Шпаргалка по "Региональной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Региональной экономике".

Работа содержит 1 файл

региональная экономика+.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

1/Понятие региональной экономики. региональная экономика — область научных знаний о размещении производственных сил, о существенных основах экономики регионов.Зарождение региональной экономики относится ко второй половине XVIII века. Региональная экономика непосредственно связана с территориальным развитием. Территориальное развитие — это такой режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения..Региональная экономика изучает экономику региона, точнее экономику отдельных регионов, а так же объективные предпосылки экономического развития региона (географическое положение, природно-ресурсный, демографический, производственный потенциал), производственную структуру, социальную сферу и условия жизни, систему расселения и размещения хозяйства, механизм функционирования и управления экономикой и т. д.

2/Предмет, метод и задачи региональной экономики..Предметом изучения служат особенности размещения производительных сил регионов, а также факторы регионального развития и методы воздействия на них с целью достижения запланированных результатов. 1М. таксонирования — процесс разделения территории на сопоставимые или иерархически соподчиненные таксоны. 2М. экономико-географического исследования, который в свою очередь подразделяется на три составные части:региональный метод — изучение размещения и развития общественного производства в региональном разрезе;отраслевой метод — изучение размещения и развития общественного производства в отраслевом разрезе;местный метод — исследование путей формирования и развития производства отдельного города, селения.3Системный анализ опирается на принцип поэтапности, который включает в себя следующие процессы: постановка цели, определение задач, формирование научной гипотезы, комплексное изучение особенностей оптимального варианта размещения отрасли.4М. систематизации связан с разделением изучаемых явлений5Балансовый м.характеризуется составлением отраслевых и региональных балансов..6Вариантный м.- используется при разработке схем размещения производства на территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования.7Картографический м.позволяет наглядно представить особенности размещения производства на территории региона.

3/Региональная экономика в системе экономических наук. С одной стороны, региональная экономика входит в систему наук о регионах. С другой стороны, она принадлежит системе экономических наук. Это синтетическое научное направление, полностью включающее  региональную экономику, стремится изучать регионы как целостные системы, отдавая приоритет междисциплинарным исследованиям. Регионоведение — область научных знаний, изучающая территориальную организацию хозяйства, а предметом дисциплины являются экономические районы всех уровней. Объектом изучения регионологии является регион как относительно самостоятельное целостное природно-социальное явление. Регионалистика — синтез подходов различных наук к региональным исследованиям.Неотъемлемой частью общей науки о регионах является география, в том числе экономическая география. Региональная экономика связана с другими науками о человеке и обществе: социологией, культурологией, политологией, экономические аспекты региональной демографии.

10/Основные характеристики  региональной экономической политики.1создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, основ государственности;2относительное выравнивание уровней социально-экономического развития регионов;3приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства;4максимально эффективное использование ресурсного потенциала регионов;5решение экологических проблем в регионах.

 

 4/Современные направления развития региональной экономики. Регион как квазигосударство - обособленную подсистему государства и национальной экономики. Во многих странах регионы аккумулируют все больше функций  и финансовых ресурсов, ранее принадлежавших центру (процессы децентрализации). Одна из главных функций региональной власти — регулирование экономики региона. Регион как квазикорпорация - крупный субъект собственности и экономической деятельности. В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала (примерами могут служить защита «торговой марки» местных продуктов, соревнования за более высокий региональный инвестиционный рейтинг). Подход к региону как рынку, имеющему определенные границы, акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности (предпринимательском климате) и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т. д. Исследования в рамках данного подхода выделяют в особую дисциплину региональное рынковедение.Подход к региону как социуму (общности людей, живущих на определенной территории) выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т. д.) и развитие системы расселения. Изучение ведется в разрезе социальных групп с их особыми функциями и интересами.

