Система оплаты труда работников бюджетной сферы и ее модернизация в современных условиях (на примере ГБУ МЦ «Лидер»)»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

В августе 2008 года было принято Постановление Правительства РФ № 583, которое обязало все федеральные бюджетные учреждения перейти на новую систему оплаты труда с декабря 2008 года. Эта возможность была использована только в нескольких крупных городах и субъектах федерации, таких как г. СанктПетербург, г. Москва и некоторые другие. Внедрение новой системы оплаты труда в субъектах РФ началось в основном в конце 2008 – начале 2009 годах после принятия соответствующих нормативных актов на местах.

Содержание

Введение 3
Глава I. 5
Понятие заработной платы и ее структура в бюджетной сфере 5
1.1. Характеристика бюджетной сферы 5
1.2 Заработная плата как экономическая категория 6
1.3 Особенности организации оплаты труда работников бюджетной сферы 13
Глава II. 16
Анализ и оценка системы оплаты труда работников бюджетной сферы (на примере ГБУ МЦ «Лидер») 16
2.1. Анализ и оценка общей системы оплаты труда в соответствии с тарифными ставками (окладами) ЕТС 16
2.2. Организация премирования и материального стимулирования работников ГБУ «МЦ «Лидер» 18
2.3. Оценка добавок к заработной плате и морального поощрение работников ГБУ «МЦ «Лидер» 20
Глава III. 22
Пути совершенствования системы оплаты труда в бюджетной сфере (на примере ГБУ «МЦ «Лидер») 22
Заключение 25
Используемые материалы 27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 52.19 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт  инновационного управления экономикой

 Кафедра  макроэкономики и социально-экономического прогнозирования

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине экономика труда

на тему:

 «Система оплаты труда работников бюджетной сферы и ее модернизация в современных условиях (на примере ГБУ МЦ «Лидер»)»

Специальность 080103 – «Национальная экономика»

Специализация 080103 – 01 «Национальный рынок»

 

 

 

Выполнил:

Студент Македонский В.Н.

группа 3-1

Руководитель-консультант

к.э.н., доцент В.А. Остапенко

 

 

 

«Допустить к защите» _______________

Руководитель-консультант В.А. Остапенко

 

 

Работа защищена с оценкой ________ дата _______

 

 

 

 

Москва – 2012

 

 

 

Введение 3

Глава I. 5

Понятие заработной платы и ее структура в бюджетной сфере 5

1.1. Характеристика бюджетной сферы 5

1.2 Заработная плата как экономическая категория 6

1.3 Особенности организации оплаты труда работников бюджетной сферы 13

Глава II. 16

Анализ и оценка системы оплаты труда работников бюджетной сферы (на примере ГБУ МЦ «Лидер») 16

2.1. Анализ и оценка общей системы оплаты труда  в соответствии с тарифными ставками (окладами) ЕТС 16

2.2. Организация премирования и материального стимулирования работников ГБУ «МЦ «Лидер» 18

2.3. Оценка добавок к заработной плате и морального поощрение работников ГБУ «МЦ «Лидер» 20

Глава III. 22

Пути совершенствования системы оплаты труда в бюджетной сфере (на примере ГБУ «МЦ «Лидер») 22

Заключение 25

Используемые материалы 27

 

 

Введение

 

В августе 2008 года было принято Постановление  Правительства РФ № 583, которое обязало  все федеральные бюджетные учреждения перейти на новую систему оплаты труда с декабря 2008 года. Эта возможность  была использована только в нескольких крупных городах и субъектах  федерации, таких как г. СанктПетербург, г. Москва и некоторые другие. Внедрение новой системы оплаты труда в субъектах РФ началось в основном в конце 2008 – начале 2009 годах после принятия соответствующих нормативных актов на местах.

Что же принесло это постановление?

Во- первых, внедрение отраслевого принципа оплаты труда и ее специфики, то есть заработная плата в одной отрасли, например в здравоохранении, может отличаться от заработной платы в другой, например, в образовании, и учитывать отраслевые особенности.

 Во-вторых, заработная плата  сегодня складывается из трех  составляющих: базовый оклад, который  утверждается в соответствии  с профессиональной квалификационной  группой, компенсационные выплаты,  регламентированные государством, и стимулирующие выплаты, предусматривающие  доплаты за качество и эффективность  труда и порядок предоставления  которых разрабатывается самим  учреждением. 

 В- третьих, установление  размеров базовых окладов и  стимулирующих выплат-  сегодня прерогатива руководителя бюджетного учреждения.

Главный постулат перехода на новые  условия оплаты труда – самостоятельность  бюджетного учреждения в установлении заработной платы каждому работнику  в пределах выделенного финансирования и стимулирование этого труда  путем установления доплат по результатам  работы.

