Шпаргалка по "Экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:25, шпаргалка

Описание работы

мировая экономика

Работа содержит 1 файл

мировая шпоры испр.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

Политический  союз направлен на проведение единой внешней политики, в частности  в области безопасности, и выработку  общих подходов в рамках внутреннего  законодательства: гражданского и уголовного.

Валютный союз означает проведение единой денежно-кредитной политики в рамках ЕС и функционирование общей для всех стран валюты. С этой целью согласно Маастрихтским соглашениям были определены и реализуются сроки введения единой валюты—евро:       

 

50. Интеграционные процессы  в развивающихся  странах

Развитие  интеграционных процессов — сравнительно новое явление во взаимном экономическом сотрудничестве развивающихся стран. Возникновение многосторонних экономических объединений развивающихся стран приходится в основном на конец 50-х — начало 60-х годов. По данным ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию), на начало 80-х годов межгосударственные экономические связи освободившихся стран осуществлялись уже в рамках 44 региональных торгово-экономических группировок, 30 ассоциаций производителей сырьевых товаров, двух валютных союзов, восьми платежных клиринговых и пяти кредитных соглашений. Доля интеграционных группировок в общем товарообороте развивающихся стран выросла с 7% в 1960 г. до 15 % к середине 80-х годов.

Интеграционные  процессы в развивающихся странах осуществляются прежде всего на региональной основе: в Латинской Америке, Азии, Африке, Ближнем и Среднем Востоке.

Наиболее успешно  действующей интеграционной группировкой является АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд), которая за двадцать лет своего существования добилась значительного прогресса на пути создания объединенного рынка. Страны, входящие в АСЕАН, постепенно переходят от преимущественного экспорта сырья к экспорту производственных изделий, в том числе в Японию и США. Основой быстрого развития является увеличение прямых частных капиталовложений, в том числе иностранных.

Однако, несмотря на быстрый рост производства большинства  стран-участниц, их взаимные связи по линии формальной межгосударственной интеграции пока недостаточно развиты, им не удается снизить таможенные пошлины на товары внутрирегиональной торговли из-за сопротивления Индонезии, которая опасается, что это негативно скажется на развитии ее промышленности. Продвижение к региональному единству идет пока медленно.

Несмотря на существующие трудности в организации и работе интеграционных союзов и объединений, за ними будущее: они способствуют не только ликвидации экономической отсталости, военных конфликтов, но и создают противовес чрезмерному иностранному влиянию развитых стран в регионах.

Наиболее общий  итог экономического роста в развивающихся  странах характеризуется тем, что  в период 1960—1990 гг. объем производства в целом значительно возрос. В  результате вековая тенденция увеличения разрыва в уровнях развития между  бывшими метрополиями и развивающимися странами в целом начала замедляться, что свидетельствует о начале модернизации стран Третьего мира. 

51. Проблемы и пути  развития международной  экономической интеграции  на постсоветском  пространстве

Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где отдельные части были тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей после распада Советского Союза был очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в странах — членах СНГ в 1992—1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей).

Сразу же после  распада СССР возникли интеграционные тенденции у бывших советских  республик. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов, и в первую очередь в областях, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996—1997 гг., усилились стремления к интеграции на иных основах с учетом возникших реалий.

Интеграционные  тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

• разделение труда, которое невозможно было полностью  изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени  соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

• длительное совместное проживание в пределах одного государства  многих народов. Оно создало плотную  «ткань отношений» в разнообразных  областях и формах• технологическая  взаимозависимость, единые технические нормы.

Однако интеграционные процессы наталкивались на противоположные  тенденции, определявшиеся прежде всего  стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Но всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Немалое значение для определения реальной позиции стран по отношению к интеграции в рамках СНГ имели, особенно в первые годы после распада СССР, расчеты на помощь Запада в том случае, если эти страны не будут «торопиться» с интеграцией. Нежелание в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций, столь часть встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали достижению договоренностей и их практической реализации.

Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько  политическими и даже этническими  факторами. С самого начала прибалтийские  страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого как можно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительное — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно р подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В  дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоединения других стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

52. СНГ – сущность  основные этапы  и направления  развития

Зависимость экономики  государств СНГ от мирового хозяйства  уже подтвердилась разразившимся  финансовым кризисом. Даже частичная  изоляция от мировых рынков, потеря экспортерами части рынков сбыта привела к сокращению производства, росту безработицы, снижению совокупного спроса. Уменьшение экспортной выручки создало дополнительные трудности в покупке товаров за рубежом, в том числе и инвестиционных, в обеспечении спроса на товары, не производимые в стране.

