Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на 48 вопросов по дисциплине "Экономика".
4. Понятие эффективности и производительности труда
В процессе труда используются такие факторы как предметы труда, средства труда, рабочая сила. Результатом любого процесса труд является благо, то есть товары или услуги. То есть в процессе труда используется как живой, так и овеществленный (прошлый) труд. Поэтому производительность труда – это показатель, характеризующий его результативность, отдачу каждого используемого ресурса труда.
Производительность труда является и показателем экономической эффективности трудовой деятельности работников, отражающим способность работников создавать в единицу времени большее или меньшее количество продукции. Поэтому производительность труда является функцией живого труда и выражает его продуктивность.
В современных условиях хозяйствования основой производительности труда является производительная сила труда. Производительную силу труда следует понимать, как способность работника в определенных условиях обеспечить достижение определенного результата. Производительность труда характеризует степень эффективности живого труда. Она выражается в экономии и целесообразном использовании не только живого труда, но и овеществленного. Чем выше производительность живого труда, тем больше потребляется средств производства. Следовательно, рост производительности труда, проявляясь в уменьшении массы живого труда по отношению к массе приводимых в движение средств производства, закономерно отражается на снижении стоимости единицы товара. Товар является воплощением живого и овеществленного труда. Отсюда рост производительности труда, находясь в обратном отношении к величине стоимости товара, сопровождается экономией совокупных затрат труда.
Понятие эффективности труда включает наряду с экономическим обоснованием еще и психофизиологическое, и социальное. Психофизиологический характер эффективности труда заключается в определении степени и направленности воздействия трудового процесса на организм человека. Социальный аспект предполагает обеспечение возможности развития, самосовершенствования человека в процессе труда.
16.Цели и задачи организации труда на предприятии
Организация
труда — это деятельность, одна
из управленческих функций, часть управления
предприятием (организацией) по созданию,
поддержанию, упорядочению и развитию
системы организации труда, по ее
преобразованию на основе оргнововведений.
Данная деятельность должна осуществляться
как постоянный процесс, а не как единовременные
разрозненные действия. В этом суть так
называемого процессного подхода к организации
труда.
Цель организации труда как управленческой
деятельности — создание организационных
условий, необходимых для достижения высокой
социально-экономической результативности
трудовой деятельности. Реализация данной
цели обеспечивается решением конкретных
задач, подразделяемых на:
• Экономические (снижение трудозатрат
на производство работ и продукции, повышение
производительности труда, экономичное
использование производственных фондов,
материалов, сырья, обеспечение высокого
качества работ и продукции, снижение
издержек производства, повышение конкурентоспособности
и т.п.);
• Социальные (создание благоприятных
условий трудовой деятельности работников,
сохранение их здоровья, повышение содержательности
и привлекательности труда, рациональное
и более полное использование и развитие
трудового потенциала, обеспечение удовлетворения
разнообразных потребностей персонала
и т.п.).
Направления деятельности по организации
труда (направления НОТ) соответствуют
названным выше элементам системы организации
труда.
Значение организации труда вытекает
из содержания решаемых ею задач. В экономическом
плане организация труда — это средство
предотвращения возможных диспропорций
между уровнем развития технологии производства
и техники, с одной стороны, и уровнем организации
живого труда — с другой.
Организация труда решает
три класса задач: экономические, психофизиологические
и социальные.
Экономические задачи обеспечив
Психофизиологические задачи на
Социальные задачи призваны обеспечивать
повышение содержательности, разнообразия
и престижности труда,справедливу
30. Классификация затрат рабочего времени
Время в течение рабочей смены затрачивается рабочим на выполнение производственного задания, отдых и другие перерывы по различным причинам. Совокупность этих затрат времени называется рабочим временем.
По отношению к труду исполнителя рабочее время разделяется на время работы и время перерывов. Время работы складывается из необходимого времени, затрачиваемого на выполнение производственного задания, а также времени потерь, не обусловленных технологическим процессом и заданием, например, работы при заниженных режимных резания, обработки с большим числом проходов и др. Перерывы в работе могут быть двух видов – не зависящие от рабочего (необходимые) и зависящие от рабочего (потери).
К подготовительно-
Основное (технологическое) время То затрачивается непосредственно на изменение размеров, поверхности, формы обрабатываемой детали, механических свойств и внутренней структуры материала, обеспечение требуемого расположения и сборки отдельных элементов, изменение внешнего вида изделия и т.д. Основное время в операции может быть машинным (машинно-автоматическим) tм, машинноручным tм-р и ручным tр.
