Шпаргалка по "Региональной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Региональной экономике".

Работа содержит 1 файл

региональная экономика+.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

39Формирование расходной и доходной частей местного бюджета. доходная часть формируется за счет:1собственных доходов, налогов и сборов (плата за землю, налог на пользование природными ресурсами,);2закрепленных источников доходов для бюджета каждого уровня;3отчислений от республиканских налогов и сборов по регулирующим источникам доходов;4дотаций, представляющих собой средства, выделяемые на безвозмездной основе из вышестоящего бюджета без оговаривания их целевого использования;5субвенций, являющихся финансовыми средствами, выделяемыми из вышестоящего бюджета на конкретные цели;6субсидий, предоставляемых из вышестоящего бюджета для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов.        Расходная часть местных бюджетов включает в себя следующие направления:1капитальные вложения на развитие инфраструктуры регионов, строительство жилья;2финансирование текущего содержания отраслей социально-культурной сферы; 3социальную защиту населения (пособия малообеспеченным семьям, инвалидам, многодетным семьям и т. д.);4дотации (на содержание жилых домов, транспорта, на компенсацию разницы в ценах и т. п.);5расходы на поддержку AПК;6расходы на поддержку субъектов малого предпринимательства.

40Бюджетный федерализм, как фактор государственного регулирования регионального развития. Государственное регулирование регионального развития через систему государственных и региональных финансов осуществляется на основе принципа бюджетного федерализма, под которым понимается система взаимоотношений между бюджетами различных уровней по поводу распределения и перераспределения финансовых ресурсов. При этом принято выделять два типа бюджетного федерализма — конкурентный, связанный с минимальным перераспределением средств между бюджетами, и кооперативный, предусматривающий активное участие правительства в выравнивании межрегиональных диспропорций. Во втором случае деятельность правительства связана с вертикальным и горизонтальным бюджетным выравниванием, под которым понимается достижение сбалансированности местных бюджетов. При этом вертикальное выравнивание предполагает устранение несоответствий между расходными и доходными частями регионального бюджета за счет предоставления недостающих ресурсов из бюджета вышестоящего уровня. Горизонтальное выравнивание означает пропорциональное распределение средств между местными бюджетами одного и того же уровня с целью компенсации вариации бюджетных потенциалов различных территорий и обеспечения всем гражданам, вне зависимости от региона их проживания, равных возможностей.

 

41.Государственное управление регионами в Республике Беларусь.Сложившаяся к настоящему времени система государственного управления и местного самоуправления пока в большей степени ориентирована на централизованные методы, тогда как повышение ответственности регионов за самостоятельное решение большинства своих проблем требует уменьшения централизации, разгрузки республиканских органов от оперативных задач управления, повышения самостоятельности регионов.Таким образом, очевидно, что повышение эффективности государственного управления регионами возможно как на пути сочетания мероприятий, связанных с углублением централизации в выработке принципов региональной политики каким-либо одним органом государственного управления, так и с помощью обратного процесса, обусловленного возрастанием полномочий регионов в принятии управленческих решений. Второе направление может быть связано с реформой местного управления и самоуправления, организацией и стимулированием свободных экономических зон, участием регионов в международных экономических отношениях и т. п.

43.Характеристика органов местного самоуправления в регионе. К органам местного самоуправления относят:1местные Советы депутатов являются представительными государственными органами на территории соответствующего региона и выступают в виде системы местного самоуправления. В Беларуси установлены первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) coветы, базовый (городские (городов областного подчинения), районные Советы) и областной (областные Советы) территориальные уровни Советов. В компетенцию Советов входит обеспечение соблюдения законодательства Республики Беларусь, утверждение программ жилищного строительства, социально-культурного и коммунально-бытового обслуживания населения, 2органы территориального общественного самоуправления представляют собой организацию граждан на добровольной основе по месту их жительства на определенной части территории региона (микрорайона, улицы, двора и т. п.) они объединяются для исполнения самостоятельных, под свою ответственность, инициатив в вопросах местного значения. Органы территориального общественного самоуправления вправе контролировать работу местных социально-культурных учреждений и предприятий сферы обслуживания, использовать заработанные средства для развития социальной инфраструктуры региона, принимать на общественную и другую сохранность жилые дома,

44.Характеристика СЭЗ, как фактор регионального развития. СЭЗ — это ограниченная территория (город или его часть, морской порт, аэропорт и т. п.), на которой действуют особые, льготные экономические условия для отечественных и иностранных предпринимателей, способствующие решению в регионе и стране в целом общеэкономических, социально-экономических, научно-технических, научно-технологических, внешнеэкономических и других задач.Создание СЭЗ в том или ином регионе страны, с одной стороны, позволяет решить проблемы конкретного региона (ускорение темпов социально-экономического развития, снижение уровня безработицы и т. п.), а с другой — обеспечивает решение общегосударственных задач (привлечение в страну иностранных инвестиций, передовых технологий и т. д.).

