Шпаргалка по "Региональной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Региональной экономике".

Работа содержит 1 файл

региональная экономика+.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

14.Основные направления совершенствования региональной политики в Беларуси 1создать законодательную и другую нормативно-правовую базу для эффективного использования региональной политики как важного направления государственного регулирования;2принять Концепцию государственной региональной политики, определить конкретный орган управления на уровне страны, осуществляющий координацию действий всех заинтересованных министерств и ведомств по развитию регионов;3разработать нормативно-методическую документацию по классификации объектов государственной региональной политики, по использованию данных территориальной статистики, кадастровых систем и других государственных информационных баз данных для целей мониторинга и регулирования социально-экономического развития объектов государственной региональной политики, по порядку разработки, финансированию, контролю выполнения и корректировке региональных программ, а также по порядку согласования документации, разрабатываемой в рамках физического (градостроительного) планирования, функционального зонирования и социально-экономического прогнозирования и др.

15.Общая характеристика ресурсного потенциала страны. Термин «потенциал» (от лат. potentia — сила) применительно к экономике означает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития. На макроуровне под совокупным экономическим потенциалом понимается максимально возможная способность национальной экономики производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.Основными факторами, определяющими экономический потенциал, являются производственные мощности промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи, производственная, социальная и экологическая инфраструктуры, трудовые ресурсы, в том числе квалифицированные кадры, способные развивать научно-технический прогресс и обеспечивать его реализацию в сфере производства и потребления. Важнейшими составляющими совокупного экономического потенциала Беларуси являются:• природно-ресурсный потенциал; • демографический и трудовой потенциалы;• научный, научно-технический и инновационный потенциалы;• информационно-технологический потенциал;• производственный потенциал;• инвестиционный потенциал национальной экономики;• внешнеэкономический потенциал;• экологический потенциал.

 

 

 

 

 

16.Характеристика и концепции развития городов. Город имеет собственное архитектурное, производственное, социально-экономическое, политическое, культурное и человеческое «лицо». В зависимости от масштабности, степени концентрации каждого из потенциалов города принято делить на большие, средние и малые. Статус города обычно определяется высшим органом власти страны.Основой современной концепции развития города становится новая парадигма ценностей общества — человек как самоцель и богатство общества, а не рост производства или техногенных ценностей. В рамках рассмотренной концепции могут быть реализованы следующие технологии:1Рыночное, социально-конкурентное развитие, предполагающее со стороны руководства города лишь создание условий для цивилизованной конкуренции в деле формирования производства товаров и услуг.2Посредством программ и поощрительных методов осуществляется сознательно регулируемое развитие ряда сфер и секторов жизнедеятельности города:21городских инженерных и информационных систем, коммуникаций;22дорог;23мест общественного пользования (парков, водно-зеленых зон, спортивных сооружений по месту жительства);24муниципальной полиции и службы безопасности.Поощрительное развитие осуществляется при помощи инструментов льготирования, финансирования проектов, имеющих высокую ценность для города.Самодеятельное, стихийное решение проблем. Эта методология реализовывалась в нашем обществе длительное время. Люди сами ремонтировали жилье, решали проблемы газификации, используя личные связи, протекции и тому подобное

17.Модели развития городов. 1Автономный город. Предполагает проведение селективной деятельности по отношению к иностранному присутствию, запрет на продажу (и долговременную аренду) земли субъектам-нерезидентам (прежде всего — экономическим).2Мульти-столица. Приоритетным является поощрение развития правительственных учреждений, министерств и ведомств, транспортных организаций. Город становится экономическим и политическим центром одновременно, что приводит к концентрации политической и хозяйственной власти в руках правящей элиты.3Концентрическая модель. Город должен развиваться с формированием следующих ареалов и зон социального и экономического развития:1административных;2инфраструктуры;3экономических зон и техноцентров, технопарков, образующих в идеале наукоемкие технополисы, экологически чистые экономические ареалы развития;4новых, перспективных зон развития на основе пилотажных экономических и социальных проектов.4Свободная экономическая зона. Данный вариант развития исходит из максимальной либерализации экономической жизни города. Речь идет о создании новых транспортных подсистем (воздушной, автомобильной) и их инфраструктуры, формировании логистической конфигурации с доминированием оптовых рынков и зон хранения, сборки, доработки продукции с дальнейшей поставкой на российский рынок и рынки других стран. Технологические центры и технопарки позволили бы реализовать инновационный потенциал науки, который в настоящее время используется не полностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.Технологии реализации концепции развития городов. 1Изменение отношений собственности. Если в нем будут смещены центры тяжести (чрезмерная концентрация объектов и прав собственности) — неизбежны диспропорции и острые противоречия в экономической системе..2Городское землевладение и землепользование. юридическая неупорядоченность земельных отношений оставляет место для злоупотребления и административного произвола, ведет к нерациональному использованию городских территорий.3Основные направления реформы коммунального сектора. магазины, кафе, рестораны, ателье и другие предприятия службы быта можно достаточно быстро и без особых затрат приватизировать, то предприятия тепло-, водо- и газоснабжения, ремонтно-строительные и дорожные предприятия, городской транспорт в силу ряда факторов еще долго останутся коммунальной собственностью.4Развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства. должно выполнить ряд первичных условий: разрешить предпринимателям и организациям вести свободную торговлю; дать возможность свободно покупать и использовать свои резервы, чтобы выстроить сильный и жизнеспособный рынок товаров и услуг; инвестировать неиспользованные ресурсы; на деле, а не на словах, развязать экономическую инициативу.5Совершенствование организационной структуры управления городским хозяйством.

