Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:25, шпаргалка
мировая экономика
Возмржно что в будущем к этой группе стран присоединят Польшу, Венгрию, Россию и Кипр
- страны с относительно современной структурой экономике это некоторые страны Азии, страны Лат. Америки
- нынешние индустриальные страны (Индонезия Таиланд)
- страны экспортеры нефти – ядро этой группы составляет 12 участников ОПЕК хотя ряд стран нефтедобывающих в эту организацию не входят благодаря нефти ВВП на душу населения в этой подгруппе велика (от2 – 5 тыс. долларов до 24 тыс. долларов)
- наименее развитые
страны т.е. страны с малым
запасом полезных ископаемых
с засушливым климатом с не
благоприятной политической
Страны с переходной экономикой производят 17-19 % мирового ВВП
Но не возможно
точно определить грань отделяющие
эти 3 группы стран предполагаются различные
качественные и логические характеристики
в частности развивающиеся
Данная классификация
вызывает много споров и вопросов
поэтому мировой банк создал свою
классификацию стран мира в основе
которой лежит методология
Важную роль в оценке уровня развивающегося государства в М.Э. играет отрослевая структура ВВП
Вся экономика делится на 3 сектора:
- Первичный (с/х, охота и рыболовство)
Втоичный сектор (обрабатывающая промышленность)
Третичный сектор
(сектор услуг)
17. Новые индустриальные страны
Процесс дифференциации экономически слаборазвитых государств привел к выделению особой группы стран и территорий, которые получили название новые индустриальные страны - НИС. Это Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Бразилия, Мексика, Аргентина. В отношении некоторых НИС вместо слова "страны" часто применяется термин "территория". Так, Тайвань - часть Китая, в свое время незаконно отторгнутая от него гоминдановским режимом. Гонконг сохраняет статус британской колонии. Которую планировалось передать под юрисдикцию КНР. Южная Корея появилась в результате разделения единого государства на две части. Появление НИС отражает интенсивный рост мировой капиталистической системы за счет подключения к ней новых адекватных подсистем.
Сильная дифференциация наблюдается в самой группе НИС. Латиноамериканские НИС обладают более мощным экономическим потенциалом по сравнению с НИС Азии. Размет ВВП только одной Бразилии на мировом рынке достаточно скромны по сравнению с НИС Азии.
Южную Корею уже сейчас вполне можно отнести в разряд индустриально развитых капиталистических стран, причем по основным макроэкономическим показателям она будет первой из числа РС, которая пополнит группу ведущих капиталистических держав.
Темпы экономического развития большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе наукоемких, НИС вышли на ведущие позиции в капиталистической экономике. Собственно, это обстоятельство во многом обусловило их необычайно ускоренный рост.
Еще более высокими
темпами развивается экспорт
из этих стран. Дело в том, что, обладая
высокой
В силу множества факторов НИС оказались в сфере особых экономических и политических интересов капиталистических стран, которые направляли в эти страны почти половину всех финансовых ресурсов, предназначенных развивающимся государствам.
Быстрый рост экономики обусловил увеличение абсолютных размеров ВВП, в том числе и на душу населения. По этим показателям НИС в целом также опережают основную массу развивающихся стран, а некоторые из них приближаются к промышленно развитым странам. В структуре ВВП достаточно велик удельный вес внутренних накоплений, причем в Азиатских НИС он выше, чем в большинстве индустриальных государств.
Новые индустриальные страны превратились в крупных производителей судов, морских нефтебуровых платформ, легковых автомобилей, электронных компонентов, видеомагнитофонов и т.д.
Использование
положительного опыта новых индустриальных
стран, осуществивших прорыв на мировой
рынок наукоемкой продукции, имеет практическое
значение для ускоренного формирования
новой модели внешнеэкономических связей
восточноевропейских стран, ориентированное
на глубокое и комплексное сотрудничество
в производстве, науке и технике.
18. Роль развитых стран в мировой экономике
Это – группа из 25 государств. В них проживает 1,2 млрд. человек (23% всего населения мира). Они сосредоточивают около 70% мирового ВВП, и дают 70-75% мирового промышленного производства. ВВП на душу населения колеблется в этих странах от 10 до 25 тыс. долл. На них приходится около 70% мирового внешнеторгового оборота.