Вспомогательное время Тв затрачивается на действия, обеспечивающие выполнение элементов основной (технологической) операции. Оно может быть двух видов: периодическим, повторяющимся с каждой операцией (например, время установки и съема детали, подвода и отвода инструмента, пуска и остановки механизма) и непериодическим (например, выборочные параметры изделия, проверки технологических режимов). По условиям выполнения работ вспомогательное время может быть ручным, машинным и машинно-ручным. Время ручной вспомогательной работы часто может перекрываться машинным временем работы механизма, поэтому в норму включается лишь вспомогательное время, не перекрываемое другими приемами и действиями.
Время обслуживания рабочего места Тоб затрачивается рабочим на уход за рабочим местом (механизмом, инструментом, приспособлением) на протяжении данной работы и рабочей смены. Оно подразделяется на время технического и организационного обслуживания рабочего места. Время технического обслуживания рабочего места Тто затрачивается на смену инструмента, регулировку и подналадку механизма в процессе работы, правку инструмента и другие подобные действия рабочего, связанные с уходом за рабочим местом при выполнении заданной работы. Время организационного обслуживания рабочего места Тоовключает затраты времени рабочего по уходу за рабочим местом на протяжении смены (раскладка и уборка инструмента в начале и конце смены, смазка и чистка механизма, уборка рабочего места).
Время перерывов, не зависящих от рабочего, Тпн состоит из технологических перерывов в ходе процесса, например незанятости токаря при машинно-автоматическом действии станка (считается необходимым временем), и организационно-технических перерывов, вызванных недостатками в обслуживании рабочего места, например ожиданием работы, инструктажа, материала. инструмента (относятся к потерям рабочего времени).
Время перерывов, зависящие от рабочего, Тпр подразделяется на сверхнормативные перерывы Тот (отдых, производственная гимнастика и личные надобности) и перерывы, допущенные рабочим вследствие нарушения трудовой дисциплины Тдр (опоздания на работу, посторонние разговоры, самовольные уходы с рабочего места и т.д.).
К ненормированному рабочему времени относится также время непроизводительной работы Тнр, обусловленное браком, выполнением непредусмотренных производственным заданием работ, мелкого текущего ремонта самим рабочим и др.
Помимо рассмотренного целевого назначения классификация затрат рабочего времени является также основой для установления структуры технически обоснованной нормы времени на операцию.
29. Схема затрат рабочего времени
48.Потребности, их суть и классификация
Выдающиеся мыслители, политологи, экономисты прошлого и современности видели в потребностях выражение природы человека, относили их к ключевым экономическим категориям.
Потребности – это внутренние мотивы (стимулы) функционирования общественного производства. Посредством их обеспечивается взаимосвязь производства и потребления в пределах определенной совокупности социально-экономических отношений. Потребности побуждают к эффективному использованию имеющихся ресурсов для достижения конкретных целей.
Потребности – это категория, отражающая отношение людей к условиям их жизнедеятельности. Они порождаются определенными общественными отношениями и отражают эти отношения. Поэтому потребности – это категория, отражающая отношения между людьми в процессе производства и использования произведенных благ и услуг.
Экономические потребности – это отношение людей к экономическим условиям их жизнедеятельности, которое характеризуется ощущением недостатка благ и услуг, желанием владеть ими, чтобы преодолеть это ощущение.
Потребности можно классифицировать по объектам и субъектам:
По субъектам:
а) индивидуальные, коллективные, общественные (потребности в еде, одежде, жилье; потребности трудового коллектива в квалифицированном руководстве, благоприятном психологическом климате, нормальных условиях труда; общественные – снижение уровня инфляции и безработицы, экономический рост...)
б) потребности домохозяйств, предприятий, государства как субъектов экономики(домохозяйств - в лучших товарах по низким ценам; предприятий - в повышении конкурентоспособности продукции, снижении затрат, увеличении прибыли; государства – в увеличении поступлений в бюджет...)
По объектам:
а) физиологические (в пище, одежде, жилье) – порождены существованием человека как биологического существа; социальные (в общении, информации, образовании) – возникают у человека как социального существа.
б) материальные – потребности в материальных благах и услугах; духовные – в творчестве, самовыражении, самосовершенствовании.
в) первоочередные – удовлетворяются предметами первой необходимости; непервоочередные (второстепенные) – удовлетворяются предметами роскоши.
По Маслову – иерархия потребностей в соответствии с их весомостью:
По степени реализации:
Абсолютные потребности – возникли и выявлены при данном уровне развития науки, техники, производства.
Действительные – могут быть реализованы при достигнутом уровне науки, техники, производства в стране.
Платежеспособные – которые человек может удовлетворить при соответствующем соотношении уровня дохода и цен.
Потребности имеют исторический характер, зависят от культурного уровня страны, экономических, национальных, религиозных, геграфических, климатических и др. особенностей.