Шпаргалка по "Региональной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Региональной экономике".

Работа содержит 1 файл

региональная экономика+.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

25.Потенциал реального сектора экономики в регионе. К реальному сектору экономики чаще всего относят промышленность, агропромышленный комплекс, строительство.Промышленность Беларуси является ведущей отраслью республиканского народнохозяйственного комплекса. В состав промышленного комплекса входят 16 укрупненных отраслей: электроэнергетика, топливная, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая, промышленность строительных материалов, стекольная и фарфорово-фаянсовая, легкая, пищевая, комбикормовая и мукомольно-крупяная, медицинская, полиграфическая, микробиологическая и т. д. Агропромышленный комплекс (АПК) Республики Беларусь включает три сферы:1Отрасли, производящие средства производства для всех звеньев АПК (сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, гербицидов и т. д.).2Сельское хозяйство.3Отрасли, обеспечивающие доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовку, ее переработку, транспортировку, хранение, реализацию). Все предприятия строительной индустрии на две группы:1Строительные организации регионального значения (изготовление кирпича, стеновых блоков, перекрытий и др.), использующие главным образом местное сырье.2Строительные организации межрегионального значения (производство цемента, стекла и т. п.), использующие сырье нескольких крупных месторождений и удовлетворяющие своей продукцией несколько регионов.

27.Межотраслевые комплексы и возможные направления их развития. 1 группа — отрасли (объекты) регионообразующего значения, определяющие роль региона в общественном и территориальном разделении труда и являющиеся основой его экономического развития. К ним относятся: промышленность, агропромышленный комплекс, строительство, внешний транспорт, связь и наука.2 группа — отрасли социального развития (объекты обслуживающего значения, связанные с удовлетворением потребностей населения и обеспечивающие общехозяйственные условия развития объектов первой группы). К этим отраслям относятся: жилищно-коммунальное хозяйство, торговля и общественное питание, внутрирегиональный транспорт, здравоохранение, образование и культура и др.Для развития отраслей обеих групп и обеспечения долговременного экономического подъема, выхода регионов на передовые позиции в научно-технической сфере и повышения их конкурентоспособности следует активно двигаться по принципиально новым, авангардным направлениям. Прежде всего, необходимо обратить особое внимание на развитие лазерных, информационных, электронных технологий и технологий оптических производств, поскольку именно по этим направлениям в стране и ее регионах накоплен мощный научный и инновационный потенциал. Весьма важно ускорить разработку оборудования, приборов и устройств для передачи данных — телефонных, видеотелефонных, телеграфных, факсимильных и т. д. — с использованием цифровых высокоскоростных волоконно-оптических систем связи.

29.Развитие и совершенствование АПК в регионахОсновные направления реформирования растениеводства в территориальном аспекте представляются следующими:1совершенствование структуры посевных площадей во всех регионах с целью обеспечения потребностей в продовольственном и кормовом 2увеличение производства картофеля, 3концентрация посевов льноволокна 4дальнейшая концентрация посевов сахарной свеклы 5повышение плодородия почв во всех регионах посредством рационального использования органических и минеральных удобрений.Для решения территориальных проблем животноводства необходимо:1максимально использовать богатых травяных и растительных ресурсов во всех регионах, составляющих главный резерв повышения продуктивности скотоводства;2увеличить производство по откорму свиней и птицы в Минской, Брестской и Гродненской областях за счет лучшего обеспечения их концентрированными кормами;3восстановить техническое оснащение сельскохозяйственного производства во всех регионах Республики Беларусь, так как степень изношенности ее машинно-тракторного парка достигла 70%.

30.Строительный комплекс и его значение в региональном развитии. Строительство оказывает огромное влияние на состояние научно-инновационной деятельности в регионе, поскольку оно обеспечивает условия для:1реконструкции и переоснащения производства;2скорейшего внедрения новейших достижений в науку и практику;3сокращения продолжительности строительного цикла от разработки проекта до законченного сооружения.Прогноз развития строительного комплекса регионов необходимо проводить на основе анализа его функций, включающих:1выполнение работ по вводу в действие объектов производственного и непроизводственного назначения;2материально-техническое обеспечение строительного комплекса местными строительными материалами, строительными конструкциями и деталями;3развитие самофинансирования строительного комплекса.

31.Транспортная инфраструктура региона. Функциональное назначение транспорта состоит в обеспечении перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени, поэтому для него в большей степени, чем для любой другой отрасли, характерна территориальная специфика. Важнейшей особенностью является пространственно-сетевой характер расположения его объектов, обусловливающий тесную взаимосвязь с территорией, размещением производства и системой расселения. На развитие транспорта в регионах влияют следующие группы факторов:1общеэкономические,определяющие: характер территориального разделения труда и структуры производства; уровень экономического и социального развития региона поотношению к достигнутому в стране;;2отраслевые технико-экономические,отражающие изменение объема и структуры перевозок; совершенствование эксплуатационной деятельности; управление и координацию работы различных видов транспорта и организацию перевозочного процесса; оптимизацию грузо- и пассажиропотоков;;3территориальные, характеризующие особенности транспортно-экономических связей в регионе; уровень специализации производства; систему расселения; размещение социально-экономических объектов на данной территории; природно-климатические условия и характер их взаимодействия с транспортом; уровень загрязнения территории.

