Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:04, реферат
Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из
самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в
конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное
сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на
фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной
и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных
и политических конфликтов в окружающем мире.
моторз” (15 млрд долл. против 102 млрд долл.) Ведущие шведские промышленные
фирмы имеют ярко
выраженную международную ориентацию.
В экономике Швеции очень высока монополизация производства.Она наиболее сильна
в таких специализированных отраслях промышленности, как производство
шарикоподшипников (СКФ),автомобилестроение (“Вольво” и “СААБ-Скания”), черная
металлургия (“Свенска столь”),электротехника (“Электролюкс”, АББ, “Эрикссон”),
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (“Свенска целлюлоза”, “Стура”, “Му
ок Думше” и др.), самолетостроение (“СААБ-Скания”), фармацевтика (“Астра”,
“Фармасиа”), производство
специальных сталей (“Сандвик”, “Авеста”).
В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран Северной
Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В
настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух из
них ( по принятой в шведской экономической литературе терминологии, “сфер
банков”) стоят ведущие частные коммерческие банки страны - “Скандинависка
эншильда банкен” и “Свенска хандельсбанкен”, при этом первая по всем
показателям существенно превосходит своего конкурента. В первой половине 80-х
годов началось формирование третьей финансовой группы (“третьего блока”) во
главе с крупнейшей
компанией страны - автомобильным
концерном “Вольво”.
В финансовую группу “Скандинависка эншильда банкен”, контролирующую до 40%
экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40% занятости в промышленности
Швеции, входят семейные группы Валленбергов,
Юнсонов,Боньеров,Лундбергов,
Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых
превышает 1/3 акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже фирм. В
целом примерно 25 компаний Валленбергов имели в 1986 г. оборот 250 млрд крон и
прибыли около 18 млрд крон. В Швеции и за границей на их предприятиях занято
примерно 450 тыс. человек. Империя Валленбергов считается одной из крупнейших в
Западной Европе.
Вторая финансовая группа - “Свенска хандельсбанкен” - включает в свой состав
кроме объединения вокруг самого банка группы финансовых воротил Андерса Валля и
Эрика Пенсера и семейные группы Стенбеков и чемпе. Однако здесь семейства не
играют значительной роли.
3.2 Государственный сектор
Важнейшая роль государственного сектора в Швеции - аккумуляция и
перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические
цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два
уровня владельцев собственности: центральное правительство и местные
(коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную
форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности единое целое,
различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом
отдельном случае,
но не в совокупности) деятельности.
Государственный
сектор и государственная
государственной собственностью принято считать предприятия, принадлежащие
государству полностью или частично (смешанная собственность) . Удельный вес
государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру
государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем
вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых
стран первое место.
Размер государственного сектора может измерятся в таких показателях, как
удельный вес государственных расходов, потребления, налогов в ВВП, населения,
занятого в государственном секторе. В 1988 г. в нем работал 31%
работоспособного населения, государственное потребление составляло 30% ВВП, а
государственные капиталовложения - 3%. Доля государственных расходов,
включающих потребление, инвестиции и трансферты, достигала 61% ВВП в 1989 г.
Она возросла с 33% в 1960 г. до 45%в 1970 г., 50% в 1975 г. и 67% в 1982 г.
(рекорд капиталистического
мира). Затем она несколько снизилась.
десятилетия государственный сектор возрастал во всех странах, но наиболее
активно - в Швеции.
Коммунальная собственность весьма ограничена и по закону разрешена в сфере
коммунальных услуг
и жилищном строительстве.
Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых
отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в судостроении,
коммунальных услугах и в транспорте. В этих секторах на национализированные или
принадлежащие государству предприятия приходится больше половины всех товаров и
услуг. Их основная цель - расширение производства с достижением прибыльности.
Однако конец 70-х годов характеризовался убыточным расширением, особенно после
национализации коалиционным буржуазным правительством в 1977 г.
судостроительных и металлургических частных компаний и их дальнейшего слияния в
результате структурного кризиса в этих отраслях с целью сохранения занятости.
Правительство активно субсидировало эти компании до тех пор, пока
возвратившиеся к власти социал-демократы в 1982 г. не покончили с политикой
“кормления хромых
уток”.
Государственная собственность принимает форму либо акционерных компаний, либо
государственных предприятий. Последние имеют значительную свободу действий в
финансовых и кадровых вопросах. Решения в области цен ими принимаются также
самостоятельно. Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный
капитал.
Созданный в 1970 г. для координации деятельности государственных предприятий
холдинг “Статсферетаг” был реорганизован в 1983 г., когда из него вышла группа
крупных компаний, занимающихся добычей и переработкой сырья, а оставшиеся вошли
в фирму, получившую название “Прокордиа”. Сейчас она объединяет около 15 фирм в
химической, фармацевтической, пивоварной промышленности, машиностроении,
производстве потребительских товаров и услуг. В 1987 г. число занятых в
“Прокордии” составило
25 тысяч человек.
Кроме
“Прокордии” в число
горнодобывающая компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ и НСБ, металлургическая
“Свенска столь”, судостроительная “Цельсиус” и коммерческий банк “Нурдбанкен”.В
1987 г. число занятых в этих фирмах составило 48 тыс. человек, а всего в
государственных
компаниях - около 150 тыс. человек.
Предприятия государственного управления предназначены для выполнения особых
целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту и связь -
две крупнейшие государственные монополии - приходится свыше 60% всех занятых на
государственных предприятиях. Другая важная сфера - транспорт. Шведские
государственные железные дороги составляют 95% всех жел. дорог в Швеции и на
них работают 33 тыс. человек. Около половины производства электроэнергии
приходится на государственное управление “Ваттенфалль”. В последние годы оно
также занялось исследованиями в области как новых источников энергии (солнце,
ветер и вода), так
и традиционных (уголь, торф и природный
газ).
Центральное правительство решающее воздействие на экономику страны посредством
различных экономических
инструментов. Основной из них - государственный
бюджет.
В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи,
то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям),
в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и
промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты процентов по государственному
долгу.
Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих государственных
расходов средства составляют государственное потребление и инвестиции. На
государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том
числе почти 2/3 тратится на здравоохранение, образование, государственную
администрацию и т.д. Большая часть государственного потребления состоит из
зарплаты государственных служащих - медицинских работников, учителей и др.
Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные
услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), электро-
и водоснабжение (12%),
досуг и культуру (5%), транспорт
и связь (5%).
Основа
шведской системы социального
пособий, которые также являются важным инструментом политики распределения. В
1988 г. переводы
из сектора социального
составили 109 млрд. крон, в том числе более 50% - пенсии. Всего же расходы
сектора социального
страхования достигли 134 млрд. крон.
Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное. Различные части
государственного
сектора имеют имеют
комунны, ландстинги и сектор социального страхования получают дотации, в
основном от центрального правительства. Для последнего основной источник
доходов - косвенные
доходы.
В 1988 г. налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные государству,
составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального правительства (378
млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги, 15% - налоги на
социальное страхование.
Для местных властей основной источник финансирования - подоходные налоги
(60%). Государственные трансферты комуннам в 1988 г. составили 67 млрд. крон,
что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются дотациями
коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогооблажения, помощью и
субсидиями на
инвестиции.
В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на социальное
страхование - основной
источник доходов.