МТ – торговля
товарами и услугами м/д странами
в основе которой лежит МРТ
с целью более полного удовлетворения
безграничных потребностей населения
Важная роль
и значение МТ привели к созданию
различных экономических теорий
которые пытались объяснить процессы
и последствия развития МТ
- меркантелиская
теория МТ – основана на том что только
экспорт приносит стране экономическую
выгоду а поэтому импорт (кроме импортного
сырья) нужно ограничивать. Главный недостаток
состоит в том сто экономическая выгода
стран экспортеров оборачивается экономическим
ущербом стран импортеров
- Теория абсолютных
преимуществ (А. Смит) – Теория гласит
что в стране выгодно импортировать те
товары по которым у нее издержки производства
выше чем у зарубежных стран, а экспортировать
те товары по которым у нее издержки
производства ниже чем за рубежом. Смит
выступал за свободу конкуренции внутри
страны
- Теория сравнительных
преимуществ (Д. Риккардо) – каждая страна
может извлечь выгоду специализируясь
на трех товарах производство которых
вызывает меньшее издержки по отношению
к другим. Эта теория подтвердила выгодность
МРТ но не объяснила почему складываются
сравнительные приимущества
- Теория соотношения
факторов производства или теория Хекшера
– Олина – теория основывается на том
что страна стремится экспортировать
избыточные факторы и импортировать дефицитые
факторы производства в целях компенсации
относительно низкой обеспеченности страны
факторами производства в масштабах мирового
хозяйства
- Парадокс
Леонтьева – выделил следующие моменты
не учтенные в теории Хекшера – Олина
- Неоднородность
факторов производства прежде всего раб
силы в разных странах
- Государственную
политику направленную на сдержание импорта
и увеличение экспорта
Эти факторы
оказывают сильное влияние на
процессы торговли. Т.О. для обеспечении
МТ нужно анализировать не только обеспеченность
страны разными факторами но и насколько
эффективно используется факторы в этой
стране
- Теория конкурентных
преимуществ (Портер) – международные
конкурентные преимущества действующих
в этих отраслях зависят то того в какой
макро среде осуществляется их деятельность
в своей стране
- Теория эффекта
масштаба (Кругман) – существует торговля
м/д странами которые одинаково наделены
факторами производства таким странам
выгодно специализироваться и обмениваться
даже технологией однородной но дефицитной
продукции так называется внутри отрослевая
торговля
- Теория жизненного
цикла продукции – развитие МТ напрямую
зависит от стадий жизненного цикла продукты.
Выделяют следующие стадии жизненного
цикла
- Разработка
продукта – наблюдается мелкосерийное
производство т.е. это ответ на возможною
потребность новой продукции
- Рост- рост
спроса на прдукию расширяется экспорт
- Зрелость
– стадия крупно серийного производства
- Упадок –
происходит значительное снижение спроса
на продукцию
28.
Внешнеторговый баланс.
Платежный баланс
Платежный баланс
страны показывает совокупность дебетовых
и кредитовых операций которые учитываются
каждой страной в специальной
системе счетов
ПБ составляется
ежегодно и показывает итог всех экономических
операций м/д страной и остальным
миром
Все доходы (кредитовые
операции) заносятся в ПБ со знаком
+ а платежи и расходы за рубежом
(дебетовые операции) со знаком –
Любая операция
вплатежном балансе записывается один
раз так такова а второй раз
с противоположным знаком т.е
как движение финансовых средств опос-х
данную операцию
ПБ состоит
из двух больших счетов:
1) Счет текущих
операций
- Торговый
баланс – это соотношение экспорта импорта
товаров
- Баланс услуг
т.е. баланс «невидимой торговли» - это
моотношение экспорта и импорта услуг
баланс услуг включает сальдо платежей
процентов по кредитам и выплат доходов
инвестиций
- Трансфертные
платежи – платежи поступающие лиш в одном
направление например на предоставление
безвозмездной помощи
2) Счет операций
с капиталом
Счет движения
капитала определяет потоки капитала
связанных с куплей или продажей материальных
и финансовых активов которые имели место
в текущем году
- Счет движения
долгосрочного капитала – это соотношение
иностранных инвестиций в данной стране
(кредитовые операции) и заграничные инвестиции
данной стране (дебетовые операции)т.к.
идет отток средств из страны этот счет
включает не только прямые и портфельные
капиталовложения но и предоставляемые
кредиты
- Счет движения
краткосрочных капиталов – это краткосрочные
кредиты счета и депозиьты наличная валюта
недопоступление экспортной выручки
- Счета официальных
резервов – под официальными резервами
понимаются запасы золота и иностранной
валюты знак + по данной статье платежного
баланса означает что часть гос резервов
была привлечена д/покрытия дефицита по
какому либо счету
29.
Внешнеторговая политика
государства
Внешняя политика-
целенаправленное воздействие государства
на торговые отношения с другими
государствами
Цели внешней
политики
- обеспечение
экономического роста
- выравнивание
структуры платежного баланса
- обеспечение
стабильности национальной валюты
- изменение
стратегии и тактики включения страны
в МРТ
- сохранение
политической и экономической независимости
страны
- сохранение
экономического и военного производства
Выделяют 2 формы
междун-ной торговой политики
- протекционизм
политика государства направлена на защиту
отечественной продукции от иностранной
конкуренции
- таможенные
пошлины
- поддержка
экспорта
- фритредерство
– политика направленная на обеспечение
свободного перемещения товаров ч/з границы
гос-в.(политика без торговых барьеров).