32.Факторы, влияющие на развитие транспортной инфраструктуры регионаДля эффективного функционирования транспортного комплекса в регионах необходимо обновление основных фондов, так как степень их изношенности составляет от 50 до 75%. Кроме того, на эффективность функционирования транспорта в регионах негативное влияние оказывает действующий порядок установления тарифов на городские и пригородные перевозки.Для поддержания технической базы транспорта на необходимом уровне, обеспечения безопасности движения транспортных средств и сохранности перевозимой продукции потребуется ввозить из других стран радиотехническое оборудование и средства связи, спецмасла и жидкости, рельсы, стальные трубы, двигатели и другие ресурсы.Для дальнейшего социально-экономического развития городов необходимо обеспечить бесперебойную работу городского транспорта. В этой связи требуется решить следующие основные задачи:1обеспечить рост производственного потенциала всех видов городского транспорта в соответствии с потребностями населения и народного хозяйства городов;2увеличить эксплуатационные резервы транспорта;3создать систему гарантированного обеспечения городского транспорта материально-техническими ресурсами (подвижным составом, топливом и т. п.);4перестроить структуру управления городским транспортом и связью исходя из рыночных условий хозяйствования.

 

 

 

 

 

 

33.Развитие сферы обеспечения жизнедеятельности населения в регионе. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) региона представляет собой сложный комплекс разнообразных предприятий, служб, как правило, связанных между собой, оказывающих услуги или производящих продукцию. В его состав входят две подотрасли: жилищное и коммунальное хозяйство В свою очередь, в состав коммунального хозяйства входят:1санитарно-технические службы и предприятия (водопровод, канализация, );2энергетическое хозяйство (газо- и электроснабжение,);3хозяйство внешнего благоустройства (дорожно-мостовое строительство, служба);4транспортное хозяйство. Бытовое обслуживание населения, или служба быта — это общественно организованная форма удовлетворения определенных индивидуальных потребностей человека в бытовых услугах. По существующей классификации бытовые услуги, оказываемые населению, подразделяются на:1промышленные (производственные), связанные с пошивом и ремонтом обуви, швейных, меховых и кожаных изделий, 2непромышленные (непроизводственные), связанные с предоставлением услуг прокатных пунктов, прачечных, фотоателье, бань, парикмахерских и других услуг, не связанных с созданием материальных ценностей. «домашнее хозяйство» - хозяйственная единица, состоящая из одного или более лиц, объединенных общим бюджетом и местом проживания, снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Домашнее хозяйство охватывает все виды трудовой, производственной, экономической и социальной активности, объединяя потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и не занятых в общественном производстве.

34.Жилищно-коммунальное хозяйство региона. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) региона представляет собой сложный комплекс разнообразных предприятий, служб, как правило, связанных между собой, оказывающих услуги или производящих продукцию. В его состав входят две подотрасли: жилищное и коммунальное хозяйство, причем жилищное хозяйство представлено жилищным строительством и службами содержания жилого фонда. В свою очередь, в состав коммунального хозяйства входят:1санитарно-технические службы и предприятия (водопровод, канализация, служба очистки и уборки в городах);2энергетическое хозяйство (газо- и электроснабжение, теплофикационные службы);3хозяйство внешнего благоустройства (дорожно-мостовое строительство, служба озеленения, служба освещения);4транспортное хозяйство.В целом формирование нового хозяйственного механизма и системы управления ЖКХ связано с реализацией:1законодательно-правовых основ, к числу которых относятся контрактные и хоздоговорные формы взаимоотношений в отрасли;2организационно-управленческих мер, нацеленных на изменение соотношения централизации и децентрализации управления ЖКХ, появление коммерческих структур, реструктуризацию отрасли;3экономических подходов, связанных с выбором экономических методов хозяйствования, изменением критериев дотирования, системы стимулирования, ценообразования и т. п.;4финансовых мероприятий, предполагающих свободу выбора механизма финансово-ресурсного обеспечения, льготное налогообложение, кредитование и т. д.

 

42.Характеристика  системы местного управления  и самоуправления. под местным управлением следует понимать управленческую деятельность в масштабе региона, которая осуществляется центральной властью или администрацией высшего территориального уровня управления. местное самоуправление представляет собой самоорганизацию на базовом региональном уровне там, где оно может организоваться и осуществлять свои полномочия, не обращаясь к государству. В той мере, в какой они реализуют переданные им полномочия, они подконтрольны государству.Деятельность органов местного управления и самоуправления носит властный характер. Решения, принятыe ими в пределах своих полномочий, обязательны для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений соответствующего региона.