45.Задачи СЭЗ в регионе. 1Задачи экономического блока:привлечение иностранного и внутреннего капитала упрощения различных организационных процедур; использование преимуществ от международного разделения труда и обращения капитала с целью расширения экспорта готовых изделий, рационализации импорта и создания импортозамещающего механизма в производстве товаров; реальная ликвидация монополии внешней торговли 2Задачи социального  блока:ускорение развития конкретных регионов; создание новых рабочих мест и повышение занятости населения; повышение квалификации рабочей силы, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированного на мировые требования к технологии управления; удовлетворение населения высококачественными товарами.3Задачи нaучно-mexнического блока:привлечение передовых технологий; ускорение инновационных процессов; привлечение зарубежных ученых и специалистов; повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов.

46.Виды СЭЗ в Республике Беларусь. Свободные экономические зоны, -виды:1оны свободной торговли,характеризующиеся упрощенными правилами пересечения границы для товаров, низкими таможенными пошлинами и иными льготами, имеющими своей целью поощрение торговли, ускорение торгового оборота, снижение торговых издержек. Разновидностью зон свободной торговли являются свободные таможенные зоны,связанные с освобождением или со снижением таможенных пошлин для их резидентов, а также транзитные зоны, свободные порты, транзитно-экспедиторские зоныи др.;2промышленно-производственные зоны,являющиеся результатом эволюции зон свободной торговли, когда в них стали ввозить не только товары, но и капиталы, что обеспечило возможность заниматься производственной деятельностью наряду с торговлей и торговым обслуживанием; 3технико-внедренческие,функционирующие в виде инновационных центров, технопарков, технополисов и т. п. Их цель — создание благоприятных условий для научно-практической деятельности в регионах и стране в целом;4сервисные зоны,являющиеся территориальными образованиями с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих различные услуги субъектам хозяйствования, занятых финансовым, страховым, консалтинговыми другим обслуживанием бизнеса.;5комплексные свободные экономические зоны, сочетающие в себе особенности вышеперечисленных зон. Например, в случае наличия в регионе признаков, характерных для зоны свободной торговли и промышленно-производственной зоны речь может идти о торгово-промышленной зоне. К зонам комплексного типа относятся: научно-промышленнаяи особая экономическая зоны; специальная территория особого режима; зона свободного предпринимательстваи др. настоящее время в Республике Беларусь функционируют 6 свободных экономических зон, в числе которых: СЭЗ «Брест», СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Минск», СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Могилев» и СЭЗ «Гродноинвест

47.Основные понятия и значение инновационной политики в регионе. инновация — результат или процесс практического внедрения новшества в область техники, технологии, способ организации и управления производством, метод продвижения продукции на рынок и ее сбыт.      Инновационная политика заключается в выработке решений, обеспечивающих устойчивое региональное развитие на основе стимулирования воспроизводства, обновления и модернизации производительных сил региональные инвестиции — часть ресурсов региона, которые изымаются из потребления и вкладываются в расширение или модернизацию производства (новые технологии, оборудование, методы организации хозяйственной деятельности и т. п.) в расчете на получение прибыли в будущем.Таким образом, региональная инвестиционная политика — совокупность действий экономических агентов по обеспечению условий простого и расширенного воспроизводства капитальных ресурсов в регионе.В настоящее время целями текущей инвестиционной политики для регионов являются: 1структурная перестройка региональной экономики; 2достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности региона; 3рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы, (прежде всего, экспортоориентированных отраслей, производства энергетических ресурсов, продуктов питания); 4выделение приоритетных инвестиционных проектов исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса.

 

 

 

 

 

 

 

48.Источники и структура государственных инвестиций. Основными источниками региональных инвестиций в разных странах мира являются: государственные инвестиции (национального и регионального уровня); частные внутренние инвестиции; частные иностранные инвестиции; иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.К государственным инвестициям в регионе относятся:1средства государственного бюджета развития (республиканского и регионального);2инвестиции государственных предприятий и организаций, министерств и ведомств, внебюджетных фондов;3налоговые льготы и инвестиционные кредиты, предоставляемые предприятиям и иным экономическим субъектам, а также кредиты государственных финансовых структур.Региональный бюджет развития является ключевым институтом государственного участия в сфере региональных воспроизводственных отношений. В бюджете региона источники инвестиций подразделяются на безвозмездные и возвратные. Безвозмездные инвестиции — это, в основном, государственные ресурсы, направленные в производственную и социальную сферу. Возвратные ресурсы включают в себя займы государства (иностранные кредиты и эмиссия ценных бумаг), государственные инвестиционные кредиты и кредиты, предоставляемые под государственные гарантии.