19.Малые города и поселения: состав и перспективы развития. По градостроительной классификации к средним по величине относятся города, в которых проживает от 20 до 100 тыс. жителей. к категории малых с численностью населения менее 20 тыс. чел. К основным проблемам, препятствующим динамичному развитию многих малых и средних городских поселений, относятся:1ограниченность и низкий уровень развития экономической базы, несоответствие структуры производства требованиям социально ориентированной рыночной экономики и масштабу поселений;2наличие в отдельных городских поселениях убыточных или низкорентабельных крупных градообразующих предприятий, создающих угрозу для социальной стабильности не только в самом городе, но и в прилегающих районах;3сравнительно высокий уровень безработицы, ограниченный набор объектов социальной инфраструктуры и низкое качество предоставляемых населению услуг;4более низкий, чем в крупных и больших городах, уровень благоустройства жилищного фонда;5низкий качественный уровень объектов жизнеобеспечения (энергоснабжение, канализационные и водопроводные сети, котельные, транспортные коммуникации и др.);6сложная демографическая ситуация, обусловленная миграционным оттоком трудоспособного населения (особенно молодежи) в более крупные города.

 26.Инфраструктура региона. инфраструктуры — совокупности предприятий и организаций, относящихся к отраслям, обеспечивающим бесперебойное, эффективное функционирование большого числа других предприятий и организаций, зачастую относящихся к нескольким отраслям и сферам деятельности. виды:1производственную, которая содержит комплекс отраслей, обеспечивающих внешние условия производства (транспорт, связь, электро-, газо-, водоснабжение, складское хозяйство и т. п.);2социальную, включающую в себя здравоохранение, пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, розничную торговлю, общественное питание, культуру, образование, объекты спортивно-физкультурного назначения и т. п.;3управленческую, в сферу функционирования которой входит аппарат государственного управления, система местного управления и самоуправления, а также системы правовой и законотворческой деятельности и распространения информации;4рыночную, охватывающую совокупность сфер деятельности и институтов, призванных обеспечивать условия для эффективного функционирования рыночного механизма в регионе (товарно-сырьевые, валютные и фондовые биржи; 5экологическую, обеспечивающем благоприятную природную среду для развития общественного производства и охрану окружающей среды от негативных последствий экологической деятельности человека

 

 

20.Выбор стратегии развития населенных мест. 1Уделить особое внимание ускоренному увеличению экономического капитала за счет первоочередного развития «точек роста» — отдельных районов 2 необходимо сосредоточить основные усилия на мобилизации и стимулировании использования внутренних ресурсов, на расширении социального капитала.В первую очередь следует: 1стимулировать развитие предприятий малого бизнеса, 2обеспечить развитие небольших предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья 3использовать все возможности для создания новых рабочих мест, 4развивать индивидуальные навыки и способности людей, обучать их новым профессиям, стимулировать развитие демократических форм управления и самоуправления на местах, 5обучать служащих государственного управления как на низших, так и на верхних уровнях, воспитывать у них чувство ответственности перед людьми за свои действия;

 21.Природно-ресурсный потенциал регионов. Экологический (природно-ресурсный) потенциал региона — природные ресурсы, теоретически доступные для использования при данном уровне развития технологий и социально-экономических отношений с учетом приемлемой (максимально допустимой) антропогенной нагрузки на территорию.Природные ресурсы бывают:1целевые, т. е. предназначенные для выполнения определенных функций. Их особенности — неравномерность размещения по территории страны, концентрация в отдельных регионах, месторождениях (например, железная руда, бокситы, и т. п.);2многоцелевые, т. е. потребляемые повсеместно. Необходимо указать, что многие многоцелевые природные ресурсы так же повсеместно распределены, хотя их качество, свойства распределения территориально дифференцированы (земля, вода, топливо, энергия и т. п.).Для характеристики природных ресурсов используются такие показатели, как количество (запасы), качество(плодородие земель, калорийность топлива) и доступность(глубина залегания, себестоимость добычи).