Инструменты внешнеторг.полит.:1.Тарифные
ограничения:Таможенный тариф – перечень
товаров.с котор. взымается пошлина с указанием
ставок таможенного налога на единицу
данного товара.
Таможенная пошлина
– налог, взымаемый гос.органами, таможенными
службами по ставкам тамож-го тарифа.2.нетарифные
ограничения(лицензирование.импортные
квоты,затраты).
30.
Преимущества и
недостатки фритредерства
и протекционизма
Внешняя политика-
целенаправленное воздействие государства
на торговые отношения с другими государствами
Выделяют две
формы международной торговой политики
- протекционизм
политика государства направлена на защиту
отечественной продукции от иностранной
конкуренции
- таможенные
пошлины
- поддержка
экспорта
- фритредерство
– политика государства направлена на
воздерхание от непосредственного воздействия
на внешнею торговлю оставляющего роль
основного регулировщика за рынком (политика
без торговых барьеров
Минусы и плюсы
протекционизма
«+»
- уравнивает
торговый баланс
- защищает
от демпинга
- защищает
молодые отрасли
- стимулирует
рост производства
«-»
- падает эффективность
производства
- растут цены,
меньшей выбор товаров
- не используются
преимущества МРТ
- подрываются
возможности экспорта
Преимущества
в свободной политике
- стимулирует
конкуренцию, ограничивает монополию
- выше эффективность
производства, ниже цены
- больше выбор
товара для потребителей
- полностью
используется преимущества МРТ
Инструменты внешнеторговой
политики
- тарифные
ограничения (таможенные пошлины, тарифы)
- нетарифные
ограничения (импортные кыоты лицензирование)
31.
Государственное
регулирование внешнеэкономических
связей
Государственное
регулирование внешнеэкономических
связей -это система хозяйственно-политических
мер, осуществляемых государственными
органами по углублению и расширению участия
страны в международном разделении труда
с целью повышения эффективности общественного
производства и оптимизации структуры
потребления. Оно является составной частью
механизма воспроизводства национального
экономического потенциала и представляет
собой один из основных объектов государственного
регулирования национальной экономики
наряду с воспроизводственной, технологической,
отраслевой и территориальной ее структурой,
научно-техническим прогрессом, социальными
отношениями, окружающей средой и др. Глобальные
цели государственного регулирования
внешнеэкономических связей конкретизируются
в зависимости от остроты конкретных проблем,
возникающих в хозяйственной и социальной
сферах. Это, например, преодоление кризиса
экономики, необходимость структурной
перестройки производственного потенциала,
защита отечественного производителя,
увеличение занятости, оздоровление платежного
баланса, борьба с инфляцией и т.д. Достижение
поставленных целей и определяет конкретные
направления, формы, масштабы государственного
регулирования внешнеэкономических связей.
Существенное влияние при этом оказывает
внутри - и внешнеэкономические установки
государства, интегральный вектор интересов
субъектов внешнеэкономической деятельности.
Государственное
регулирование внешнеэкономических связей
осуществляется при помощи административных,
денежных, кредитных, бюджетных средств,
а также политики в государственном секторе
экономики.
Сущность государственного
регулирования внешнеэкономических
связей заключается в приведении системы
внешнеэкономических отношений в такое
состояние, которое обеспечивало бы оптимальную
реализацию государственных, коллективных
и личных интересов субъектов внешнеэкономической
деятельности в конкретном временном
периоде и на перспективу на основе права,
общепризнанных международных норм и
правил. Механизм регулирования международных
экономических связей представляет собой
определенную систему принципов, инструментов
и методов управления отношениями, в которые
вступают субъекты внешнеэкономической
деятельности. Эта система включает три
основных блока: принципы управления;
совокупность конкретных методов и инструментов
регулирования; институционно-правовые
структуры.Принципы управления внешнеэкономическими
связями характеризуют подход к международным
экономическим отношениям. Различают
два главных принципа международного
сотрудничества, которые определяют характер
и формы регулирования внешнеэкономических
связей: протекционизм и свобода торговли.
Протекционизм
- это защита внутреннего рынка
от иностранной конкуренции. Проводится
через высокие ставки таможенного тарифа
на ввозимые из-за рубежа товары, а также
через такие нетарифные ограничения, как
количественные и валютные ограничения
импорта товара. Чрезмерный протекционизм
может привести к падению эффективности
производства национальных предприятий,
снижению конкурентоспособности производимых
товаров.Свобода торговли - означает устранение
ограничений во внешнеэкономических отношениях.
В своем крайнем выражении для стран с
развивающейся экономикой это может привести
к поглощению национальной экономики
конкурентами из стран с развитой экономикой.
Поэтому извечной проблемой является
дилемма: протекционизм - свобода торговли,
в рамках которой и колеблется внешнеторговая
политика, осуществляется комбинация
двух подходов.Совокупность конкретных
экономических методов и инструментов
государственного регулирования включает:
таможенные тарифы; экспортные и импортные
квоты и лицензии; субсидии; валютные курсы;
систему установления цен на экспортно-импортные
товары.
Институционно-правовые
структуры составляют: различные
международные и национальные акты,
договора, соглашения, нормы, правила,
обычаи и т.д., которые регулируют
порядок осуществления международного
экономического сотрудничества.