 Из всего вышесказанного  логически вытекает актуальность  исследования по теме «Оплата  труда работников бюджетной сферы», которое я проведу посредством написания курсовой работы.

Целью настоящей работы является выявить  особенности оплаты труда в бюджетных  организациях.

На основании цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

1) дать характеристику бюджетной  сферы

2) уяснить сущность заработной  платы

3) изучить формы и системы  оплаты труда в бюджетной сфере

4) провести исследование организации  оплаты в ГБУ МЦ «Лидер»

Предметом исследования являются формы  оплаты труда работников, применяемые  на различных предприятиях, структурные  элементы заработной платы и факторы, влияющие на их величину.

Объектом исследования является заработная плата работников бюджетной сферы.

Научная новизна исследования заключается  в том, что оно представляет собой  одну из попыток комплексного теоретико-правового  анализа оплаты труда как одного из институтов трудового законодательства.

Материалом для написания работы послужили фактические данные бухгалтерского и оперативного учета, устав, локальные  акты ГБУ «МЦ «Лидер», труды отечественных  экономистов, периодические издания (журналы с приложениями, газеты), посвященные проблемам и практике бухгалтерского учета в РФ, нормативные  акты. В качестве правовой базы была задействована справочная правовая система «Консультант плюс».

 

Глава I.

Понятие заработной платы и ее структура  в бюджетной сфере

1.1. Характеристика бюджетной сферы

К бюджетной сфере относятся  отрасли, финансирование организаций  и учреждений которых осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней - федерального, бюджетов субъектов и муниципальных образований.

В отраслях бюджетной сферы занято более 15 млн. человек. При этом основная часть занятых около 90 % приходится на основные отрасли этой сферы: в организациях образования занято 5,8 млн. человек, здравоохранения - 4,0 млн. человек, науки - 0,5 млн. человек, культуры и искусства - 0,57 млн. человек, социальной защиты населения - 0,5 млн. человек. [Электронный ресурс]. Организации и учреждения, финансирование которых осуществляется из бюджетов всех уровней, имеются практически во всех отраслях экономики.

Важная особенность бюджетной  сферы состоит в том, что основная доля затрат по финансированию организаций  и учреждений этой сферы приходится на долю бюджетов субъектов и муниципальных  образований. В целом по бюджетной  сфере в 2008 году она составила  более трех четвертей (до 80%) всех затрат по оплате труда. Доля расходов федерального бюджета составила около четверти расходов на оплату труда. Это соотношение  различно по отраслям бюджетной сферы  и определяется социальным назначением  и характером услуг, которые организации  и учреждения этих отраслей предоставляют  населению. В здравоохранении численность работников, занятых в организациях федерального уровня, составляет - 0,3 млн. человек, в образовании - 1,3 млн. человек, в культуре - 0,053 млн. человек, в науке - 0,25 млн. человек. Труд работников этих отраслей один из наиболее сложных видов деятельности, а большинство профессий требуют высокого уровня подготовки и наличия специального образования. Отрасли бюджетной сферы отличает высокая потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием. Сферой прямого и непосредственного воздействия государства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления является регулирование оплаты труд работников бюджетных организаций.

За последние годы уровень оплаты труда работников в отраслях бюджетной сферы существенно возрос. Средняя заработная плата в образовании увеличилась более чем в 1,3 раза, в здравоохранении - на 1,4 раза, в культуре и искусстве в 1,3 раза.

Несмотря на имевший место рост, уровень оплаты туда в бюджетной  сфере остается крайне низким. Размер ставки первого разряда Единой тарифной сетки в текущем году не удовлетворяет уровень прожиточного минимума трудоспособного населения, а средняя заработная плата работников культуры и искусства, образования и здравоохранения превышает прожиточный минимум лишь в 1,6 раза. Основная причина такой ситуации в оплате труда работников бюджетной сферы в первую очередь обусловлена экономическими причинами, недостатком финансовых средств, направляемых на оплату труда. Вместе с тем существенные различия в динамике оплаты труда в отраслях промышленности и бюджетной сферы указывают на то, что сама система оплаты труда в бюджетной сфере нуждается в совершенствовании.

1.2 Заработная  плата как экономическая категория

 

Оплата труда - это доля труда  работников в общественном продукте, выраженная в денежной форме. Оплата труда представляет собой совокупность средств, выплаченных работникам, как  состоящим, так и не состоящим  в списочном составе предприятия, в денежной форме за отработанное время (выполненную работу), за неотработанное время, единовременные поощрительные выплаты на жилье, питание, топливо, оплачиваемые в порядке, установленном действующим законодательством.

