Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:04, реферат
Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из
самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в
конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное
сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на
фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной
и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных
и политических конфликтов в окружающем мире.
15818
608
332
394
5870
10
Уровень доходов в 1987 г.
Размер дохода
Число мужчин
Число женщин
Итого
0
20 278
21 755
42 033
1-39 999
476 061
905 017
1 381 078
40 000-79 999
560 063
1 139 362
1 699 425
80 000-119 999
1 029 254
1 020 719
2 049 973
120 000-159 999
778 000
320 563
1 098 563
160 000-199 999
274 161
69 438
343 599
200 000-299 999
186 304
29 199
215 503
300 000-499 999
52 067
5 756
57 823
500 000 и выше
10 707
1 227
11 934
5.Заключение
Итак, основные цели шведской модели - полная занятость и равенство, которые
зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности.
Сочетание общих рестриктивных мер и активной политики на рынке труда
рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен.
Всеобщая политика благосостаяния и профсоюзная политика солидарности в области
зарплаты - составные части шведской модели. Модель развивалась в течение
нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в
области зарплаты,
полной занятости без инфляции,
труда. Какие же
выводы из опыта и достижений шведской
модели можно сделать?
Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую
безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда
серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве
развитых капиталистических
стран.
Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная
занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью
избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой
безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах.
Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе.
Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за
равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему
обширных государственных
услуг.
Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли быстрее, чем в
большинстве других стран ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее, чем в ряде стран
Западной Европы,
производительности труда - международное явление, вызванное , в частности,
расширением сектора услуг, который менее способен к рационализации. В
определенной степени неблагоприятное развитие в Швеции объясняется большим
государственным сектором, который, по определению, не дает роста
производительности. Таким образом, инфляция и относительно скромный
экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за полную занятость
и политику равенства.
Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и
стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись в виде
серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики.
Социал-демократы
имели правительство,
позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало необходимость
более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этоьу в риксдаге.
Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания правительства у
власти короткий: общенациональные выборы проходят через 3 года, и правительству
требуются твердость
и политическое мужество при сдерживании
высокой конъюктуры.
Таким образом, шведская модель оказалась под угрозой. Сохранение в будущем
двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства - видимо,
потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям.
Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели - низкая
безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные
переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и
соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь
особым условиям послевоенного периода.