Сертификация и стандартизация продукции в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Предметом курсовой работы является раскрытие сущности сертификации и стандартизации, их цели, виды, принципы, органы управления.
Задачами курсовой работы являются:
1. Раскрыть сущность сертификации и стандартизации, их функции и роль, возможность дальнейшего развития.
2. Познакомить с принципами сертификации и стандартизации, органами их управления.
3.Изучить состояние работ по сертификации товаров в Республике Беларусь.
4.Рассмотреть наиболее приоритетные направления в области развития сертификации товаров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1.Сущность, виды, цели и принципы сертификации
1.2.Органы сертификации и их функции
2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1.Стандарты и руководящие документы Республики Беларусь
2.2. Международные стандарты ИСО серии 9000
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИ
4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕ-
НИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БЕЛОРУССКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
4.1.Анализ стандартизации и сертификации продукции на белорусских промышленных предприятиях
4.2. Организация стандартизации и сертификации продукции на ПО«МТЗ»
4.3. Анализ качества и конкурентоспособности продукции ПО «МТЗ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Сертификация курсовая ПМ.docx

— 116.84 Кб (Скачать)

Информация о применяемых  нормативных документах по стандартизации других государств на поставляемую продукцию представляется предприятием (организацией) в Госстандарт (Минстройархитектуры) в течение месяца после реализации первого образца первой партии продукции.

Государственный контроль и  надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и других нормативных документов в Республике Беларусь осуществляется на основании Закона «О стандартизации» и составляет часть государственной системы стандартизации. Основными целями стандартизации являются:

  • защита интересов потребителей и государства в вопросах качества продукции, услуг, процессов, обеспечивающих их безопасность для жизни людей, охрану окружающей среды;
  • повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и экономики государства;
  • обеспечение технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции;
  • содействие внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий;
  • устранение технических барьеров в торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве, обеспечение конкурентоспособности белорусских товаров на мировом рынке, участие республики в международном разделении труда;
  • обеспечение единства измерений;
  • содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности республики;
  • содействие выполнению законодательства Республики Беларусь методами и средствами стандартизации.

Основными задачами стандартизации являются:

  • установление оптимальных (в том числе обязательных) требований к качеству и номенклатуре продукции в интересах потребителя и государства;
  • развитие унификации продукции;
  • нормативное обеспечение межгосударственных я государственных социально-экономических и научно-технических программ и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, безопасность населения и т.д.);
  • согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
  • снижение материалоемкости и энергоемкости, применение прогрессивных технологий;
  • установление метрологических норм, правил, положений и требований;
  • установление требований к испытаниям, сертификации,контролю и оценке качества продукции;
  • ведение и развитие систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации[1, с.24].

На современном этапе  государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку он в основном направлен на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.

Согласно закону РБ «О стандартизации», ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. Ответственность может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер.

Системы управления качеством  продукции основываются на Государственной системе стандартов Республики Беларусь (СТБ).

На межотраслевом уровне управление качеством осуществляется на основе государственных стандартов, определяющих общую терминологию по качеству, выбор показателей качества и методов их оценки, принципы построения систем управления качеством.

На отраслевом уровне управление качеством продукции осуществляется на основе государственных и отраслевых стандартов и других нормативных  документов, которые разрабатываются  для учета специфических особенностей отраслей. Отраслевые стандарты позволяют  согласовывать специфические условия  организации производства и управления конкретными отраслями промышленности с требованиями государственных  стандартов» межотраслевой научной и нормативно-технической документации. На уровне организации управление качеством осуществляется на основе государственных отраслевых стандартов, технических условий и стандартов организаций, других нормативно-технических документов. Последние отражают организационно-техническую и технологическую специфику работ в организации и условия их выполнения.

