровней и т.п. возникает сложность в адекватной оценке работника, его недооценки как специалиста.
Также, если рассматривать систему присвоения и повышения квалификации работников Центра, то нельзя не отметить определенный уровень субъективности применяемой системы. Я считаю, что при таком варианте определения квалификации работника не учитывается человеческий фактор. Правда в том, что для реальной оценки работника необходим высококвалифицированный состав комиссии, присваивающей разряд. А содержания такого состава зачастую либо невозможно, либо влечет дополнительную существенную нагрузку на зарплатный фонд работников. Варианты решения данной проблемы я предложу в третьей главе моей работы.
Организация премирования и материального стимулирования работников ГБУ «МЦ «Лидер» осуществляется в соответствии с специально разработанном положением «о премировании и материальном стимулировании работников государственного учреждении города Москвы «Молодежный центр «Лидер».
Настоящее
положение разработано в