Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:20, курсовая работа
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Важность налоговой системы в государственном регулировании экономики.
2. Основная часть…………………………………………………………………….4
2.1. Понятие и общая сравнительная характеристика налоговой системы России………..……………………………………………………………………….4
2.2. Налоговая политика государства на современном этапе развития Российской Федерации…………………………………………………………….22
2.3. Проблема переложения налоговой нагрузки………………………………...29
2.4. Специальные налоговые режимы…………………………………………….33
3. Заключение……………………………………………………………………….38
4. Список используемой литературы……………………………………………...40
5. Приложения……………………………………………………………………...41
- высокие цены "отпугивают" покупателя (потребителя). Сужается рынок сбыта товара (работ, услуг), что грозит застоем и в дальнейшем - спадом производства;
-
создают дополнительный риск
снижения
-
нарушают принцип
-
они "приглушают" интерес граждан
к налоговой политике
Косвенные
налоги более "удобны" для государства
по причине относительно более легкой
собираемости и наличия более
объемной их базы, что позволяет
увеличивать доходную часть бюджетов
(фискальная направленность) именно за
счет расширения сферы их применения
и податного состава. Рост доходной
части бюджетов за счет косвенных
налогов создает предпосылки
для увеличения в их расходной
части инвестиционной составляющей,
т.е. возврата части собранных средств
обратно в производство, что повлечет
сглаживание или полное снятие негативных
тенденций в экономике
"Налоговая
система России построена так,
что налоговые платежи
Важным
критерием оценки характера и
состояния налоговой системы
является структура прямых налогов,
среди которых преобладают
Налоговые реформы почти во всех рассматриваемых странах привели к увеличению доли основных налогов в ВВП. Особенно ярко эта тенденция проявилась в росте доли в ВВП подоходного налога: в США этот налог вырос с 8,43 до 10,1%, во Франции - с 4,41 до 6,2%, в Японии - с 4,6 до 6,1%, в Германии - с 4,11 до 10,1%. Увеличилась, хотя и менее заметно, и доля других налогов в ВВП: налога на прибыль и НДС.
В Российской Федерации в структуре прямых налогов преобладает доля налога на прибыль организаций. Так, по результатам исполнения бюджета 2000 года поступления в Федеральный бюджет от налога на прибыль организаций составили 28,1% от общего объема налоговых платежей, от налога на доходы физических лиц - 4,3%, НДС дал 42,2%, акцизы 19,0, платежи за пользование природными ресурсами - 2,9%.
Сравнительный анализ структуры прямых налогов позволяет сделать вывод, что налоговая нагрузка на прибыль пока остается высокой, доходы населения невысокими, что не позволяет существенно изменить "центр тяжести" налогового бремени. Однако с введением новых ставок подоходного налога (13%) и налога на прибыль организаций (24%) должно повлечь позитивные изменения в структуре налогов.
Федерализм
как отличительный признак и
принцип налоговой системы
Налоговая
самодостаточность доходной части
бюджетов отмечается пока лишь в 10 регионах
РФ. В остальных субъектах
Среди Европейских стран выделяются три группы государств с различными уровнями бюджетной обеспеченности органов МСУ:
- с высоким уровнем расходов органов МСУ до 20-30% (Норвегия, Швеция, Дания и др.)
- со средним уровнем расходов органов МСУ в 14-20% ВВП (Италия, Великобритания, Ирландия и др.)
-
с незначительной долей
Объективно необходимый процесс укрепления вертикали власти и наметившаяся в связи с этим тенденция к централизации бюджетных средств может навлечь изменение механизмов межбюджетного регулирования финансовых отношений и переход от налоговых методов к административным (трансфертным). Это сделает местную власть более послушной центру, но лишит ее ряда существенных социальных, экономических и организационных преимуществ. Проследим это на примере. Допустим, г. Тобольск в соответствии с бюджетным законодательством Тюменской области имел право зачислять в бюджет муниципального образования 30% налога с доходов физических лиц от его части, направляемой в бюджет области. Следовательно, чтобы получить наибольший доход от этого источника местные власти заинтересованы и осуществляют реальные меры по расширению податного состава, т.е. ищут резервы увеличения количества рабочих мест и сокращения безработицы. Ведут поиск путей способов повышения доходов населения, роста заработной платы, используют административные ресурсы для реальной социальной защиты горожан путем создания необходимых условий для развития местной промышленности, промыслов, торговли, садово-огородного хозяйства, одним словом, всего того, что направлено на увеличение налоговой базы - доходов населения и их благосостояния. Власть действует во благо человека и укрепляет свой авторитет. Достаточно изменить межбюджетный механизм регулирования, перейти от налоговых отчислений к трансфертным перечислениям и ситуация резко меняется. Все ждут милости сверху, действуют в угоду начальству, инициатива теряется. Формируются иждивенческие настроения, авторитет местной власти падает. В такой ситуации проигрывают все, и власть и граждане. Очевидно, что создание властной вертикали не должно привести к утрате экономической и бюджетно-налоговой самостоятельности и самодостаточности как органов МСУ, так и субъектов Федерации.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено зачислять в бюджеты субъектов РФ поступления от следующих федеральных налогов:
99% налога на доходы физических лиц;
50%
акцизов на этиловый спирт-
81%
платы за нормативные и
В
заключение рассматриваемого вопроса
можно сделать вывод, что налоговая
система Росси пока еще далека
от совершенства (хотя идеальных моделей
нет и не может быть). Многие экономисты
и налогоплательщики в
2.2.
Налоговая политика
государства на современном
этапе развития Российской
Федерации
Любое
государство, концентрированно выражая
интересы общества в различных сферах
жизнедеятельности, вырабатывает и
реализует соответствующую
Первая их них предполагает, что физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Во второй концепции налогообложения используется зависимость налога от размера получаемого дохода и размера расходов. Проще говоря, физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы и расходы, выплачивают больше налогов и наоборот.
Данный
принцип представляется справедливым
и рациональным, однако проблема заключается
в том, что пока нет надежных механизмов
измерения чьей-либо возможности
платить налоги. В истории развития
налоговой политики современной
России можно выделить три этапа.
На первом этапе в начале 90-х годов
государство действовало
Второй
этап, начало которому было положено с
начала 1994 года снижением ставок налога
на прибыль и НДС с 28% до 20 и 10 процентов,
характеризовался глубокими кризисными
явлениями в экономике и в
бюджетно-финансовой системе, неплатежами,
падением собираемости налогов, нарастанием
огромной задолженности, разработкой
и применением комплекса
Третий этап формирования налоговой политики России обозначился с января 1999 принятием и введением в действие части первой НК РФ. Его можно охарактеризовать как период осознания обществом необходимости и неизбежности налогообложения и принятием со стороны государства ряда практических мер по формированию устойчивой, долговременной, либерально-ориентированной и понятной налоговой системы. Основными вехами этого пути наряду с принятием нового законодательства являются: пресечение налогового произвола властей, особенно на местах; упорядочение количества налогов; понижение ставок подоходных налогов физических и юридических лиц, совершенствование системы налогового администрирования, воспитание налогового правосознания граждан и укрепление гарантий соблюдения налоговой законности.