Промышленно развитые страны – главный производитель промышленной и сельскохозяйственной продукции, несмотря на наметившуюся тенденцию к некоторому снижению их доли в мировом производстве
Одна из главных
особенностей развитых стран – относительно
равномерное распределение
19. Страны с переходной экономикой в мировом хозяйстве
Страны с переходной экономикой добились значительного прогресса в деле дальнейшей интеграции в мировое хозяйство, однако достигнутый прогресс различается по различным аспектам переходного периода, а также по странам.Внутренняя политика и обязательства международных учреждений сыграли существенную роль в стимулировании экономического роста в этих странах, однако с обеих сторон по-прежнему требуются дальнейшие усилия. Расширение и углубление интеграции ряда стран, в частности некоторых членов СНГ, имеют важное значение для поддержания экономического роста и сокращения масштабов нищеты. Требуется оказание дальнейшей помощи для обеспечения плавного и эффективного перехода от плановой к рыночной экономике и полной интеграции этих стран в мировое хозяйство.
В своей
резолюции 57/247 от 20 декабря
2002 года Генеральная Ассамблея вновь подтвердила
необходимость полной интеграции стран
с переходной экономикой в мировое хозяйство.
Отметив прогресс, которого они добились
в обеспечении большей стабильности и
экономического роста, а также необходимость
поддержания ими таких позитивных тенденций
в будущем, Ассамблея признала вместе
с тем трудности, с которыми сталкиваются
эти страны при решении сложных задач,
обусловленных глобализацией, и проблемы,
которые им приходится решать при обеспечении
благоприятных условий для доступа их
экспортной продукции на рынки и мобилизации
прямых иностранных инвестиций (ПИИ), необходимых
для их постоянного развития.
20. Развивающие страны в мировой экономике
Важной особенностью экономики развивающегося мира является ее значительная ориентированность на внешние рынки и, соответственно, достаточно высокая степень вовлеченности в международное разделение труда. Доля развивающихся стран в мировом экспорте составила в 1992 г. 27.4%, а в мировом импорте 28.1%.
На мировом рынке группа развивающихся стран выступает главным образом в роли поставщиков минерального, экономического, сельскохозяйственного сырья и пищевых товаров. Экспорт данной продукции обеспечивает развивающимся государствам 50 - 100% экспортных доходов.
В структуре импорта развивающихся стран главными статьями являются машины и оборудование (в среднем порядка 34%) и прочая продукция обрабатывающей промышленности (37%).
Развивающиеся страны от выступают крупными покупателями продовольствия и технологически сложной промышленной продукции на мировых товарных рынках.
Подавляющее большинство развивающихся стран является чистыми импортерами как прямых иностранных инвестиций, так и ссудного капитала. На группу развивающихся государств приходилось в 1980 - 1985 гг. - 25% совокупных вложений прямых иностранных инвестиций в мире и в 1986 - 1990 гг. - 17%.
За 1986 - 1990 гг. совокупный приток прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны составил 131 млрд. долл., а их отток - 28 млрд. долл. Региональное распределение потока прямых иностранных инвестиций в развивающемся мире неравномерно. На страновом уровне отчетливо выделяются десять крупных реципиентов: Аргентина, Бразилия, Гонконг, Египет, Китай, Малайзия, Мексика, Сингапур, Тайвань, Таиланд. Основными экспортерами прямых иностранных инвестиций выступает очень небольшая группа государств, расположенных главным образом в Восточной, Южной, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Крупнейшие экспортеры - Южная Корея и Тайвань.Большая часть накопленных прямых инвестиций из НИС Азии сконцентрирована в Северной Америке и Западной Европе, главным образом в секторе обрабатывающей промышленности и в сфере услуг.
Крупнейшими экспортерами капитала в Латинской Америке являются Бразилия и Венесуэла.Приток в развивающиеся страны ссудного капитала осуществляться как в виде иностранных кредитов по межгосударственной линии, так и в виде иностранных частных займов. Представление кредитов связано с ростом внешней задолженности развивающихся стран.
Еще одной характерной
чертой притока внешних финансовых
ресурсов в развивающиеся страны в
80-е гг. явилось повышение в нем доли иностранных
государственных субсидий (безвозмездной
помощи). В начале 90-х гг. он примерно соответствовал
объему чистого иностранного государственного
кредитования развивающихся стран или
даже превышал его. Крупнейшими реципиентами
международной помощи являются страны
Тропической Африки
21. Уровень экономического развития страны
«Хорошее государство
не роскошь, а насущная необходимость
для развития».В 90-х гг. стал очевиден
пересмотр значения государства
в экономическом развитии. Сегодня
более пристальное внимание к роли государства
обусловлено драматическими преобразованиями
в мировой экономике, коренным образом
изменившими среду, в которой действует
государство. Теперь оно, реализуя стратегию
национального хозяйственного роста,
все более должно принимать во внимание
и глобальную экономическую систему. Миропорядок
стремительно меняется, и власть, не сумев
адаптироваться, рискует потерять возможность
управлять как социально-экономическими
процессами в национальной экономике,
так и позициями своей страны в мировом
хозяйстве. Активное формирование глобального
частного предпринимательства дает новое
содержание понятию экономического роста.
Функция поддержания экономического и
социального равновесия, изначально присущая
государству, заставляет видеть в нем
относительно независимую силу, определяющую
основные направления развития. Развивающиеся
страны добились заметных успехов в индустриализации,
чему в немалой степени способствовало
противостояние двух блоков, их борьба
за влияние в третьем мире. Отсюда и межгосударственные
программы помощи, активная политика кредитования,
подготовки кадров со стороны международных
организаций, не говоря о военных поставках.
Во всяком случае, биполярный мир давал
развивающимся странам определенные экономические
преимущества «третьего радующегося».
Однако признание рыночных рычагов само
по себе не способно улучшить экономику.
Одно лишь изменение форм собственности
не повышает эффективности производства.
Более того, ослабление позиций государства
при неразвитом частном предпринимательстве
ведет к дезорганизации хозяйства, заметному
снижению его управляемости, вялотекущему
структурному кризису, инфляции и резкому
расслоению общества по доходам. Сокращается
поле для социального компромисса и, следовательно,
для поддержания экономических реформ.
В переходных экономиках ожесточенные
схватки вокруг дележа государственной
собственности оттеснили более актуальную
проблему – как обеспечить приватизированные
предприятия ресурсами, сделать их прибыльными.
Трудности управления усугублялись тем,
что предшествующие годы бюрократического
руководства привели к моральному и физическому
старению производственных мощностей,
избыточной занятости, особенно административного
персонала. Политика государства была
сосредоточена на изменении формы собственности,
а не на создании конкурентной среды, способствующей
более равномерному распределению доходов
и тем самым созданию социального и политического
климата, благоприятного для функционирования
экономики рынков. Слабость конкуренции
ограничивает формирование экспортного
сектора: здесь, как и до начала реформ,
преобладает сырье. Между тем задача государства
состоит в создании соответствующего
общественного климата: признании и защите
частной собственности, ограничении монополизма.
Иными словами, речь идет об укреплении
институций, которые образуют социально-экономическое
пространство страны. Нестабильность
институций всегда препятствует развитию
здорового частного предпринимательства.
В то же время надо видеть трудность и
длительность создания адекватной рынку
среды. Страны Запада создавали ее почти
два столетия. Слабость законодательной
среды, ее излишняя подвижность, низкая
эффективность порождают недоверие граждан
к закону, следствием чего неизбежно становятся
его нарушения, начиная от сокрытия доходов
и кончая организованной преступностью.
Экономические провалы связаны, прежде
всего, с институциональным кризисом,
который выражается в том, что государство,
став главным экономическим агентом, породило
чудовищную по масштабам и продажности
бюрократию, ставшую самодовлеющей силой,
фактически игнорирующей существование
остального населения. Для государств,
стремящихся проводить политику развития
и повышения степени свободы экономики,
МБРР в конце тысячелетия предлагает некую
модель, основанную на двух посылах: соизмерении
действий государства с его потенциалом
(не пытаться сделать слишком многое, имея
ограниченные ресурсы) и улучшении работы
государственного аппарата (через сотрудничество
всех слоев общества и ограничение проявлений
волюнтаризма). Успешного воплощения этой
модели, правда, не видно.