Определение заработной платы, данное МОТ в Конвенции N 95 об охране заработной платы (ст.1), звучит следующим образом: "Заработная плата - это всякое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемый  в деньгах и устанавливаемый  соглашением или национальным законодательством, которое в силу письменного или  устного договора о найме предприниматель  уплачивает трудящемуся за труд".

Заработную плату можно рассматривать  в экономическом и в правовом смысле. Экономический аспект оплаты труда представляет собой превращенную форму стоимости рабочей силы, иначе говоря, цену. Но в условиях рыночной и нерыночной экономики  способы определения данной цены отличаются. Если господствует один собственник (в условиях нерыночной экономики),- он является единственным субъектом  нормирования заработной платы. В данном случае размер заработной платы большей  частью зависит от усмотрения собственника средств производства, хотя и связан с качеством и результатами.

При рыночной экономике формирование содержания категории "заработная плата" происходит непосредственно на рынке  труда при встрече двух собственников - собственника рабочей силы (способности  к труду) и собственника средств производства, необходимых для реализации способности к труду. Возникающие между данными субъектами отношения - это отношения трудового найма, представляющие собой предоставление гражданином своей рабочей силы в обмен на определенную денежную сумму и другие социальные и материальные блага. Величину этой денежной суммы определяет стоимость рабочей силы, существующая до начала определенного производственного процесса, а стоимость рабочей силы определяет объем обеспечивающих ее полноценное воспроизводство жизненных благ. Таким образом, заработная плата - это денежная форма стоимости рабочей силы, т.е. цена рабочей силы.

Также заработная плата каждого  работника зависит от его личного  трудового вклада и качества труда. В соответствии с ТК запрещается  какое бы то ни было понижение размеров оплаты труда работника в зависимости от пола, расы, национальности. Однако, на практике это соблюдается не всегда (например, труд женщины иногда оплачивается ниже, чем труд мужчины, при прочих равных условиях).

Как правовая категория заработная плата раскрывает определенные права  и обязанности субъектов трудового  правоотношения по поводу оплаты труда - с этой стороны она является, в первую очередь, одним из условий  найма, которые определяются соглашением  между участниками трудового  правоотношения и в силу этого  обязательны для применения. Субъектами данных правоотношений являются: наниматель с одной стороны и наемный  работник с другой стороны.

Заработная плата, которая является оплатой за наемный труд, выступает  условием непосредственно договора трудового найма. Труд подлежит оплате именно как функция рабочей силы, следовательно, результат труда  имеет значение для определения  размера оплаты, но не права на оплату как такового. Поэтому право на оплату имеется и тогда, когда  работник не выполнил необходимую меру труда по причинам, не зависящим  от него.

Также необходимо отметить тот факт, что стороны трудового договора заранее определяют величину заработной платы в денежном выражении. Здесь  стороны действуют в собственных  интересах, но имеются определенные ограничения в законодательстве, договоре и т.п.

Правовое регулирование организации  заработной платы и нормирования труда регламентируются, в основном, положениями раздела VI "Оплата и  нормирование труда" ТК РФ. Положения  об оплате труда работников содержатся и в других разделах ТК РФ, например, в разделе XII "Особенности регулирования  труда отдельных категорий работников".

Раздел VI состоит из трех глав: глава 20 "Общие положения", глава 21 "Заработная плата" и глава 22 "Нормирование труда". В главе 20 приводятся основные понятия, используемые в главах 21 и 22 ТК РФ, а также основные государственные  гарантии по оплате труда работников.

При применении положений о заработной плате ТК РФ следует исходить из того обстоятельства, что приведенные  в нем нормы правового регулирования  оплаты труда базируются наряду с  Конституцией РФ также на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Поэтому в некоторых случаях  полезно обращаться к международным  актам, содержащим общепризнанные принципы и нормы международного права, - Конвенциям и Рекомендациям Международной  организации труда (МОТ).

Основными актами МОТ, содержащими  принципы и нормы международного права в области заработной платы, являются:

- Конвенция (N 26) о создании процедуры  установления минимальной заработной  платы;

- Конвенция (N 99) о процедуре установления  минимальной заработной платы  в сельском хозяйстве;

- Конвенция (N 131) об установлении  минимальной заработной платы  с особым учетом развивающихся  стран;

- Рекомендация (N 135) об установлении  минимальной заработной платы  с особым учетом развивающихся  стран;

- Конвенция (N 95) об охране заработной  платы,

- Рекомендация (N 85) об охране заработной  платы;

- Конвенция (N 94) о трудовых статьях  в договорах, заключаемых государственными  органами власти;

- Рекомендация (N 84) о трудовых статьях  в договорах, заключаемых государственными  органами власти;

Информация о работе Система оплаты труда работников бюджетной сферы и ее модернизация в современных условиях (на примере ГБУ МЦ «Лидер»)»