Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 48 вопросов по дисциплине "Экономика".

Работа содержит 1 файл

ОНОТ.docx

— 105.69 Кб (Скачать)

 

4. Понятие эффективности и производительности труда

В процессе труда используются такие  факторы как предметы труда, средства труда, рабочая сила. Результатом  любого процесса труд является благо, то есть товары или услуги. То есть в  процессе труда используется как  живой, так и овеществленный (прошлый) труд. Поэтому производительность труда  – это показатель, характеризующий  его результативность, отдачу каждого  используемого ресурса труда.

Производительность труда  является и показателем экономической эффективности трудовой деятельности работников, отражающим способность работников создавать в единицу времени большее или меньшее количество продукции. Поэтому производительность труда является функцией живого труда и выражает его продуктивность.

В современных условиях хозяйствования основой производительности труда  является производительная сила труда. Производительную силу труда следует  понимать, как способность работника  в определенных условиях обеспечить достижение определенного результата. Производительность труда характеризует  степень эффективности живого труда. Она выражается в экономии и целесообразном использовании не только живого труда, но и овеществленного. Чем выше производительность живого труда, тем больше потребляется средств производства. Следовательно, рост производительности труда, проявляясь в уменьшении массы живого труда по отношению к массе приводимых в движение средств производства, закономерно отражается на снижении стоимости единицы товара. Товар является воплощением живого и овеществленного труда. Отсюда рост производительности труда, находясь в обратном отношении к величине стоимости товара, сопровождается экономией совокупных затрат труда.

Понятие эффективности  труда  включает наряду с экономическим обоснованием еще и психофизиологическое, и социальное. Психофизиологический характер эффективности труда заключается в определении степени и направленности воздействия трудового процесса на организм человека. Социальный аспект предполагает обеспечение возможности развития, самосовершенствования человека в процессе труда.

 

16.Цели  и задачи организации труда  на предприятии

Организация труда — это деятельность, одна из управленческих функций, часть управления предприятием (организацией) по созданию, поддержанию, упорядочению и развитию системы организации труда, по ее преобразованию на основе оргнововведений. Данная деятельность должна осуществляться как постоянный процесс, а не как единовременные разрозненные действия. В этом суть так называемого процессного подхода к организации труда. 
Цель организации труда как управленческой деятельности — создание организационных условий, необходимых для достижения высокой социально-экономической результативности трудовой деятельности. Реализация данной цели обеспечивается решением конкретных задач, подразделяемых на: 
• Экономические (снижение трудозатрат на производство работ и продукции, повышение производительности труда, экономичное использование производственных фондов, материалов, сырья, обеспечение высокого качества работ и продукции, снижение издержек производства, повышение конкурентоспособности и т.п.); 
• Социальные (создание благоприятных условий трудовой деятельности работников, сохранение их здоровья, повышение содержательности и привлекательности труда, рациональное и более полное использование и развитие трудового потенциала, обеспечение удовлетворения разнообразных потребностей персонала и т.п.). 
Направления деятельности по организации труда (направления НОТ) соответствуют названным выше элементам системы организации труда. 
Значение организации труда вытекает из содержания решаемых ею задач. В экономическом плане организация труда — это средство предотвращения возможных диспропорций между уровнем развития технологии производства и техники, с одной стороны, и уровнем организации живого труда — с другой. 

Организация труда решает три класса задач: экономические, психофизиологические и социальные. 
Экономические задачи обеспечивают повышение производительности труда; улучшение использования ресурсовтруда и рабочего времени, экономию всех видов ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности продукции и эффективности производства (лучшее использование материальных ресурсов и основных фондов). 
Психофизиологические задачи направлены на экономию жизненной энергии человека, ограничение интенсивности труда, гармонизацию физических и психических нагрузок на человека, создание благоприятных и безопасных условий для организма человека в процессе труда, снижение тяжести и нервно-психической напряженности. 
Социальные задачи призваны обеспечивать повышение содержательности, разнообразия и престижности труда,справедливую и полноценную оплату труда, воспитание высокой дисциплины труда.

 

30. Классификация затрат рабочего времени

Время в течение  рабочей смены затрачивается  рабочим на выполнение производственного  задания, отдых и другие перерывы по различным причинам. Совокупность этих затрат времени называется рабочим  временем.

По отношению  к труду исполнителя рабочее  время разделяется на время работы и время перерывов. Время работы складывается из необходимого времени, затрачиваемого на выполнение производственного задания, а также времени потерь, не обусловленных технологическим процессом и заданием, например, работы при заниженных режимных резания, обработки с большим числом проходов и др. Перерывы в работе могут быть двух видов – не зависящие от рабочего (необходимые) и зависящие от рабочего (потери).

К подготовительно-заключительному времени Тп-з относится время, необходимое для ознакомления с предстоящей работой, на подготовку к ней и ее завершения. Это время затрачивается однажды на всю партию обрабатываемых деталей или один раз на весь рабочий день. В течение этого времени рабочий знакомится с полученной работой, изучает чертежи и технологические инструкции, устанавливает приспособление, налаживает и настраивает оборудование (сам или наладчик), подготавливает инструмент, сдает готовую работу мастеру или контролеру.

Основное (технологическое) время То затрачивается непосредственно на изменение размеров, поверхности, формы обрабатываемой детали, механических свойств и внутренней структуры материала, обеспечение требуемого расположения и сборки отдельных элементов, изменение внешнего вида изделия и т.д. Основное время в операции может быть машинным (машинно-автоматическим) tм, машинноручным tм-р и ручным tр.

Вспомогательное время Тв затрачивается на действия, обеспечивающие выполнение элементов основной (технологической) операции. Оно может быть двух видов: периодическим, повторяющимся с каждой операцией (например, время установки и съема детали, подвода и отвода инструмента, пуска и остановки механизма) и непериодическим (например, выборочные параметры изделия, проверки технологических режимов). По условиям выполнения работ вспомогательное время может быть ручным, машинным и машинно-ручным. Время ручной вспомогательной работы часто может перекрываться машинным временем работы механизма, поэтому в норму включается лишь вспомогательное время, не перекрываемое другими приемами и действиями.

Время обслуживания рабочего места  Тоб затрачивается рабочим на уход за рабочим местом (механизмом, инструментом, приспособлением) на протяжении данной работы и рабочей смены. Оно подразделяется на время технического и организационного обслуживания рабочего места. Время технического обслуживания рабочего места Тто затрачивается на смену инструмента, регулировку и подналадку механизма в процессе работы, правку инструмента и другие подобные действия рабочего, связанные с уходом за рабочим местом при выполнении заданной работы. Время организационного обслуживания рабочего места Тоовключает затраты времени рабочего по уходу за рабочим местом на протяжении смены (раскладка и уборка инструмента в начале и конце смены, смазка и чистка механизма, уборка рабочего места).

Время перерывов, не зависящих от рабочего, Тпн состоит из технологических перерывов в ходе процесса, например незанятости токаря при машинно-автоматическом действии станка (считается необходимым временем), и организационно-технических перерывов, вызванных недостатками в обслуживании рабочего места, например ожиданием работы, инструктажа, материала. инструмента (относятся к потерям рабочего времени).

Время перерывов, зависящие от рабочего, Тпр подразделяется на сверхнормативные перерывы Тот (отдых, производственная гимнастика и личные надобности) и перерывы, допущенные рабочим вследствие нарушения трудовой дисциплины Тдр (опоздания на работу, посторонние разговоры, самовольные уходы с рабочего места и т.д.).

К ненормированному рабочему времени относится также  время непроизводительной работы Тнр, обусловленное браком, выполнением непредусмотренных производственным заданием работ, мелкого текущего ремонта самим рабочим и др.

Помимо рассмотренного целевого назначения классификация  затрат рабочего времени является также  основой для установления структуры  технически обоснованной нормы времени  на операцию.

 

 

29. Схема затрат рабочего времени

 

48.Потребности,  их суть и классификация

Выдающиеся  мыслители, политологи, экономисты прошлого и современности видели в потребностях выражение природы человека, относили их к ключевым экономическим категориям.

Потребности – это внутренние мотивы (стимулы) функционирования общественного производства. Посредством их обеспечивается взаимосвязь производства и потребления в пределах определенной совокупности социально-экономических отношений. Потребности побуждают к эффективному использованию имеющихся ресурсов для достижения конкретных целей.

Потребности – это категория, отражающая отношение людей к условиям их жизнедеятельности. Они порождаются определенными общественными отношениями и отражают эти отношения.     Поэтому потребности – это категория, отражающая отношения между людьми в процессе производства и использования произведенных благ и услуг.

Экономические потребности – это отношение людей к экономическим условиям их жизнедеятельности, которое характеризуется ощущением недостатка благ и услуг, желанием владеть ими, чтобы преодолеть это ощущение.

Потребности можно классифицировать по объектам и субъектам:

По  субъектам:

а) индивидуальные, коллективные, общественные (потребности в еде, одежде, жилье; потребности трудового коллектива в квалифицированном руководстве, благоприятном психологическом климате, нормальных условиях труда; общественные – снижение уровня инфляции и безработицы, экономический рост...)

б) потребности домохозяйств, предприятий, государства как субъектов экономики(домохозяйств - в лучших товарах по низким ценам; предприятий - в повышении конкурентоспособности продукции, снижении затрат, увеличении прибыли; государства – в увеличении поступлений в бюджет...)

По  объектам:

а) физиологические (в пище, одежде, жилье) – порождены существованием человека как биологического существа; социальные (в общении, информации, образовании) – возникают у человека как социального существа.

б) материальные – потребности в материальных благах и услугах; духовные – в творчестве, самовыражении, самосовершенствовании.

в) первоочередные – удовлетворяются предметами первой необходимости; непервоочередные (второстепенные) – удовлетворяются предметами роскоши.

По Маслову  – иерархия потребностей в соответствии с их весомостью:

По степени реализации:

Абсолютные  потребности – возникли и выявлены при данном уровне развития науки, техники, производства.

Действительные – могут быть реализованы при достигнутом уровне науки, техники, производства в стране.

Платежеспособные – которые человек может удовлетворить при соответствующем соотношении уровня дохода и цен.

Потребности имеют исторический характер, зависят  от культурного уровня страны, экономических, национальных, религиозных, геграфических, климатических и др. особенностей.


Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"