Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:20, курсовая работа
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Важность налоговой системы в государственном регулировании экономики.
2. Основная часть…………………………………………………………………….4
2.1. Понятие и общая сравнительная характеристика налоговой системы России………..……………………………………………………………………….4
2.2. Налоговая политика государства на современном этапе развития Российской Федерации…………………………………………………………….22
2.3. Проблема переложения налоговой нагрузки………………………………...29
2.4. Специальные налоговые режимы…………………………………………….33
3. Заключение……………………………………………………………………….38
4. Список используемой литературы……………………………………………...40
5. Приложения……………………………………………………………………...41
На
основе анализа налоговой политики
России, действующей модели ее налоговой
системы, актов законодательства о
налогах и сборах, теории финансового
и налогового права, экономической
теории можно выделить следующих
перспективных направлений
1.
Выравнивание налоговой
2.
Одним из стратегических
Введение налога на недвижимость превратит его в источник формирования регионального бюджета, что позволит ликвидировать непопулярный налог с продаж.
Мировой практике налогообложения известны примеры по сокращению количества налоговых льгот, позволивших снизить налоговую нагрузку. К примеру, во время реформы в США удалось снизить ставку налога на доходы корпораций с 46 до 34%, максимальную ставку этого налога с физических лиц с 70 до 33%. В результате начался подъем производства, нарастание налоговой базы и увеличение бюджетных поступлений.
Повышение налоговых ставок на имущество организаций явилось бы стимулированием вовлечение капитала в оборот. Не исключена и более значительная дифференциация ставок налога на имущество физических лиц с учетом площадей жилищных и иных строений.
В части увеличения рентной составляющей в системе налогообложения было бы вполне обоснованно и справедливо повысить налоговую нагрузку на тех налогоплательщиков, кто использует "дары природы": полезные ископаемые, объекты природной среды, землю и др., а также на тех, кто эксплуатирует грязные производства и технологии, загрязняя природную среду. Специалистами разработаны конструктивные предложения по механизмам введения и взимания экологических платежей, единого ресурсного налога (ЕРН)
Революционные решения приняты по снижению ставок налогов на доходы организаций (24%) и физических лиц (13%). Мотивы принятия такого смелого решения относительно обложения прибыли организаций вполне понятны. Но вот аргументы в пользу отказа от принятой во всем мире практики прогрессивного обложения доходов физических лиц довольно сомнительны. Переход к пропорциональному методу взимания этого налога по "плоской шкале" - это способ защиты фискальных интересов государства, попытка вытащить на "свет" денежные доходы богатых налогоплательщиков. Только ежегодный недобор подоходного налога оценивается примерно 80 млрд. руб. Поставлена задача "вытащить из тени" зарплату, которую на предприятиях выдают в конвертах, т.е. без обложения подоходным налогом. По различным оценкам, 98% плательщиков этого налога уплачивают его по минимальной ставке.
Но с точки зрения социальной справедливости единая ставка обложения доходов для физических лиц нарушает справедливость налогообложения в "вертикальном разрезе" - налог должен взиматься в точном соответствии с материальными возможностями конкретного лица, т.е. с повышением дохода ставка налога увеличивается. Еще более усилится неравномерное распределение российского населения по уровню доходов. В настоящее время 20% наиболее богатых устойчиво получают примерно половину всех доходов, но налогов платят несоизмеримо меньше.
3.
Следующим шагом по
4.
Совершенствование налогового
Максимальное количество документов было
принято в 1995, 1996 и 1998 годах, в остальные
годы рассматриваемого периода количество
принятых в год документов превышает 300.
В настоящее время законодательно-нормативная
база по вопросам налогообложения содержит
более 2000 действующих документов. Общее
же их количество составляет почти 3000,
из которых около 500 утратили силу.
Значительные объемы налогового нормотворчества зарегистрированы и в субъектах Федерации. Такая масса законодательной базы с неизбежностью приводит к путанице, противоречиям и неопределенностям. Всем этим "болезням" должен положить конец завершенный Налоговый кодекс - единый основной налоговый закон прямого действия.
5.
Важным резервом развития
Немаловажное значение имеет укрепление кадровых, материально-технических, организационных основ органов налогового контроля.
Становление
и развитие налоговой системы
как одного из важнейших институтов
государства, отвечающей объективным
потребностям общества - процесс длительный
и сложный. Поиски путей дальнейшего
повышения эффективности
2.3.
Проблема переложения
налоговой нагрузки
Распределение
налогов и их переложение - вопрос
не столько экономический, сколько
социально-политический. Анализ процессов
налогообложения позволяет
Акцизы. Диапазон действия их относительно невелик, поэтому потребитель не ограничен в возможности переориентации своих потребностей и интересов на замещающие товары и услуги и "ухода" таким образом от уплаты этих налогов. Иная ситуация с акцизами на бензин, сигареты, алкогольные напитки. Умеренное повышение цен на них оказывает незначительное воздействие на объем продаж или вовсе не отражается на продажах. В этих случаях имеется мало хороших товаров-заменителей, либо их совсем нет, к которым могут обратиться потребители при повышении цен. Продавец таких товаров находится в лучшей ситуации в отношении перекладывания налоговых издержек на потребителя.
В общем, можно утверждать, что основная масса акцизов обычно перекладывается на потребителей через повышение цен.
Поимущественные
налоги. Бремя большей части
По-другому
обстоит дело с налогами на арендуемую
или предпринимательскую
Налог
на доходы физических лиц. Сфера применения
личного подоходного налога, как
правило, фокусируется на отдельных
лицах, чьи доходы облагаются налогом.
Возможность переложения этих доходов
незначительна. Но здесь могут быть
исключения. Отдельные лица или группы
лиц, которые могут эффективно контролировать
цену предоставляемых ими услуг,
оказываются в состоянии
Налог
на прибыль организаций. Сфера действия
этого налога гораздо менее определена.
Традиционная точка зрения состоит
в том, что фирма, которая устанавливает
на свою продукцию цены, обеспечивающие
максимальную прибыль, не имеет оснований
менять цену или объем выпуска, когда
вводится налог на прибыль организаций.
Такое соотношение цены и объема
производства, которое приносит наибольшую
прибыль перед вычетом налога,
так и останется наиболее прибыльным
и после того, как правительство
изымет определенный процент из прибыли
фирмы в виде налога. В соответствии
с этой точкой зрения владельцы акций
компаний (то есть собственники) вынуждены
потерпеть тяжесть