В работе по укреплению внешнеэкономических связей необходимо не только завоевывать новые рынки, но и поддерживать старые, устоявшиеся  отношения с бывшими республиками СССР.

СССР  всегда занимал одно из ключевых мест в мировой хозяйственной системе. Страна, обладающая огромными запасами полезных ископаемых, весомым производственным и научно-техническим потенциалом, заставляла считаться с собой в определении тенденций мирового развития и установлении межгосударственных хозяйственных связей. Тем более важно сейчас, когда Россия и страны СНГ переживают трудные времена, сохранить хотя бы основные позиции в международной экономической жизни.

Сложность проблемы состоит прежде всего в том, что  приходится работать в двух направлениях: с одной стороны, поддерживать связи с бывшими республиками СССР (с ближним зарубежьем), а с другой - завоевывать мировой рынок, утверждать себя как равноправный рыночный партнер со странами дальнего зарубежья.   Решение   этих   задач   осложняется   неэффективной структурой экономики , отсталостью технологической базы производства, нерешенными социальными задачами.

В отношениях между  странами СНГ по-прежнему первое место  занимает внешняя торговля, это обоснованно. Опыт стран, входящих в ЕС, доказывает, что именно увеличение обмена произведенными товарами послужило стимулом для развития национальной экономики каждой страны

Получение суверенитета бывшими союзными республиками привело  к: развалу некогда единого экономического пространства. Все новые государства  резко сократили обмен товарами между собой и попытались  переориентироваться на дальнее зарубежье.

В то же время  существует ряд конкретных причин, сдерживающих развитие внешнеторговых отношений бывших союзных республик. Реформы идут трудно, экономика находится  в кризисном состоянии, сокращается платежеспособный спрос и увеличиваются неплатежи. Это касается как внутреннего, так и внешнего рынка. В силу технологической отсталости производств товары, которые выходят на внешний рынок, имеют низкое качество, а цены, по которым они продаются на внутреннем рынке, максимально приблизились к мировым. В результате стало выгоднее покупать более качественные, а часто и менее дорогие товары, поставляемые из дальнего зарубежья.

Дальнейшее развитие внешнеторговых отношений между  странами СНГ возможно только при устранении указанных причин. Положительная тенденция в этом процессе наметилась в 1995 г., когда впервые объем экспортных операций стран СНГ увеличился на 9,3% по сравнению с 1994 г. Увеличение сохранилось и в последующем. Российский экспорт за 9 месяцев 1996 г. в страны СНГ возрос на 19,6%, а импорт - на 26,2%.

Естественно, что  процесс укрепления внешнеторговых связей стран - членов СНГ потребует  длительного времени и станет возможным при условии стабилизации экономики этих стран, оптимальном использовании имеющегося транспорта и связи, разработки единых транспортных тарифов на территории СНГ. Важную роль могут сыграть развитие связей в производственной и инвестиционной деятельности, создание совместных корпораций, финансово-промышленных групп, холдинговых и лизинговых компаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

53. Проблема экологии  на современном  этапе

Концепция устойчивого  развития модель Пауля Эрлиха и Бари Коммонера

Сущность модели заключается в том что устойчивое разделение требует стабилизации или сокращения экологического бремени которое представляет собой фун-цию от населения уровня развития технологий и потребляемых природных богатств

ЕВ=f(Р,А,Т)

Где ЕВ – общий  уровень экологического бремени

Р население

А богатства  доступное для потребления

Т технологии

Сократить уровень  экологического бремени можно тремя  основными способами

  • Сократить население
  • Сократить уровень потреблений

Осуществить фундаментальные  изменения в технологии 

54. Концепция устойчивого  развития в мировой  экономике

Устойчивое развитие это такое развитие человечества которое удовлетворяет потребности настоящего времени но не ставит под угрозу способность бедующих поколений удовлетворять свои потребности

Все развитые страны понимают необходимость следовать  концепции устойчивого развития не на фоне одного отдельного государства а на уровне мирового сообщества

Выделяют 4 критерия устойчивого развития на долгосрочню  преспективу

  • Возобновляемые природные ресурсы устойчивое развитие должно обеспечивать их возобновление или хотя бы воспроизводство
  • Не возобновляемые ресурсы – замедление темпов их исчерпания с преспективой замены в будущем
  • Отходы человеческой деятельности -  минимизация на основе внедрения малоотходных без отходных, ресурсосберегающие технологии
  • Загрязнение окружающей среды Необходимо принять меры к недопущению ухудшения состояния окружающей среды

Существует два  подхода к концепции устойчивого  развития

- стратегия «тотальной  очистки»

Стратегия ограниченного  потребления 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика"