Сертификация и стандартизация продукции в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Предметом курсовой работы является раскрытие сущности сертификации и стандартизации, их цели, виды, принципы, органы управления.
Задачами курсовой работы являются:
1. Раскрыть сущность сертификации и стандартизации, их функции и роль, возможность дальнейшего развития.
2. Познакомить с принципами сертификации и стандартизации, органами их управления.
3.Изучить состояние работ по сертификации товаров в Республике Беларусь.
4.Рассмотреть наиболее приоритетные направления в области развития сертификации товаров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1.Сущность, виды, цели и принципы сертификации
1.2.Органы сертификации и их функции
2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1.Стандарты и руководящие документы Республики Беларусь
2.2. Международные стандарты ИСО серии 9000
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИ
4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕ-
НИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БЕЛОРУССКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
4.1.Анализ стандартизации и сертификации продукции на белорусских промышленных предприятиях
4.2. Организация стандартизации и сертификации продукции на ПО«МТЗ»
4.3. Анализ качества и конкурентоспособности продукции ПО «МТЗ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Сертификация курсовая ПМ.docx

— 116.84 Кб (Скачать)

 

 

1.2 Органы сертификации и их функции

 

В Республике Беларусь действует  Национальная система сертификации, созданная республиканским органом  по стандартизации, метрологии и сертификации, и могут действовать созданные другими юридическими лицами системы сертификации продукции по показателям, по которым законодательством Республики Беларусь проведение обязательной сертификации не предусмотрено.

В зависимости от сложности  системы и объема выполняемых  работ третьей стороной определяется наличие тех или иных органов и их функции. Обычно сертификация третьей стороной состоит из официального, испытательного и инспектирующего органа (органа надзора), рис. 2.1. [22, с. 116]

 

Рисунок 1 – «Организация сертификации продукции»*

*Источник: [22, с.119].

Во главе системы стоит  официальный орган, осуществляющий руководство организацией и ее функционированием. Его функциями являются:

  • разработка порядка проведения сертификации;
  • аттестация испытательных лабораторий для проведения сертификационных испытаний;
  • принятие решения о допуске предприятий к системе сертификации;
  • выдача сертификатов или лицензий на маркирование продукции знаком соответствия, ведения перечня сертификационной продукции, рассмотрения спорных вопросов о качестве сертификационной продукции.

Важным звеном системы  сертификации является испытательный  орган (центр или лаборатория), который  необязательно должен находиться в  составе сертификационного органа.

Испытательная лаборатория, чтобы быть аккредитованной, должна иметь:

  • документ, регламентирующий организационные вопросы ее деятельности: структуру, функции подразделений, перечень выполняемых работ, порядок проведения испытаний и др.;
  • квалифицированный персонал;
  • документацию по методике измерений, систему регистрации результатов испытаний;
  • помещения, обеспечивающие необходимые условия для проведения испытаний, аттестация персонала, проведение сравнительных испытаний.

Надзор за функционированием  системы обеспечения качества продукции  на предприятии осуществляет инспектирующий орган, который по поручению сертификационного  органа осуществляет контроль производства, в процессе которого выявляются условия  для стабильного выпуска продукции, соответствующей стандартам. При этом контролю могут быть подвергнуты отдельные циклы производства, испытательные установки и системы качества.

Важным элементом в  системе сертификации является национальная организация метрологической службы, которая обеспечивает единство измерений и единообразие средств их проведения, методов определения точности, а также создание эталонов и образцовых средств измерений.

Сертификация не снимает  ответственности с изготовителя за соблюдение стандартов. Правительства  многих стран приняли в последние  годы законы или постановления об усилении ответственности за качество выпущенной продукции.

Сертификационный центр  несет ответственность за достоверность  и объективность испытаний, а сертификационный орган — за соблюдение принятых правил и процедур проведения сертификации.

Процедура сертификации начинается с подачи заявки в соответствующую организацию. После предварительного определения соответствия продукции действующей нормативно-технической документации принимается решение об удовлетворении заявки.

После детального изучения материала принимается совместный документ, определяющий права и обязанности обеих сторон и дополнительное приложение, в котором называются технические средства контролера, используемые при испытаниях и контроле качества продукции.

Национальная система  сертификации организуется в соответствии с действующими международными нормами и правилами ИСО и СЕРТИКО.

Целью системы является содействие выпуску и реализации безопасных товаров, работ и услуг, повышение  конкурентоспособности продукции  на внешнем рынке, увеличение экспорта. Системой сертификации предусматриваются следующие виды деятельности:

  • сертификация продукции;
  • сертификация производства;
  • аттестация изготовителей;
  • аккредитация испытательных лабораторий;
  • аккредитация органов по сертификации однородной продукции;
  • аккредитация органов по сертификации систем качества и аттестации предприятий;
  • аккредитация центра обучения экспертов-аудиторов и государственных инспекторов по надзору за стандартами и средствами измерений.

Обязательная сертификация проводится на основании законодательных  актов и правительственных постановлений. Обязательная сертификация проводится на соответствие требованиям межгосударственных (стран — участниц СНГ) стандартов, а также других нормативных документов, которые устанавливают обязательные требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды.

Проведение добровольной сертификации организует изготовитель продукции.