22.Управление природно-ресурсным потенциалом регионов. Природно-ресурсный потенциал — совокупность природных ресурсов данной территории, условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом тенденций научно-технического прогресса. Важным аспектом оценки природно-ресурсного потенциала региона является его структурный анализ,.Первое структурное подразделение объединяет природные ресурсы отраслей промышленности, имеющих общегосударственную специализацию — нефтяные ресурсы, горно-химическое сырье (калийная и каменная соль, фосфориты.Второе ст. п. включает в себя природные ресурсы отраслей местной промышленности и отраслей народного хозяйства, определяющих региональную производственную специализацию — местные топливно-энергетические ресурсы (торф, дрова, гидроэнергия малых рек и т. п.), лесные ресурсы для местной промышленности, минерально-сырьевые ресурсы для местного строительства и т. п. третье ст. п.— природные условия и ресурсы, обеспечивающие функционирование агропромышленного комплекса (АПК) — агроклиматические условия и земельные ресурсы, местные удобрения и т. п.К четвертому п. относится та часть природно-ресурсного потенциала, которая рассматривается в качестве территориальной и ресурсной базы жизнедеятельности общества (земля, вода, лес, используемые как среда обитания, восстановления физических и духовных сил человека).

 

 

 

 

 

 

 

 28.Развитие и значимость промышленного комплекса в регионе. При этом развитие промышленностидолжно быть направлено на решение следующих основных задач:1удовлетворение потребностей народного хозяйства регионов и республики в промышленной продукции прежде всего за счет собственного производства и собственных ресурсов Республики;2увеличение выпуска наукоемкой и конкурентоспособной продукции для того, чтобы можно было приобретать сырьевые и энергетические ресурсы в других странах.В структуре выпуска продукции производственно-технического назначения приоритет отдается товарами, необходимым регионам и республике, прежде всего, для переоснащения предприятий машиностроительного комплекса, легкой и пищевой промышленности, строительной индустрии, нужд сельского и домашнего хозяйства, сферы услуг и других отраслей социального комплекса.

23.Трудовые ресурсы и трудовой потенциал регионов. трудовой потенциал- совокупную рабочую силу и совокупную общественную способность населения к труду. С количественной стороны, трудовой потенциал представляет собой запасы труда, которые определяются общей численностью трудовых ресурсов, их половозрастной структурой, образовательным уровнем и возможностями их использования.Трудовые ресурсы региона — это часть населения страны, которая обладает физическими и духовными способностями к труду и которая представляет собой действующую и потенциальную рабочую силу.Фактически к трудовым ресурсам относятся:1население в трудоспособном возрасте: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины — от 16 до 55 лет 2население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве.Трудовые ресурсы могут быть охарактеризованы такими параметрами, как:1образовательный уровень,;2профессионально-квалификационная структура, характеризующая трудовые ресурсы по видам деятельности, профессиям, специальностям и уровню квалификации;3половозрастная структура, 4социально-экономическая неоднородность работающих, связанная со сложностью труда у тех или иных групп (не квалифицированный, квалифицированный и высококвалифицированный труд; для руководителей — руководители высшего, среднего, низшего звена).

24.Государственное регулирование трудового потенциала региона. Государственное регулирование трудового потенциала предполагает решение следующих основных задач:1обеспечение научно обоснованного воспроизводства населения в целом по республике, в отдельных областях и районах;2достижение рациональной занятости населения, то есть создание условий, при которых удовлетворяется потребность людей в работе и учебе;3обеспечение отраслей и сфер народного хозяйства рабочей силой, количество и качество которой соответствовало бы реальным потребностям;4рациональное и эффективное использование трудового потенциала и отдельных групп населения (молодежи, женщин, лиц старшего трудоспособного возраста).Государственное регулирование трудового потенциала предполагает использование прямых и косвенных методов регулирования. Прямые (административные) методы непосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов и реализуются через создание фондов и разработку специальных программ занятости, установление в нормативных актах тарифно-квалификационных систем и систем оплаты труда, форм договорных отношений, индексирование заработной платы и т.д. Косвенные (экономические) методы создают заинтересованность хозяйствующих субъектов в действиях определенного рода и реализуются прежде всего через средства налоговой и кредитной системы, через целеориентирующие индикаторы.

Информация о работе Шпаргалка по "Региональной экономике"