5/Понятие, уровни, виды районирования. Районирование осуществляется на двух уровнях, обусловленных его целями: познавательноми преобразовательном.На познавательном уровне изучается природный, демографический, экономический потенциал страны путем выделения однородных территорий. Он позволяет накапливать статистический материал, создавая тем самым базу для перехода на преобразовательный уровень. Преобразовательный уровень районирования связан с разработкой и реализацией перспектив рационального использования природного, демографического и экономического потенциала и соответствующим выделением регионов с целью максимально эффективного использования их ресурсов. виды районирования. - природное, демографическоеи экономическое районирование. В свою очередь, экономическое районирование подразделяется на отраслевоеи интегральное. Отраслевое районирование способствует правильному размещению предприятий конкретной отрасли, в то время как интегральное — комплексному развитию регионов.

6/Административно-территориальное деление Республики Беларусь.Первый уровень: — столица Белоруссии (статус города Минска определяется законом) области (белор. вобласць);Второй (базовый) уровень: — города областного подчинения (белор. горад абласнога падпарадкавання) — с численностью населения не менее 50 тыс. чел., являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами, с развитой производственной и социальной инфраструктурой (этот статус могут иметь города с меньшим населением, имеющие важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения); — районы (белор. раён);Третий (первичный) уровень: — города районного подчинения (белор. горад раённага падпарадкавання) — с численностью населения более 6 тыс. чел., имеющие промышленные предприятия, сеть учреждений социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и роста численности населения; — посёлки городского типа: — городские посёлки ,курортные посёлки ,рабочие посёлки ,сельские населённые пункты, агрогородки ,посёлки, деревни , сельсоветы 

 

 

 

 

7/Предпосылки переустройства административно-территориального деления (АТД) РБ. В нашей относительно небольшой республике насчитывается около 1,9 тыс. территориальных органов управления, что требует большой численности управленческого аппарата, ведет к неизбежному дублированию служб, порождает сложности в реальном разграничении коммунальной собственности, затрудняет эффективное решение хозяйственных задач вследствие больших различий в экономическом потенциале отдельных административно-территориальных единиц. В то же время нынешнее областное деление Беларуси более приспособлено к решению сельскохозяйственных задач административными методами, чем к управлению объектами социальной и производственной инфраструктуры, из которых, при переходе к рыночной экономике, в основном и будет состоять коммунальная собственность.В настоящее время республика находится на этапе становления рыночной экономики, рыночных способов хозяйствования и демократических методов государственного управления и самоуправления. Процесс реформирования социально-экономической системы протекает в рамках ранее сложившегося и доказавшего свою неэффективность административно-территориального деления.Реформирование административно-территориального устройства является необходимой предпосылкой активизации усилий местного населения и местных органов власти в подъеме экономики республики и решении на этой основе широкого круга задач социального развития.

8/Особенности АТД экономически развитых странах (ФРГ, Великобритания, Дания, Швеция). ФРГ — федеральное государство (республика), состоящее из 16 земель, каждая из которых представляет собой самостоятельное государство. В компетенцию земель входят вопросы, непосредственно затрагивающие повседневную жизнь граждан, культуру в расширительном понимании, коммунальное хозяйство, общественный порядок. Каждая земля имеет свою конституцию. Федеральные органы осуществляют внешние сношения, оборону, пограничную охрану, управляют железными дорогами, почтой. В Великобритании шесть метрополитенских графств охватывают большинство крупных агломераций, исключая Лондон. Метрополитенские графства подразделяются на 36 метрополитенских округов. Округа управляются советами, избранными всеобщим голосованием. Остальная территория (фактически сельские районы Великобритании) разделена на неметрополитенские графства, Неметрополитенские графства разделены на неметрополитенские округа (296), Основой системы стали графства, именно им переданы все важнейшие функции. Округа же (за исключением метрополитенских) наделены лишь второстепенными функциями.. Швеция разделена на  288 коммун. В права и обязанности коммун входит строительство различных сооружений, обеспечение широкого круга услуг, жилищное и дорожное строительство, канализация и водоснабжение, начальное образование, социальная помощь, уход за престарелыми, забота о детях и т. д. Коммуны имеют право взимать подоходный налог и получают доход от небольшого налога на недвижимость. В Дании радикальная административная реформа была проведена в 1970 г. Было объединено 1 400 небольших органов местной власти в 275 муниципалитетов и 14 округов. Столица включает в себя два муниципалитета, которым делегировано выполнение региональных функций. Укрупнение территорий местных органов власти сделало возможным расширение налоговой базы.