Таким образом, образуется единая система, позволяющая увязать требования к уровню качества продукции, формируемые на всех стадиях жизненного цикла изделия. В целях обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля и маркировки, защиты прав потребителей и интересов государства осуществляется государственный надзор за выполнением требований стандартов. [19, с. 93-99]

2.2 Международные стандарты ИСО серии 9000

 

Систему международных стандартов характеризуют нормативные документы общемировых неправительственных организаций (ISO, IEC, WTO), международных отраслевых организаций и других международных региональных организаций.

Первая Международная  неправительственная организация  для разработки всемирных стандартов в области электротехнической промышленности International Ekctrotechnical Commission (IEC) была основана в 1906 г., в 1926 г. она была преобразована в Ассоциацию International Standardizing Associations (ISA). В 1942 г. в связи со Второй мировой войной деятельность ISA была прекращена.

В 1946 г. представители 25 стран  собрались в Лондоне и решили создать новую организацию для  содействия в области координации  и унификации промышленных стандартов. Новая организация — International Standardizing Organization (ISO) -официально начала свою деятельность 23 февраля 1946 г. В ее состав входит более 90 стран.

После создания ИСО на автономных правах к ней присоединилась и  МЭК, сохранив независимость в финансовых и организационных вопросах. Целями МЭК является содействие международному сотрудничеству в решении вопросов стандартизации в области электротехники, радиоэлектроники. Основной задачей является разработка международных стандартов в соответствующей области. МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения; ИСО — во всех остальных отраслях.

Основным видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. Стандарты ИСО являются добровольными к применению. Однако их использование в национальной стандартизации связано с расширением экспорта, рынка сбыта, поддержания конкурентоспособности выпускаемой продукции. Стандарты ИСО серии 9000 получили наиболее широкое признание в мире. Они устанавливают требования к качеству и являются основой управления качеством продукции примерно в 400 тысячах систем качества частных и государственных предприятий 150 стран.

Стандарты ИСО серии 9000—это пакет документов по обеспечению  качества, подготовленный членами международной делегации, известной как «ИСО/Технический комитет 176» (ISO/TC 176).

Стандарты ИСО серии 9000 написаны в форме задач системы качества, которые предстоит выполнить  организации. Данные международные  стандарты не описывают как достичь решения этих задач, а представляют такой выбор руководству организации.

Действующие международные  стандарты (МС) ИСО серии 9000 издания 2000 г. разработаны Техническим комитетом  ИСО/ТК 176 и являются третьей версией  данной серии стандартов.

Первая версия была утверждена в 1987 г. и состояла из пяти стандартов. Разработанные стандарты вобрали в себя все наиболее рациональные решения, накопленные в области управления качеством.[19, с. 100]

На протяжении всего периода  существования стандартов ИСО 9000 продолжалась разработка новых и пересмотр действующих основополагающих стандартов (в 1994 г. и в 2000 г.).

Изменения, внесенные в  стандарты в 1994 г., не противоречили  основным подходам и структуре стандартов 1987 г. Но при этом количество стандартов ИСО серии 9000 значительно расширилось.

В 2000 г. закончился второй плановый пересмотр международных стандартов ИСО и была принята третья версия стандартов ИСО серии 9000-2000 г.

Стандарты третьей версии обладают следующими преимуществами:

  • применимы к любым организациям независимо от их вида, размера, выпускаемой продукции иди оказываемой услуги;
  • просты в применении, упрощена терминология, доступны для понимания;
  • существенно сокращен объем обязательных процедурных документов;
  • устанавливают связь системы менеджмента качества с организационными и бизнес-процессами;
  • обеспечивают естественное движение в направлении улучшения деятельности организаций в соответствии с заложенными в них требованиями;
  • ориентированы на непрерывное улучшение и удовлетворение запросов потребителей;
  • образуют согласованный комплекс стандартов, совместимый с другими системами, связанными с управлением, развитием, финансированием, охраной окружающей среды, охраной труда и безопасностью, а также стандартами, устанавливающими отраслевые требования;
  • обеспечивают возможности по созданию системы менеджмента качества в специфических отраслях экономики (например, медицинское оборудование, телекоммуникации, автомобилестроение и т.д.);
  • учитывают потребности и выгоды для всех заинтересованных сторон (организаций, их собственников и персонала, потребителей, государства, общества в целом);

