Шведская модель экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:04, реферат

Описание работы

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из
самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в
конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное
сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на
фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной
и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных
и политических конфликтов в окружающем мире.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 55.67 Кб (Скачать)

моторз” (15 млрд долл. против 102 млрд долл.) Ведущие шведские промышленные

фирмы имеют ярко выраженную международную ориентацию.  

      В экономике Швеции очень высока монополизация  производства.Она наиболее сильна

в таких специализированных отраслях промышленности, как производство

шарикоподшипников (СКФ),автомобилестроение (“Вольво” и  “СААБ-Скания”), черная

металлургия (“Свенска столь”),электротехника (“Электролюкс”, АББ, “Эрикссон”),

деревообрабатывающая  и целлюлозно-бумажная (“Свенска целлюлоза”, “Стура”, “Му

ок Думше” и  др.), самолетостроение (“СААБ-Скания”), фармацевтика (“Астра”,

“Фармасиа”), производство специальных сталей (“Сандвик”, “Авеста”). 

В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал  среди стран Северной

Европы. Он нашел  свое организационное выражение  в финансовых группах. В

настоящее время  в Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух из

них ( по принятой в шведской экономической литературе терминологии, “сфер

банков”) стоят  ведущие частные коммерческие банки  страны - “Скандинависка

эншильда банкен”  и “Свенска хандельсбанкен”, при  этом первая по всем

показателям существенно  превосходит своего конкурента. В  первой половине 80-х

годов началось формирование третьей финансовой группы (“третьего  блока”) во

главе с крупнейшей компанией страны - автомобильным  концерном “Вольво”. 

В финансовую группу “Скандинависка эншильда банкен”, контролирующую до 40%

экспорта, 20% ВВП  страны и обеспечивающую 40% занятости  в промышленности

Швеции, входят семейные группы Валленбергов,

Юнсонов,Боньеров,Лундбергов,Седербергов. Среди них выделяется семейство

Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций  которых

превышает 1/3 акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже фирм. В

целом примерно 25 компаний Валленбергов имели в 1986 г. оборот 250 млрд крон и

прибыли около 18 млрд крон. В Швеции и за границей на их предприятиях занято

примерно 450 тыс. человек. Империя Валленбергов считается  одной из крупнейших в

Западной Европе. 

Вторая финансовая группа - “Свенска хандельсбанкен” - включает в свой состав

кроме объединения  вокруг самого банка группы финансовых воротил Андерса Валля и

Эрика Пенсера  и семейные группы Стенбеков и  чемпе. Однако здесь семейства не

играют значительной роли.

3.2 Государственный  сектор

      Важнейшая роль государственного сектора в  Швеции - аккумуляция и

перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические

цели согласно концепции шведской модели. Государственный  сектор имеет два

уровня владельцев собственности: центральное правительство  и местные

(коммунальные) органы  власти. Нижний уровень иногда  выделяется в коммунальную

форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности  единое целое,

различаются как  по месту в сфере экономики, так  и по масштабам (в каждом

отдельном случае, но не в совокупности) деятельности. 

      Государственный сектор и государственная собственность - разные понятия. Под

государственной собственностью принято считать  предприятия, принадлежащие

государству полностью  или частично (смешанная собственность) . Удельный вес

государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру

государственного  сектора, который можно охарактеризовать как объем

вмешательства государства  в экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых

стран первое место. 

      Размер  государственного сектора может  измерятся в таких показателях, как

удельный вес  государственных расходов, потребления, налогов в ВВП, населения,

занятого в государственном  секторе. В 1988 г. в нем работал 31%

работоспособного  населения, государственное потребление  составляло 30% ВВП, а

государственные капиталовложения - 3%. Доля государственных  расходов,

включающих потребление, инвестиции и трансферты, достигала 61% ВВП в 1989 г.

Она возросла с 33% в 1960 г. до 45%в 1970 г., 50% в 1975 г. и 67% в 1982 г.

(рекорд капиталистического  мира). Затем она несколько снизилась.  За последние

десятилетия государственный  сектор возрастал во всех странах, но наиболее

активно - в Швеции. 

      Коммунальная  собственность весьма ограничена и  по закону разрешена в сфере

коммунальных услуг  и жилищном строительстве. 

      Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых

отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в  судостроении,

коммунальных услугах  и в транспорте. В этих секторах на национализированные или

принадлежащие государству  предприятия приходится больше половины всех товаров и

услуг. Их основная цель - расширение производства с достижением  прибыльности.

Однако конец 70-х  годов характеризовался убыточным  расширением, особенно после

национализации  коалиционным буржуазным правительством в 1977 г.

судостроительных  и металлургических частных компаний и их дальнейшего слияния в

результате структурного кризиса в этих отраслях с целью  сохранения занятости.

Правительство активно  субсидировало эти компании до тех  пор, пока

возвратившиеся  к власти социал-демократы в 1982 г. не покончили с политикой

“кормления хромых уток”. 

      Государственная собственность принимает форму  либо акционерных компаний, либо

государственных предприятий. Последние имеют значительную свободу действий в

финансовых и  кадровых вопросах. Решения в области  цен ими принимаются также

самостоятельно. Они  должны покрывать издержки и приносить  прибыль на вложенный

капитал. 

      Созданный в 1970 г. для координации деятельности государственных предприятий

холдинг “Статсферетаг” был реорганизован в 1983 г., когда  из него вышла группа

крупных компаний, занимающихся добычей и переработкой сырья, а оставшиеся вошли

в фирму, получившую название “Прокордиа”. Сейчас она  объединяет около 15 фирм в

химической, фармацевтической, пивоварной промышленности, машиностроении,

производстве потребительских  товаров и услуг. В 1987 г. число  занятых в

“Прокордии” составило 25 тысяч человек. 

      Кроме “Прокордии” в число государственных  и смешанных предприятий входят

горнодобывающая компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ и НСБ, металлургическая

“Свенска столь”, судостроительная “Цельсиус” и коммерческий банк “Нурдбанкен”.В

1987 г. число занятых  в этих фирмах составило 48 тыс.  человек, а всего в

государственных компаниях - около 150 тыс. человек. 

      Предприятия государственного управления предназначены  для выполнения особых

целей и в некоторых  случаях по закону являются монополиями. На почту и связь -

две крупнейшие государственные  монополии - приходится свыше 60% всех занятых  на

государственных предприятиях. Другая важная сфера - транспорт. Шведские

государственные железные дороги составляют 95% всех жел. дорог в Швеции и на

них работают 33 тыс. человек. Около половины производства электроэнергии

приходится на государственное управление “Ваттенфалль”. В последние годы оно

также занялось исследованиями в области как новых источников энергии (солнце,

ветер и вода), так  и традиционных (уголь, торф и природный  газ). 

      Центральное правительство решающее воздействие  на экономику страны посредством

различных экономических  инструментов. Основной из них - государственный  бюджет. 

      В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи,

то есть перевод  доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям),

в том числе  пенсии, жилищные субсидии, пособия  на детей, сельскохозяйственные и

промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты процентов  по государственному

долгу. 

      Оставшиеся  после вычета трансфертных платежей из общих государственных

расходов средства составляют государственное потребление  и инвестиции. На

государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том

числе почти 2/3 тратится на здравоохранение, образование, государственную

администрацию и  т.д. Большая часть государственного потребления состоит из

зарплаты государственных  служащих - медицинских работников, учителей и др.

Основная часть  коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные

услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), электро-

и водоснабжение (12%), досуг и культуру (5%), транспорт  и связь (5%). 

      Основа  шведской системы социального страхования - различные виды социальных

пособий, которые  также являются важным инструментом политики распределения. В

1988 г. переводы  из сектора социального страхования  домашним хозяйствам

составили 109 млрд. крон, в том числе более 50% - пенсии. Всего же расходы

сектора социального  страхования достигли 134 млрд. крон. 

      Финансирование  государственных расходов в Швеции комплексное. Различные части

государственного  сектора имеют имеют собственные  источники доходов. Кроме того,

комунны, ландстинги и сектор социального страхования  получают дотации, в

основном от центрального правительства. Для последнего основной источник

доходов - косвенные  доходы. 

      В 1988 г. налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные государству,

составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального правительства (378

млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги, 15% - налоги на

социальное страхование. 

      Для местных властей основной источник финансирования - подоходные налоги

(60%). Государственные  трансферты комуннам в 1988 г.  составили 67 млрд. крон,

что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются дотациями

коммунам с низкими  налогами, компенсацией потерь налогооблажения, помощью и

субсидиями на инвестиции. 

      В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на социальное

страхование - основной источник доходов. 

Информация о работе Шведская модель экономики