 

 

 

 

 

 

 

9/Определение, этапы развития региональной экономической политики. Региональная политика — политика государства, центра по отношению к регионам, система их взаимоотношений..1-й этап — 30-е гг., когда региональные мероприятия по-настоящему проводились лишь в Великобритании и США и являлись как бы придатком чрезвычайных антикризисных мер.2-й этап — с конца 40-х до конца 50-х гг. — в Западной Европе расширился круг стран, практикующих региональные мероприятия.3-й этап — с конца 50-х гг. до экономического спада 1974—1975 гг. — необходимость проведения региональной политики признается почти повсеместно, она становится одним из приоритетных направлений деятельности государства в большинстве европейских стран. Наблюдается совершенствование инструментария региональной политики, формирование системы регионального программирования, получает широкое распространение стимулирование экономического развития проблемных районов.4-й этап — с середины 70-х гг. и продолжающийся в наши дни — приоритет целей регионального характера начал снижаться. В связи с обострением кризисных явлений на первый план выдвинулись задачи перестройки структуры промышленности, модернизации производственного аппарата.

11/Методы и инструменты воздействия на развитие регионов. Отечественными специалистами используются и другие классификации методов управления. Последние обычно делятся на прямые и косвенные, активные и пассивные, поощрительные (стимулирующие, побудительные) и ограничительные. Прямые методы управления могут включать такие меры, как установление предела повышения цен, замораживание заработной платы, нормирование, распределение и другие средства, которые скорее работают не через побуждения, а оказывают непосредственное воздействие. В целом косвенные методы управления направлены на корректировку проблем, а прямые рычаги ограничиваются корректировкой симптомов. К конкретным инструментам управления территориальным развитием, наиболее активно использовавшимся в централизованно планируемой советской экономике, можно отнести следующие:1лимитирование, нормирование и распределение материальных и топливно-энергетических ресурсов по союзным республикам, экономическим районам, 2директивное перераспределение рабочей силы между республиками, краями, областями, между городской и сельской местностью 3миграционные субсидии, предоставляемые гражданам при переезде по организованному набору, 4плата за трудовые и природные ресурсы;5жесткое закрепление межрегиональных транспортных связей;

12/Опыт регионального развития европейских стран с переходной экономикой. В части Европы в первой половине 90-х гог. наметились две наиболее общие тенденции. Одна из них состоит в поляризации по оси «центр—периферия», что проявилось в усилении социально-экономических различий между столичными городами, другими основными центрами с развитой отраслевой структурой экономики и остальными частями каждой из стран. В столичных городах безработица в целом была ниже среднего национального уровня, а темпы приватизации государственных предприятий, создания новых фирм, уровень доходов на душу населения и объемы привлечения иностранных инвестиций — значительно выше.Второй важной характеристикой изменений в пространственной структуре экономики государств ЦВЕ является рост диспропорций в социально-экономическом развитии западных и восточных регионов. Как правило, быстрее налаживались экономические связи с западноевропейскими партнерами, наблюдался интенсивный рост новых конкурентоспособных производств. В частности, кризис в наибольшей мере затронул узкоспециализированные промышленные районы и отдельные центры с недостаточно развитой отраслевой структурой, в которых исторически мало уделялось внимания диверсификации производства.

 

 

 

13/Региональная политика в Беларуси. В последние годы в Беларуси активно формируются нормативно-правовые и организационные основы для регулирования развития отдельных подсистем регионов (в частности, в области охраны окружающей среды, занятости населения, архитектурной и градостроительной деятельности и др.). Сложившаяся к настоящему времени система государственного управления и местного самоуправления пока еще в большей степени ориентирована на централизованные методы, тогда как повышение ответственности регионов за самостоятельное решение большинства своих проблем требует уменьшения централизации, разгрузки республиканских органов от оперативных задач управления, повышения самостоятельности регионов. в Беларуси перспективным направлением совершенствования ее государственной региональной политики является последовательное сокращение прямого вмешательства государства в развитие местных сообществ и, соответственно, усиление роли местных органов управления и самоуправления в решении большинства вопросов локального масштаба.

Информация о работе Шпаргалка по "Региональной экономике"