Для организаций, применяющих  стандарты на системы менеджмента  качества согласно концепции третьей версии ИСО 9000, различают четыре общие категории продукции:

  • оборудование (технические средства), к которому относят всю промышленную продукцию, состоящую из отдельных единиц или собранную из разрозненных частей, предназначенную для поставки потребителю;
  • интеллектуальная продукция (средства), под которой понимается продукт интеллектуальной деятельности, включающий информацию, выраженную в форме компьютерных программ, проектов и т.д.;
  • перерабатываемые материалы, к которым относится материальная продукция, получаемая путем переработки сырья в заданное состояние. Перерабатываемые материалы представляют собой жидкость, газ, слитки или листы, порошок или гранулы, специфические материалы и могут поставляться в контейнерах, мешках, цистернах, баллонах, канистрах, по трубопроводам и т.д.;
  • услуги, к которым относят услуги по обучению, бытовому обслуживанию, туристские услуги и т.д.

Важнейшим преимуществом  в стандартах ИСО серии 9000—2000 является то, что требования к системам менеджмента качества для всех категорий продукции являются общими.

В новой версии стандартов ИСО 9000 учитывалось и противоречие между торговой политикой и политикой устойчивого экологически безопасного развития экономики, т.е. то, что в торговых отношениях страны зачастую ориентируются на ценовые преимущества той или иной продукции и не стремятся брать на себя бремя затрат по экологизации и модернизации производства.[10, с. 121-123]

Для разрешения этого противоречия разработаны международные экологические стандарты» в первую очередь стандарты ИСО 14000. Стандарты этой серии ориентируют организации на внедрение экологического менеджмента. Их использование предусматривает соблюдение определенных процедур, принятие соответствующих документов и создание системы ответственности за экологизацию производства.

В связи с обострением  экологических проблем в мировом  хозяйстве сертификация продукции на ее соответствие международным экологическим стандартам приобретает все большее значение. Экспорт из стран, проводящих эффективную экологическую политику, имеет тенденцию к быстрому росту. Формируется активно развивающийся мировой рынок экологически чистой продукции. Международные организации разрабатывают единую международную классификацию этого рынка и единые критерии в отношении понятия «экологически чистая продукция». Влияние экологических факторов на возможности конкуренции, на развитие международной торговли и экспортного производства становится одной из доминант XXI в. Страны, имеющие наиболее жесткие экологические стандарты, оказываются и наиболее конкурентоспособными. С этой целью созданы Всемирная промышленная конференция по экологическому управлению, Совет предпринимателей по устойчивому развитию, учитывающему его экологическую составляющую. Для своих членов (а первоначально в состав Совета вошли 50 ведущих компаний развитых стран) он устанавливает повышенные экологические стандарты. Существует уже большое число многосторонних и двусторонних международных соглашений и договоров по вопросам экологической безопасности. Так, Комитет ВТО по торговле и окружающей среде занимается установлением соотношения между принципами и задачами торговой политики отдельных стран и положениями международных договоров и соглашений по охране окружающей среды. В условиях глобализации экономики и обострения конкуренции на внутренних и мировых товарных рынках конкурентоспособность продукции уже во многом определяется именно экологическими ее параметрами: степенью соответствия международным экологическим стандартам и использования безопасных производственных технологий, экологическими издержками, уровнем экологического менеджмента и аудита, обязательствами по международным соглашениям об охране окружающей природной среды. Таким образом, пересмотр стандартов 2000 г. повлек за собой изменения, касающиеся ответственности управления, мониторинга, измерения, постоянного совершенствования и других вопросов. [19, с. 100-104]

Информация о работе Сертификация и стандартизация продукции в Республики Беларусь