Сертификация продукция  должна проводиться по схемам, принятым в международной практике. Решение  о присоединении к международным  системам принимает правительство.[22, с. 115-118]

 

2.СТАНДАРТИЗАЦИЯ  ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Стандарты и руководящие документы Республики Беларусь

 

В Республике Беларусь отношения, возникшие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, регулируются Законом «О техническом нормировании и стандартизации» № 262-3 от 5 января 2004 года. Закон определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области. [19, с. 93]

В процессе стандартизации разрабатываются нормы, правила, требования, характеристики объектов стандартизации, которые оформляются в виде нормативных актов. К таким актам относятся стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты.

Стандарт – это технический  нормативный правовой акт, разработанный  в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащей технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг. [19, с. 94]

Стандарты бывают международными, межгосударственными (региональными), государственными (национальными), организации.

В Республике Беларусь в  зависимости от специфики объекта  стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатываются, как правило, стандарты следующих видов:

  • основополагающие стандарты (организационно-методические и общетехнические), которые устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессе создания и использования продукции, охрану окружающей среды, охрану труда и другие общетехнические требования;
  • стандарты на продукцию, которые устанавливают требования к группам однородной продукции или к конкретной продукции;
  • стандарты на работы (процессы), услуги, которые устанавливают требования к методам (способам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ (услуг) в технологических процессах изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции;
  • стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа), которые устанавливают требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) проведения контроля продукции при ее создании, производстве, потреблении, утилизации.

В Государственной системе  стандартизации Республики Беларусь устанавливаются нормативные документы по стандартизации следующих категорий:

  • государственные стандарты Республики Беларусь — СТБ;
  • государственные строительные нормы и правила Республики Беларусь –

СНБ;

  • общегосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь – ОКРБ;
  • руководящие документы отраслей Республики Беларусь – РДРБ;
  • технические условия Республики Беларусь — ТУ РБ;
  • технические описания Республики Беларусь — ТО РБ;
  • стандарты предприятий (объединений предприятий, фирм, акционерных обществ, концернов) — СТП.

На территории Республики Беларусь Государственные стандарты  Республики Беларусь и межгосударственные стандарты применяют предприятия, объединения, в том числе с иностранными инвестициями учреждения, организации независимо от форм собственности и подчиненности, министерства и другие органы государственного управления, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица[1, с.32].

Государственные стандарты  Республики Беларусь и межгосударственные стандарты применяют при разработке законодательных актов, а также  при разработке, изготовлении, реализации, эксплуатации (использовании), ремонте, хранении, транспортировании и утилизации продукции (при оказании услуг) и т.д.

Руководящие документы отраслей применяют на территории Республики Беларусь предприятия и организации, входящие в систему органа, утвердившего данный документ, а также на добровольной основе другие предприятия и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Руководящие документы Госстандарта применяют в соответствии с областью их распространения.

Технические условия и  технические описания применяют  на территории Республики Беларусь организации, независимо от форм собственности и  подчиненности, и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с договорами и (или) лицензиями на право производства и реализации продукции или оказания услуг.

Стандарты организаций применяют  в организации, утвердившей стандарт организации.

Продукция не подлежит реализации и передаче для реализации по назначению, если она не соответствует требованиям, подлежащим обязательному выполнению, предусмотренным в действующих стандартах. Указание в маркировке продукции стандарта (ГОСТ, СТБ и др.) осуществляется при наличии у изготовителя официально изданного экземпляра стандарта или экземпляра, приобретенного в организации, которой Госстандартом, Министерством строительства и архитектуры Республики Беларусь предоставлено право распространения стандартов.

Импортируемая продукция  должна соответствовать обязательным требованиям действующих стандартов в части безопасности и охраны окружающей среды.

Информация о выпускаемой  продукции представляется организацией в установленном порядке.

Международные, региональные и национальные стандарты других государств применяют на основе международных соглашений о сотрудничестве или с разрешения, полученного Госстандартом от соответствующих организаций и национальных органов, если их требования удовлетворяют потребности республики и не противоречат действующему в республике законодательству. [18, с. 14-15] Применение международных и региональных стандартов осуществляют через государственные стандарты Республики Беларусь следующими способами:

  • прямое применение международного (регионального) стандарта как полного аутентичного перевода текста международного (регионального) стандарта;
  • прямое применение международного (регионального) стандарта с дополнительными национальными требованиями;
  • прямое применение международного (регионального) стандарта в качестве приложения к государственному стандарту Республики Беларусь.

Национальные стандарты  других государств применяют непосредственно (при их издании на русском языке) или в качестве государственных стандартов Республики Беларусь аналогично международным и региональным стандартам.

Применение международных, региональных, национальных стандартов других государств, стандартов предприятий  других государств на изготавливаемую и поставляемую только на экспорт продукцию производится на договорной (контрактной) основе с потребителем (покупателем) продукции.

Допускается применение отраслевых стандартов, стандартов научно-технических  и инженерных обществ, технических  условий других государств (изданных или переведенных на русский язык) на основе соответствующих соглашений о сотрудничестве или с разрешения соответствующих органов, организаций, утвердивших эти документы и официально подтвердивших правильность перевода нормативного документа на русский язык[5, с.148].

Информация о работе Сертификация и стандартизация продукции в Республики Беларусь