35.Быто.вое обслуживание населения в регионе. Бытовое обслуживание населения, или служба быта — это общественно организованная форма удовлетворения определенных индивидуальных потребностей человека в бытовых услугах. По существующей классификации:1промышленные (производственные), связанные с пошивом и ремонтом обуви, швейных, меховых и кожаных изделий, ремонтом металлоизделий и бытовой техники, химической чисткой и крашением и т. п.;2непромышленные (непроизводственные), связанные с предоставлением услуг прокатных пунктов, прачечных, фотоателье, бань, парикмахерских и других услуг, не связанных с созданием материальных ценностей.Развитие общественных форм обслуживания позволяет облегчить и сократить затраты труда в домашнем хозяйстве, увеличить свободное время населения. При этом решение проблемы освобождения населения от малопроизводительного домашнего труда и более полного удовлетворения их бытовых нужд возможно по двум направлениям:1на основе механизации отдельных видов домашнего труда с помощью массового внедрения в быт электробытовых машин и приборов;2путем создания наиболее эффективного и полного комплекса услуг предприятиями бытового обслуживания населения.Характеристику развития службы быта дают такие показатели, как:1общий объем реализации услуг населению;2выручка за бытовые услуги, учитываемые в составе розничного товарооборота;3внедрение передовой технологии, механизации и автоматизации производственных процессов;4ввод в действие производственных мощностей по основным видам бытовых услуг.

36Развитие домашнего хозяйства в регионе. «домашнее хозяйство»-хозяйственная единица, состоящая из одного или более лиц, объединенных общим бюджетом и местом проживания, снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Домашнее хозяйство охватывает все виды трудовой, производственной, экономической и социальной активности, объединяя потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и не занятых в общественном производстве..Все многообразие домашних хозяйств принято классифицировать в зависимости от географических, демографических, социально-экономических характеристик, в том числе по:1территориально-региональной принадлежности (виду региона, месторасположению и т. п.);2демографическому состоянию (составу семьи, возрасту и т. д.);3уровню доходности (среднедушевому доходу, источнику доходов и т. п.);4имущественному потенциалу (характеру жилья, наличию другой собственности);5социальному положению (занятости членов домохозяйства, сфере деятельности и др.);6трудовому потенциалу (числу трудоспособных в домохозяйстве, уровню образования и квалификации его членов и т. п.).Изучение состояния домашних хозяйств в регионах осуществляется на основе выборочного метода, когда вместо общей (генеральной) совокупности исследуются ее характерные части — выборки, а также путем интервьюирования и других видов социологических исследований.

37Финансовые ресурсы регионов. В самом общем смысле категория «финансы» означает систему экономических взаимоотношений, выражающих формирование и использование денежных средств в процессе хозяйственного оборота предприятия, региона, страны. Важнейшей составной частью системы государственных финансов и действенным инструментом решения региональных проблем являются финансы региона, поскольку их целенаправленное и эффективное использование способно оказать позитивное воздействие на развитие конкретной территории.системы финансовых ресурсов региона, под которыми понимаются денежные средства, находящиеся в распоряжении региона, его хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения регионального и национального валового продукта и предназначенные для расширенного воспроизводства на данной территории).Финансовые ресурсы региона включают:1ресурсы местных бюджетов, целевых бюджетных и внебюджетных фондов;2средства предприятий;3средства населения;4кредитные ресурсы;5средства на депозитах и др.

 

38.Местные бюджеты, как фактор регионального развития. Совокупность бюджетов соответствующей административно-территориальной единицы представляет собой консолидированный бюджет региона (республики, области, района и т. п.). Таким образом, консолидированный бюджет области включает в себя бюджеты районов, городов областного подчинения и областной бюджет. Соответственно бюджет сельсоветов, поселков, городов районного подчинения и районный бюджет образуют консолидированный бюджет района. В основе формирования местных бюджетов лежат принципы:1социальной направленности;2экономного и целевого использования ассигнований;3стимулирования регионов к зарабатыванию средств;4избирательной поддержки тех, кто работает с отдачей и эффективно.Прогнозирование расходов при формировании местных бюджетов осуществляется по следующим направлениям:1капитальные вложения в развитие инфраструктуры регионов, строительство жилья;2финансирование текущего содержания отраслей социально-культурной сферы;3дотации (на содержание жилых домов, транспорта, на возмещение разницы в ценах);4социальная защита населения (пособия малообеспеченным семьям, инвалидам, многодетным семьям и др.);5расходы на поддержку АПК (расходы по уцениванию стоимости минеральных удобрений, средств защиты растений и др.);6расходы на финансирование мероприятий по поддержке субъектов малого предпринимательства.

Информация о работе Шпаргалка по "Региональной экономике"