Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:20, курсовая работа
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Важность налоговой системы в государственном регулировании экономики.
2. Основная часть…………………………………………………………………….4
2.1. Понятие и общая сравнительная характеристика налоговой системы России………..……………………………………………………………………….4
2.2. Налоговая политика государства на современном этапе развития Российской Федерации…………………………………………………………….22
2.3. Проблема переложения налоговой нагрузки………………………………...29
2.4. Специальные налоговые режимы…………………………………………….33
3. Заключение……………………………………………………………………….38
4. Список используемой литературы……………………………………………...40
5. Приложения……………………………………………………………………...41
Опыт
Германии, Норвегии, Швеции, Австрии
показывает жизненность этой экономической
модели, механизм которой обеспечивает
сочетание экономической
Характерные
признаки либеральной модели, основанной
на незначительном вмешательстве государства:
минимум предприятий
Экономическое
развитие России базируется на либеральной
модели рынка, что предполагает минимизировать
роль и ответственность государства
в социально-экономической
НН = Н/V * 100%
Где НН - налоговая нагрузка
Н - сумма начисленных за отчетный период налогов и сборов
V
- стоимость реализованной
В развитых странах уровень налоговой нагрузки составляет: Швеция - 55,3%; Дания - 52,1; Нидерланды - 48,2; Франция - 44,4; Австрия - 41,9; Германия - 37,4; Великобритания - 37,3; Италия - 37,1; Канада - 34,0; Япония - 31,3; США - 29,8; Турция - 22,9%.
По оценке экспертов уровень налоговой нагрузки в Западноевропейских странах составляет 45-50% ВВП. В Российской Федерации этот показатель в 1999 г. составил в пределах 35%, а с учетом задолженностей по налогам и пени 38-41%, в 2000 г. - в пределах 33-35%, в 2001 году предполагается снизить ее еще приблизительно на 2%. Таким образом, в последние годы в России отмечается устойчивая тенденция к ослаблению налогового гнета и постепенное возрастание экономической роли регулирующе-стимулирующей функции налогов.
В 2000 году в консолидированный бюджет РФ поступило свыше 1,7 трлн. руб. налогов и сборов, что в 1,6 раза больше, чем в 1999 г. Однако по сравнению с другими развитыми странами налоговый потенциал России относительно невелик, так как производство ВВП на душу населения в 2000 году составил менее 1,5 тыс. долларов США. Аналогичный показатель в Швейцарии прогнозировался на уровне 36,2 тыс. долларов США, Норвегии - 35,9 тыс., Дании - 32,6 тыс., Греции, Испании, Португалии приблизительно 11-14 тыс. - это минимальный показатель в Западной Европе. В налоговой системе РФ отмечаются диспропорции в уровне налоговой нагрузки по регионам и отраслям экономики. Более 60% налоговых поступлений в Федеральный бюджет обеспечивают 8-10 субъектов Федерации и лишь 40% приходиться на остальные 80 субъектов. В Уральском Федеральном округе доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет составила в 2000 г. от 0,21% (Курганская область) до 9,66% (ХМАО). (приложение 1)
Доля промышленности в налоговых поступлениях составляет ~ 40%, а вот доля банковской сферы всего 4%.
Таким
образом, одна из задач налоговой
реформы заключается в
Система налогов Российской Федерации на сегодняшний день включает в себя около 50 их видов (ст. ст.18-21 ФЗ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). С принятием в полном объеме части второй НК РФ предполагается сократить их количество до 28 (ст. ст.13-15 НК РФ). По основным бюджетообразующим налогам: НДС, на прибыль организаций, на доходы и имущество физических лиц, акцизам, таможенным платежам и др. налоговая система РФ приближается к общепринятым налоговым стандартам.
Основными налогами в развитых странах, как и в России, являются: подоходные налоги с физических лиц и организаций; налоги с оборота (НДС и акцизы); социальные взносы; имущественные налоги и таможенные пошлины. Построение структуры налогов зависит от выбора налоговой базы. На основе приоритета доходов в качестве объекта вводятся прямые налоги, потребление (расходы) облагается косвенными налогами. В зависимости от их соотношения в мировой практике налогообложения выделяют четыре базисных модели системы налогов:
1.
Англосаксонская модель - базируется
на подоходно-имущественном
2. Евроконтинентальная модель - рассчитана на высокую долю социальных отчислений со значительной сферой применения косвенных налогов (Франция, Нидерланды, Швеция и др.)
3.
Латиноамериканская модель - строится
на косвенном налогообложении,
которое гораздо легче
4.
Смешанная модель - развитая система
подоходного и косвенного
По
структуре налогов налоговая
система РФ наиболее существенно
отличается от системы налогообложения
большинства развитых стран. В Российской
Федерации сформирована преимущественно
косвенная система
Доля косвенных налогов в отношении ВВП устойчиво преобладает над прямыми налогами. Причем наблюдается тенденция снижения доли прямых налогов, что не соответствует мировым налоговым тенденциям.
Какие можно сделать выводы из приведенных таблиц? Какое соотношение прямого и косвенного налогообложения предпочтительнее с точки зрения интересов развития экономики?
Сторонники
косвенной системы
Юткина Т.Ф. считает, что косвенные налоги
преследуют фискальные цели, прямые - стимулирующие.
И это тоже справедливо.
Суммировать основные аргументы сторонников
той или иной структуры налогов позволяет
сравнительный анализ, предложенный Мельником
Д.Ю. Налоги на прибыль (доход)
1.
Как правило, легче добиться
справедливости, поскольку налоги
на прибыль (доход) являются
прогрессивными. В отличие от
них налоги на потребление,
как правило, являются
2.
Налоги на доход, в
3.
Налоги на прибыль
Налоги на потребление
1.
Врожденную регрессивность
2.
Налоги на прибыль (доход)
3.
Налоги на потребление лучше
с точки зрения
Анализируя ту и другую концептуальную модель системы налогов правомерно сделать следующие выводы:
1.
Прямые налоги выглядят
-
они, имея в качестве основной
налоговой базы доходы и
-
объективно обусловленный рост
доходов неизбежно приводит к
инвестиционному росту и
-
поскольку налогоплательщики
2.
Косвенные налоги будучи "упрятаны"
в цене товара (работы, услуги) оказывают
в большей степени негативное
влияние на экономические
-
вызывают рост цен. В условиях
чрезмерной монополизации