 49.Инвестиционный климат регионов. Инвестиционный климат региона — обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих процесс инвестирования в региональную хозяйственную систему.Инвестиционный климат региона состоит из:1инвестиционного потенциала— совокупности имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала;2инвестиционного риска— совокупности переменных факторов риска инвестирования;3законодательных условий— правовой системы, обеспечивающей стабильность деятельности инвестора.

50.Стратегия и способы привлечения иностранных инвестиций. Для разработки региональной политики привлечения иностранных инвестиций необходимо структурировать отрасли экономики региона с позиции целесообразности использования в них внешнего капитала. При этом необходимо выделить, по крайней мере, три группы отраслей, в которые: а) запрещен доступ иностранного капитала; б) доступ иностранного капитала ограничен и возможен только после получения лицензии; в) возможен беспрепятственный доступ иностранного капитала. Отбор инвестиционных проектов с участием зарубежных партнеров должен быть произведен исходя из первоочередных государственных интересов, предусматривающих решение следующих задач: 1) ограничение доступа иностранного капитала в отрасли, имеющие стратегическое значение (оборонно-промышленный комплекс, электроэнергетика и др.), а также в области, где необходимо проведение протекционистских мер с целью поддержания и развития собственных производителей; 2) развитие отсталых регионов и территорий (сельское хозяйство, традиционные промыслы, арктическая зона); 3) реализация крупных инвестиционных проектов, где без помощи иностранных инвесторов с их технологиями, деловым администрированием и финансовыми ресурсами сейчас не обойтись; 4) внедрение новых высокотехнологичных, экологически чистых производств, которые могли бы качественно поднять уровень эффективности производства и реструктурировать промышленность региона в целом.  Следующий этап разработки региональной политики в сфере привлечения иностранных инвестиций – определение предельной доли иностранных капитальных вложений в экономику региона в течение конкретного периода времени.

 

 

 

 

51.Инвестиционный потенциал региона. Инвестиционный потенциал региона — количественная характеристика, учитывающая основные макроэкономические индикаторы, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой), а также потребительский спрос населения. При расчете инвестиционного потенциала региона используются абсолютные статистические показатели. При этом совокупный потенциал региона включает восемь интегрированных его подвидов:1ресурсно-сырьевой потенциал— средняя обеспеченность территории региона балансовыми запасами важнейших видов природных ресурсов;2производственный потенциал— совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе;3потребительский потенциал— совокупная покупательная способность населения региона;4инфраструктурный потенциал — экономико- географическое положение и инфраструктурная насыщенность региона;5инновацuoнный потенциал— совокупность научно-технической деятельности в регионе;6трудовой потенциал— общая численность экономически активного населения и его образовательный уровень;7институциональный потенциал— степень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе;8финансовый потенциал — общая сумма налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона.

52.Понятие инвестиционного риска. Инвестиционная привлекательность региона. Инвестиционный риск — количественная характеристика, оценивающая вероятность потери инвестиций и дохода от них.Применительно к региону можно выделить следующие виды риска:1политический,зависящий от устойчивости (неустойчивости) региональной власти и политической поляризации населения;2экономический,связанный с динамикой экономических процессов в регионе;3социальный,характеризующийся уровнем социальной напряженности;4криминальный,определяемый уровнем преступности в регионе с учетом тяжести преступлений;5экологический,рассчитываемый как интегральный уровень загрязнения окружающей среды;6финансовый,отражающий напряженность регионального бюджета и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий региона;7законодательный,характеризующий совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории (местные налоги, льготы, ограничения и т. п.).Инвестиционная привлекательность регионаПроцедура составления инвестиционного рейтинга региона включает в себе несколько этапов. На первом этапе из всех статистических показателей, относящихся к тому или иному виду инвестиционного риска и потенциала, с помощью корреляционного анализавыделяются наиболее значимые показатели. Затем методом факторного анализаопределяется вклад каждого значимого показателя в общую величину соответствующего потенциала или риска. На завершающем этапе с помощью метода кластерного анализарегионы, ранжированные по потенциалу (риску), объединяются в группы по характеру инвестиционного климата.

Информация о работе Шпаргалка по "Региональной экономике"